М к тихонравов введение в ракетную технику. Тихонравов михаил клавдиевич

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года в городе Владимир в семье юриста и педагога. В 1918 году семья переехала в Переславль. Здесь Михаил начал работать курьером в суде, где его отец был народным судьей. В 1919 году молодой человек стал первым комсомольцем Переславля. Тихонравов организовал комсомольскую ячейку при бывшей женской гимназии. Также в 1919 году он вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал агитатором военкомата.

По сохранившимся свидетельствам, Тихонравов хорошо справлялся с обязанностями агитатора. В 1920 году его перевели во Владимирский военкомат, а оттуда он был направлен на фронт. В том же году Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (в настоящее время Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В период учебы Тихонравов сконструировал ряд планеров, модели которых обладали достаточно высокими характеристиками. С 1925 года Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

В 1932 году Тихонравов стал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения. В секции планеризма при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР Тихонравов познакомился с С. П. Королёвым. В дальнейшем их знакомство переросло в тесное сотрудничество, в частности, в 1933 году по предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию первых советских баллистических ракет на гибридном топливе. В августе того же года были проведены первые испытания ракеты ГИРД-09 конструкции Тихонравова.

В 1934 году Тихонравов стал начальником отдела Реактивного научно-исследовательского института. И здесь под его руководством велась работа по созданию ракет, высота взлета которых постепенно увеличивалась.

В конце 1930-х годов Тихонравов и возглавляемый им коллектив занимались разработками, связанными с жидкостными ракетными двигателями и ракетами для изучения верхних слоев атмосферы, однако вскоре эти исследования были свернуты. А перед Тихонравовым и его коллегами была поставлена задача по разработке снарядов для «Катюши».

После Великой Отечественной войны Тихонравов приступил к работе по созданию искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Однако в 1950 году Тихонравов был отстранен от занимаемой должности. Вернуться к исследовательской работе ему удалось лишь в 1953 году, а в 1954 году Тихонравов уже предложил последовательную программу освоения космического пространства от запуска первого спутника и вплоть до высадки на Луне.

В музее Переславля хранятся комсомольский билет и дневники Михаила Клавдиевича. Его записи о поездках по сельской местности по делам военкомата представляют немалый интерес и с исторической, и с краеведческой точек зрения. Среди прочих материалов имеются схемы расположения селений, где указаны километраж, время выхода из Переславля и время возвращения в город, а также описаны настроения, владевшие местным населением.

В 1956 году Тихонравов стал работать в ОКБ-1 в должности начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и других планет. В 1957 году Михаил Клавдиевич Тихонравов удостоился Ленинской премии СССР за успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту.

Кроме того, Тихонравов принимал деятельное участие в работе по запуску первого пилотируемого космического корабля. За это в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Позднее коллектив, возглавляемый Тихонравовым, принимал участие в разработке тяжелого межпланетного корабля, который предназначался для пилотируемого полета на Марс.

Параллельно с научно-исследовательской деятельностью выдающийся конструктор преподавал в стенах Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, профессором которого Тихонравов стал в 1962 году.

Помимо уже упоминавшихся наград, Тихонравов за свои достижения, способствовавшие развитию советской авиационной, ракетной и космической техники, был награжден орденами Красного знамени, Красной звезды и др.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

2017-07-07T22:31:05+00:00

Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900-1974).

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире.
В 1919 году он добровольно вступил в Красную Армию. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В.С.Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А.А.Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба в 1928 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Скиф-2» (1931 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 годах возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А.Г.Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302П» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

31 декабря 1957 года в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника Земли большой группе учёных и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии. Среди них были и члены группы — М.К.Тихонравов, И.М.Яцунский, И.К.Бажинов и А.В.Брыков, которым премия была присуждена за обоснование возможности создания и запуска первого ИСЗ. Г.Ю.Максимову Ленинская премия была присуждена несколько позже - за участие в создании первых автоматических лунных аппаратов. И.К.Бажинов в своих воспоминаниях пишет о том, что «С.П.Королёв, представляя к награде Г.Ю.Максимова, безусловно, учитывал его большой вклад в работы группы М.К.Тихонравова».

