Купеческие дома, усадьбы и особняки, старые здания учебных заведений. Я живу в купеческом доме в започаинье Старинные деревянные купеческие дома

Это единственная экскурсия в Москве, на которой можно попасть в гости в старинный купеческий особняк — ныне частный жилой дом, где живут его современные владельцы и потомок купеческого рода Полежаевых — Зубовых.

В процессе часовой экскурсии по старинным московским улицам и переулкам, участники познакомятся с жизнью обитателей ямской и купеческой Москвы среди реальных «декораций», сохранившихся только в этих местах.

В завершении прогулки мы зайдём в гости в старинный купеческий особняк , посетим бывшую «золотую» комнату, узнаем об прежних и нынешних владельцах, пройдемся по анфиладам его комнат, услышим волшебную музыку, увидим уникальное сохраненное потомками убранство и мебель, посидим в уютной купеческой гостиной и послушаем рассказы об этой уникальной московской семье и этом необычном доме, в котором до сих пор живет купеческая внучка.

Историческая хозяйка усадьбы Мария Васильевна Зубова и Наталья Леонова

Это удивительный жилой особняк с доброй атмосферой , передаваемой через поколения, в который можно зайти в гости ТОЛЬКО с нашим проектом. Вы посмотрите своими глазами как были устроены купеческие дома в Москве, увидите картины, скульптуру и керамику из личной коллекции хозяйки, а также побываете под сводами жилых палат 18 века.

Краткое описание осенне-зимнего варианта путешествия:

* Встреча на станции метро «Римская» . Почему станция метро получила такое название, что по задумке архитекторов напоминает станционный зал, кто эти мальчики на «римских» колоннах, почему на этой станции есть единственный в московском метро настоящий водяной фонтан, почему скульптор изобразил свое лицо в облике Богородицы? В особняке мы увидим авторские копии этих мальчиков в их первоначальном варианте. Переезд на станцию «Марксистская».

* Ямская и купеческая Москва. Почему в этих местах было одно из самых крупных поселения ямщиков и чем занимался дедушка знаменитого художника Константина Коровина (остатки прежней усадьбы). Дореволюционное здание, которое было построено на средства местных купцов-меценатов для женской гимназии и история его превращения в артиллерийские курсы, мужскую школу и современное специализированное учебное заведение.

* Купцы-промышленники. Золото-канительная фабрика Алексеевых-Станиславского и первая фарфоровая фабрика в России. Как бабушка Константина Сергеевича за 20 лет после смерти мужа вывела фабрику на самые высокие экономические показатели? Что делали на фабрике ранее и что сейчас? Что связывало К.С. Станиславского и последнего владельца особняка до революции П.В. Зубова? История первого московского театра для рабочих и его современность. Московский театр «Аппарте», расположившийся в бывшем крупнейшем в России кабельном заводе.

* Внутри православного Храма Мартина Исповедника — «семейного» храма семьи Зубовых. Уникальное убранство, история храма, его строительства. Кто отдал в конце 18 века все свои накопления для строительства храма, какой замечательный архитектор возвел этот храм и почему он назван в честь римского папы? Старообрядцы и единоверцы.

* Посещение территории усадьбы и роскошных залов старинного особняка с удивительной историей и сохранившимися дореволюционными интерьерами: «золотая» комната, просторная парадная с бронзовыми скульптурами и глиняными «мальчиками», уникальный цветной витраж из стекла, старинные часы с сюрпризом, огромное хозяйское зеркало 19 века, музыкальная гостиная, хозяйская столовая, личный кабинет хозяйки (бывшая мужская комната) и цокольный этаж, сохранившийся от старых жилых палат второй половины 18 века.

В этом доме в разное время были: старообрядческая молельня, хранилище богатейшей нумизматической коллекции и старинных скрипок, дом наглядного пособия и дом учителя, коммунальные квартиры, частная школа и т.д. История удивительного возрождения особняка в наше время и рассказы о том, как живут сейчас в