М.К.Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968 г.).

4 марта 1974 года Михаил Клавдиевич Тихонравов скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.

Награды:
-золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда;
-два ордена Ленина;
-два ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-медали.
-Ленинская премия.

М.К.Тихонравов. 1925 г.

Михаил Клавдиевич Тихонравов (16 (29) июля 1900 - 4 марта 1974) - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

Создание и деятельность Группы Тихонравова

В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.

В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников.

В её состав на то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др..

В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.

Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.

В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты..

В этой статье речь пойдет о Михаиле Клавдиевиче Тихонравове (1900-1974) - пионере отечественного ракетостроения и космонавтики, лауреате Ленинской премии, Герое Социалистического Труда. Первая советская ракета на жидком топливе, которая поднялась в воздух в 1933 году, была его конструкции. Проектные разработки Тихонравова имеют самое непосредственное отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к старту Юрия Гагарина, к первому в истории выходу человека в открытое космическое пространство; они воплощены во многих космических кораблях, разработанных в КБ Сергея Павловича Королева.

В начале 1934 года в Москве, в воротах дома № 19 по Садово-Спасской улице, во дворе которого размещался ГИРД (группа изучения реактивного движения), беседовали двое.
- Кто же создаст корабль для полета человека в космос?
- Конечно, коллектив, обязательно коллектив! Знаю, и ты, и я будем в этом коллективе. И непременно доживем до межпланетного полета человека. Мы спроектируем и построим корабль, который невозможно сейчас даже представить себе.
- Настанут, настанут эти замечательные дни!..
Так почти семьдесят лет назад мечтали двадцатисемилетний Сергей Королев и тридцатитрехлетний Михаил Тихонравов. А 12 апреля 1961 года стартовал созданный ими космический корабль?Восток? с Юрием Гагариным на борту. А еще раньше был первый искусственный спутник земли.

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился во Владимире. Когда ему было полтора года, родители переехали в Петербург. Отец семейства Тихонравовых Клавдий Михайлович, почетный гражданин города Владимира, закончил юридический факультет Петербургского университета, а мать, Александра Николаевна, - Бестужевские курсы. Училась она и в знаменитом училище технического рисования А.Л.Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ. Недюжинным художником впоследствии стал и ее сын Михаил. Вообще будущий ученый отличался многими талантами. После окончания Третьей классической гимназии он в совершенстве овладел латынью и читал в подлиннике античных авторов; изучил и французский язык.
В девятилетнем возрасте Миша Тихонравов, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь?заболел? небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. И когда в 1920 году Н.Е.Жуковский организовал Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Тихонравов тут же оказывается в числе студентов. В учебных мастерских института он вместе с известным впоследствии авиационным инженером-конструктором Владимиром Вахмистровым спроектировал и построил планер. Названный?Змеем Горынычем?, он представлял советский планеризм на международных соревнованиях в Германии в 1925 году, показав превосходные результаты: поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров.
В 1925 году М.К.Тихонравов окончил институт, к этому времени переименованный в Военную Воздушную Академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени профессора Н.Е.Жуковского. Работал у знаменитого авиаконструктора Н.Н.Поликарпова, участвовал в создании ряда самолетов - первенцев советской авиации, в том числе и легкого ночного бомбардировщика У-2. Одновременно он начинает серьезно осваивать теоретические основы ракетной техники.
С начала 1920-х годов Михаил Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе. Там он часто встречался с С.П.Королевым. Сергей Павлович как-то рассказал ему, что в Москве создается группа для изучения принципов реактивного движения, позже получившая название ГИРД, и что одна бригада под руководством Ф.А.Цандера уже занимается авиационными жидкостными реактивными двигателями (ЖРД). Королев предложил Тихонравову возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с ЖРД. Тот принял предложение и пригласил к себе еще четырех сотрудников Центрального конструкторского бюро имени В.Р.Менжинского, куда он перешел от Поликарпова, в том числе и свою будущую жену Ольгу Константиновну.
Первое время трудились на общественных началах по вечерам (?официально? ГИРД был создан в 1931 год). Остряки расшифровали название своей?организации? как?группа инженеров, работающих даром?. Но энтузиазм был велик. Ольга Константиновна в беседе с одним из учеников М.К.Тихонравова А.В.Брыковым, вспоминала: ?Чувствовалось, что мы на пороге открытия какой-то тайны. Хотя условия первое время были очень тяжелыми. Работали мы в холодном, еще не обжитом подвале с цементным полом и холодными каменными стенами. В той части подвала, которую занимала бригада Тихонравова, даже окон не было. С внешним миром мы?общались? лишь с помощью вентилятора, вмонтированного в стену под самым потолком. А бригада Цандера и этого не имела. Помню, как мы бегали греться на улицу. Конечно, потом настелили полы, оклеили стены, поставили круглую печьѕ?
Третью бригаду ГИРДа (газодинамические испытательные установки) возглавил будущий крупный ракетчик Ю.А.Победоносцев, четвертую (ракетопланы и крылатые ракеты) - С.П. Королев.
Постепенно дело налаживалось. Появлялось новое оборудование. 17 августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был осуществлен пуск ракеты?09? - первой советской жидкостной ракеты конструкции М.К.Тихонравова. За 18 секунд полета ракета поднялась на высоту 400 метров. Руководил пуском Сергей Павлович Королев.
В 1933 году на базе Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРДа был организован первый в мировой практике Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). М.К.Тихонравов и С.П.Королев стали там начальниками отделов: Королев занялся летательными крылатыми аппаратами с ЖРД, а Тихонравов - реактивными минометами?Катюша?.
В 1934 году М.К.Тихонравов выступил с докладом на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, в работе которой принимали участие академики Д.П.Карпинский, А.Л.Белопольский, В.И.Вернадский, И.М.Виноградов, а председательствовал академик С.И.Вавилов. В докладе Михаила Клавдиевича, посвященном применению ракетных двигательных аппаратов в стратосферных исследованиях, впервые обосновывалась возможность полета в ракете человека.
В том же году вместе с директором Ракетного НИИ И.Т.Клейменовым М.К.Тихонравов посетил в Калуге К.Э.Циолковского. На память об этой встрече осталась фотография, ныне ставшая хрестоматийной.
Летать как птица - извечная мечта человека. И М.К.Тихонравов отдал ей достойную дань. Еще в академии он начал изучать способы полета живых существ.
Возможно ли построить надежный летательный аппарат с машущими крыльями - махолет? Чтобы ответить на этот вопрос, Тихонравов занялся исследованием птиц: как летают они? Каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествие, он ловил различных пернатых, делал тщательные обмеры, вел статистику. Процесс оказался слишком трудоемким, и Михаил Клавдиевич через газету обратился к охотникам с просьбой предоставить ему некоторые сведения. Стали приходить письма. Содержащиеся в них данные Тихонравов заносил в специальную картотеку.
В связи с этим вспоминают один забавный случай. Однажды Тихонравов получил по почте исключительно квалифицированное и интересное описание некой птицы, которое, однако, никак не укладывалось в его статистику. Он перечитал письмо. Почерк показался знакомымѕ Выяснилось, это его друг, профессор Ветчинкин, увидев в газете объявление Тихонравова, решил пошутить и прислал ему детальное описаниеѕ петуха.
Михаил Клавдиевич занимался этой проблемой много лет и написал по ней с десяток работ: ?Теория взмаха птичьего крыла? и другие. Его книга?Полет птиц и машины с машущими крыльями? (1937, 2-е изд. - 1949) долгое время оставалась единственной в своем роде, наиболее полно в отечественной литературе раскрывавшей вопросы, связанные с орнитоптерами.
Собирал и исследовал Тихонравов также жуков (работа?Полет насекомых?), большую часть коллекции которых впоследствии передал в Зоологический музей МГУ.
Но главным делом жизни М.К.Тихонравова оставалась ракетная техника. Первые шаги, как мы видели, завершились блестящим успехом, что породило большие надежды. Но сбыться им было суждено позднее, чем ожидалось.
В 1937 году?за участие в антисоветской террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации? были репрессированы и в 1938-м расстреляны руководители Ракетного института И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак. Вскоре арестовали начальника отдела В.П.Глушко и его заместителя С.П.Королева. Только спустя десять лет пути бывших?гирдовцев? и специалистов из РНИИ вновь пересеклись - на этот раз в НИИ-88 в Подлипках и в НИИ-4 в соседнем Болшеве, где согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года создавался центр разработки реактивного вооружения.
Заместителем начальника НИИ-4 был назначен инженер-полковник Михаил Клавдиевич Тихонравов, к тому времени уже известный как конструктор первой отечественной ракеты с жидкостным двигателем (1933), ракеты с высотой полета до 40 километров (1936) и многоступенчатой пороховой ракеты для полета в стратосферу (1942). Именно Тихонравов организовал в институте отдел, который занялся теорией составных (многоступенчатых) ракет. Проведенные здесь исследовательские работы подтвердили возможность достижения любых дальностей полета и выведения на околоземную орбиту искусственных спутников Земли (ИЗС). В начале 1948 года Михаил Клавдиевич доложил об этом на Ученом совете НИИ-4. Его сообщение было встречено в основном неодобрительно. Поддержал давнего коллегу и друга С.П.Королев, выдавший институту официальный заказ на проведение дальнейших исследований по?тихонравовской? тематике.
Михаил Клавдиевич начал подбирать из талантливой молодежи группу единомышленников, одержимых, подобно ему, идеей полета человека в космос. Сформировавшийся в результате небольшой сплоченный коллектив вошел в историю ракетно-космической техники как?группа Тихонравова?.
Позднее один из ее участников, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий И.К.Бажинов напишет: ?Михаил Клавдиевич создавал в коллективе особый психологический климат. Каждый новый сотрудник очень быстро проникался сознанием чрезвычайной важности и перспективности работ, в которых начинал принимать участие. Михаил Клавдиевич стремился подобрать задачу, соответствующую творческим интересам сотрудников. Особенно он приветствовал, когда специалисты сами находили, выдвигали и решали проблемные вопросы. В рабочих беседах он умел говорить доступно, ярко и убедительно, и это помогало каждому быстро находить интересную и важную тему. Все это привело к тому, что коллектив?группы? работал увлеченно, не считаясь с личным временем, и решал многие сложнейшие вопросы в короткие сроки. Михаил Клавдиевич всячески поощрял расширение научного кругозора, приучал своих учеников не бояться неизвестных им областей знаний и смелее их осваивать, если это необходимо для дела?.
Все члены?группы? был яркими личностями. Игорь Марианович Яцунский - самый талантливый и надежный помощник, а впоследствии и близкий друг Тихонравова, инженер-геодезист по первой специальности, уже будучи в?группе?, окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э.Баумана и механико-математический факультет МГУ. Владимир Николаевич Галковский состоял в бригаде Тихонравова еще в ГИРДе. Григория Макаровича Москаленко Тихонравов знал по Реактивному НИИ. Анатолий Викторович Брыков, участник войны, выпускник Московского инженерно-физического института, был направлен в НИИ-4 в 1949-м. Глеб Юрьевич Максимов и Лидия Николаевна Солдатова из МАИ работали с Тихонравовым с первых дней существования?группы?. Игорь Константинович Бажинов и Олег Викторович Гурко пришли также из МАИ, но позднее, в начале 1951 года.
На рубеже 1940-1950-х годов идея полета человека в космос большинству представлялась фантастической. А эти молодые люди думали иначе. Беспредельно увлеченные, они ежедневно засиживались до поздней ночи, не знали выходных. И уже к 1950 году получили убедительные результаты, позволявшие не сомневаться: первая космическая скорость достижима, запуск искусственного спутника Земли - не?фантазия?, а вполне реальная перспектива.
15 марта 1950 года состоялась первая научно-техническая конференция НИИ-4. Этот день остался в памяти у многих. Поначалу все шло как обычно - в меру торжественно и по-военному деловито. Но вот председательствующий объявил доклад М.К.Тихонравова. Пока тот говорил о ходе плановых работ по созданию ракетного оружия, слушали внимательно. Когда же Михаил Клавдиевич перешел к тому, что существует реальная возможность вывода на орбиту искусственного спутника Земли и полета человека в космос, зал загудел. Шум нарастал, заглушая докладчика, стали раздаваться выкрики: ?А зачем это нужно? Нам что, делать нечего? Бред какой-то!? Михаил Клавдиевич все же закончил доклад и покинул трибуну. Но зал не успокаивался. На трибуне появился один из представителей высшего военного руководства генерал П.П.Чечулин (через три года он займет кресло начальника НИИ-4). Без тени сомнения в своей правоте он под бурные аплодисменты вынес приговор: ?Все это фантастика! Считаю нецелесообразным тратить время не только на такие исследования, но даже на их обсуждение. Руководству надо серьезно подумать о том, что институт вместо того, чтобы решать насущные задачи ракетной техники, занимается надуманными проблемами?.
После заседания поникшие члены?группы? окружили своего наставника, которому его заместитель торжествующе объявил: ?Я же вам говорил, Михаил Клавдиевич, что даром все это не пройдет!? Подошел Королев, который не выступал (он еще не был Королевым), взял Тихонравова под руку, отвел в сторону и стал что-то бодро ему доказывать.
Спустя много лет один из специалистов?группы Тихонравова?, доктор технических наук О.В.Гурко скажет: ?Сделать подобный доклад в то время перед аудиторией НИИ-4, в основном состоящей из артиллеристов, было очень смелым шагом?.
Действительно, реакция последовала незамедлительно. М.К.Тихонравов был отстранен от должности заместителя начальника института и назначен консультантом. Почти всех сотрудников у него забрали. Работы по спутнику строго-настрого запретили.
Но?группа Тихонравова? свою деятельность не прекратила. ?Подпольная корпорация?, как они себя назвали, занималась?запретной? тематикой во внерабочее время. Михаил Клавдиевич поддерживал постоянную связь с Сергеем Павловичем Королевым и регулярно высылал ему результаты исследований, о которых знал и М.В.Келдыш. Они работали - и время работало на них.
В 1950 году отдел № 3 (баллистических ракет дальнего действия), возглавляемый С.П.Королевым, преобразовывается в ОКБ-1 и становится ведущим подразделением НИИ-88. Королев и Тихонравов понимали: осуществить запуск ИСЗ они смогут только совместными усилиями. И в конце 1953 года решили, что Сергей Павлович закажет НИИ-4 тему по спутнику, которая войдет в план научно-исследовательских работ института. За содействием и помощью Михаил Клавдиевич обратился к А.И.Соколову - начальнику Управления реактивного вооружения Министерства обороны СССР. Активную поддержку Тихонравову оказал также заместитель начальника института по науке доктор технических наук Г.А.Тюлин. С января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема?Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли?. Ее научным руководителем назначили М.К.Тихонравова, ответственным исполнителем - И.М.Яцунского. В том же 1954 году С.П.Королев направил в вышестоящие инстанции докладную записку с обоснованием целесообразности образования в НИИ-88 научно-исследовательского отдела для проведения работ по ИСЗ. Правительство и военные медлили, осторожничали. Для Королева и Тихонравова главным было создать межконтинентальную баллистическую ракету, способную преодолеть земное тяготение. Именно на это Сергей Павлович направлял все свои усилия. К середине 1954 года полностью определился технический облик ракеты Р-7 - знаменитой?семерки?, вобравшей в себя рекордное количество технических новшеств. Вот тогда-то Королев и начал добиваться правительственного решения о параллельной разработке проекта спутника. На свой страх и риск он организовал проектирование ИСЗ в ОКБ-1 без соответствующих санкций Министерства и Правительства.
Дальнейшее изложено в книге С.Н.Хрущева?Рождение сверхдержавы: книга об отце? (М., 2000). В самом начале 1956 года Н.С.Хрущев посетил фирму Королева. Несколько часов высокие гости знакомились со сданными на вооружение и разрабатываемыми на перспективу боевыми ракетными комплексами, а также с ракетой Р-7, пока существовавшей только в макете. ?Увиденная конструкция поразила нас своими размерами. Ярко освещенный колодец цеха заполняла одна-единственная ракета. Ее размеры, контур невольно ассоциировались со Спасской башней Кремляѕ Столпившись у входа, все в молчании рассматривали это чудо техники. Королев наслаждался произведенным эффектом и не спешил начать пояснения. Наконец оцепенение прошло, и основная группа, задрав головы, двинулась вокруг ракеты. Королев то тыкал указкой куда-то вверх, к самому потолку, то опускался почти на корточки?.
Сергею Павловичу стало ясно: именно сейчас самое время решить вопрос о космическом использовании Р-7. И он начал говорить...
Выслушав, Хрущев спросил, не задержит ли реализация?космических? замыслов создания межконтинентального оружия. Королев уверенно ответил, что от этого дело только ускорится. Военные молчали, Хрущев раздумывал, Главный конструктор напряженно ждал. Наконец Никита Сергеевич произнес: ?Если главная задача не пострадает, - действуйте?.
В августе 1956 года ОКБ-1 вместе с опытным заводом № 88 выделилось из НИИ-88 и стало самостоятельным предприятием во главе с Главным конструктором С.П.Королевым. В сентябре в докладе на научно-техническом совете С.П.Королев определил важнейшую задачу коллектива: ?Несомненно, что мы вступаем в новую область работы по ракетной технике, связанную с созданием летательных машин?. Специальным решением совета был одобрен эскизный проект ИСЗ.
Тогда же М.К.Тихонравов с частью своих сотрудников переходит к Королеву начальником головного проектного отдела № 9. Это было первое специализированное подразделение, которому поручалось проектировать не ракеты, а космические аппараты. К 1957 году определились три направления деятельности?девятки?: беспилотные спутники Земли (Е.Ф.Рязанов), лунные и межпланетные автоматические станции (Г.Ю.Максимов) и пилотируемые космические аппараты (К.П.Феоктистов). Постепенно отдел так разросся, что С.П.Королев разделил его на два, а обоих руководителей - М.К.Тихонравова и П.В.Цыбина - сделал своими заместителями.
В 1957 году за работы по подготовке и проведению запусков первых искусственных спутников Земли М.К.Тихонравов удостаивается Ленинской премии. В 1961 году после полета в космос Юрия Гагарина ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. М.К.Тихонравов дважды был награжден орденом Ленина и дважды - орденом Красной Звезды. В 1968 году его избрали членом-корреспондентом Международной астронавтической академии.
В 1976 году, через два года после кончины Михаила Клавдиевича, в американском городе Аламогордо (штат Нью-Мексико) был открыт Музей космонавтики. В Зале Славы музея в числе изображений 35 крупнейших деятелей мировой космонавтики поместили и портрет М.К.Тихонравова.
О широте научных интересов Михаила Клавдиевича говорит перечень его работ, опубликованных и неопубликованных: более 200 статей и книг по вопросам планеризма, аэродинамики, ракетной техники, а также фундаментальные труды?Основы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли? - результат работы?группы Тихонравова? (?Машиностроение?, 1967) и?Основные воззрения физики? (остался не оконченным).
К сожалению, для многих наших соотечественников имя Михаила Клавдиевича Тихонравова остается пока малоизвестным. Книга А.В.Брыкова?К тайнам вселенной?, написанная на основании воспоминаний членов?группы Тихонравова?, пробивала себе дорогу к печатному станку более десяти лет. В 1981 году автору в издательстве?Советская Россия? объяснили: ?Мы публикуем о космосе только?дистиллированную воду?, а у вас тут какие-то проблемы, запреты, преследования непослушных и даже репрессии!? Книга вышла в Москве только в 1993 году тиражом всего 300 экземпляров. В 2000 году в Ярославле выпустили монографию А.И.Зузульского?Ступени в небо? о жизни и творчестве М.К.Тихонравова - монографию довольно обстоятельную, но напечатанную столь же мизерным тиражом - 300 экземпляров. Это практически все.
Остается добавить, что имя Михаила Клавдиевича Тихонравова увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России. Его именем названа главная улица молодого города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4.

В статье использованы вышеупомянутые книги: А.И.Зузульский. ?Ступени в небо? (Ярославль, 2000), А.В.Брыков. ?К тайнам вселенной? (М., 1993), а также воспоминания, материалы из личных архивов и записи бесед с учениками и сотрудниками М.К.Тихонравова - И.К.Бажиновым, О.В.Гурко, А.А.Дашковым. Всем этим людям автор выражает искреннюю признательность.

Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26 мая 2011 года № 54 за выдающиеся заслуги в области ракетостроения и космонавтики присвоено звание «Почетный гражданин города Переславля-Залесского» Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно)

Родственными корнями Михаил Клавдиевич Тихонравов относится к переславскому голове Александрову по материнской линии (Софья Николаевна Воронина). По отцовской линии в Переславле жила племянница Нина Покровская (Охотина), преподаватель женской гимназии. Родители его были образованными людьми: отец имел юридическое образование, некоторое время работал школьным учителем. Мать и тетка учительствовали.

Михаил родился во Владимире в 1900 году, окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1918 году семья переехала к родственникам в Переславль. В северной столице в это революционное время жизнь была трудной, и многие интеллигенты возвращались в провинциальные города туда, где можно было прожить огородами и своим хозяйством.

Родственники Тихонравовых жили в доме рядом с женской гимназией. В этой гимназии учительствовали мать Михаила и его тетушка. Отец летом 1918 года был избран народным судьей 2-ого участка Переславского уезда (Елизаровская, Смоленская и Петровская волости). Михаил устроился работать в народный суд курьером и переписчиком. 18-летний Михаил сразу включился в работу по организации Союза молодежи.

От Михаила Клавдиевича в 1958 году в Переславский музей поступил архив, изучая который можно проследить историю и развитие молодежного движения в городе и на селе в 1919-1920 гг. Архив состоит из документов печатных и рукописных. Черновики протоколов комсомольских собраний и заседаний комитета, списки сочувствующих молодежному движению, рапорты и отчеты в партийную организацию и т.д. Вот что сообщал Михаил Клавдиевич о создании комсомола в Переславле: «Переславская молодежь сумела организоваться только в 19-м году. Не было дня организации, были дни организации, была борьба, были усилия, потому что коммунистический элемент не мог быть выявлен сразу, приходилось бороться с чуждым мещанским элементом, который в первые дни наводнил Союз». Союз молодежи был признан уездным комитетом партии, а дата 16 января 1919 года может быть установлена как дата организации РКСМ в Переславле.

В октябре 1920 года переславские комсомольцы избрали юного Михаила делегатом III Всероссийского съезда РКСМ, где выступал В.И. Ленин с исторической речью «Задачи Союза молодежи», определившей программу деятельности поколений советской молодежи.

В июне 1919 года Тихонравов добровольно вступил в Красную Армию. Как человека образованного (а это в ту пору было редкостью), его определили на политработу в уездном военкомате. Командование быстро подметило в парне тягу к технике, авиации.

В 1920 году он - курсант Института Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского).
Получив в 1925 году диплом инженера, М. К. Тихонравов с головой ушел в космическое ракетостроение. Молодой инженер вскоре познакомился с конструкторами Ф.А.Цандером и С.П. Королевым. Инженеры-единомышленники создают знаменитый ГИРД - группу по изучению динамики движения ракет. (В составе московской группы С.Королев, Ф.Цандер, В.Ветчинкин, Ю.Победносов, М.Тихонравов)

Группа трудилась в подвале старого дома на углу Садово-Спасской и Орликова переулка. Первое тихонравовское изобретение - ракету «ГИДР - 09» - постоянно преследовали несчастья: заправленная жидким кислородом и желеобразным бензином, она никак не хотела взлетать. Испытания следовали одно за другим. У изобретателей были трудности с транспортом, и первую советскую ракету заворачивали в рогожу и везли трамваем на полигон в Нахабино, заплатив за провоз багажа. Кажется символическим противоречие: убогость способа транспортировки - и масштабность решаемой задачи…

За десять летных недель 1933 года было проведено 16 испытаний. Любое терпение подходит к концу: «Эта дрянь никогда не взлетит!» Тихонравов вконец измотался, и Королев насильно отправил его в отпуск на Хопер, приказав «тихо удить рыбу».

День 17 августа 1933 года вошел в историю российской космонавтики: человеческое упрямство победило упрямство металла. Ракета «09» взлетела и, постепенно набирая скорость, достигла высоты 400 метров. «Начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик», - написал тогда в ГИРДовской стенгазете Королев.

Обратите внимание на особенность советских реалий того времени: ведь принято было работать на голом энтузиазме! Ну, может быть, не совсем на «голом» - Михаилу Клавдиевичу и его единомышленникам за создание ракеты «ГИРД - 09» была вручена премия: каждому по…черному кожаному пальто. А до этого их поощряли лишь одной парой ботинок на всех.

В 1946 году ракетчиками под руководством Тихонравова разработан первый проект корабля для полета человека в космос на высоту 150-200 км, через полтора десятка лет «Восток».

Из воспоминаний летчика- космонавта СССР Константина Феоктистова:
«В 1957 году я пришел работать к Королеву. Сначала я работал у Тихонравова. При совершенно различных натурах они подходили друг другу в одном: каждый из них был человеком, верным идее, за которую стоял».

В 1960 году в московском Центре подготовки космонавтов профессор Тихонравов читал курс лекций «Механика космического полета». «Это был удивительный полет фантазии в возможности человека и техники того времени», - скажет его ученик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов.

Для Тихонравова - инженера высочайшего, мирового класса - человеческий фактор оставался наиважнейшим всегда, от его комсомольской юности до последних дней жизни. Он, как и многие настоящие ученые, замечательным педагогом. Видимо, поэтому он, как и многие замечательные ученые, был замечательным педагогом. Видимо, поэтому он оказался в элитной команде той профессуры, кто читал лекции первому, «гагаринскому» отряду советских космонавтов.

В последние годы М.К. Тихонравов передал эту педагогическую эстафету одному из своих учеников - В.И. Севастьянову (Герой Советского Союза, летчик-космонавт).
Михаил Клавдиевич Тихонравов является одним из пионеров в замечательной плеяде советских конструкторов в области ракетостроения и космонавтики. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, он был член-корреспондентом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии, кавалером многочисленных советских орденов и медалей.

19 июля 2002 года в Переславле-Залесском, у дома, где жила семья Тихонравовых, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке. Церемонию открыли первый секретарь Переславского райкома КПРФ В.П. Паутов, Мэр города Е.А. Мельник, а также дважды герой Советского Союза летчик-космонавт В.И.Севастьянов, который учился у М.К.Тихонравова и родная дочь ученого Наталья Михайловна, которая привезла в подарок Переславскому Дому детского творчества планшеты с рисунками отца.

Loading...Loading...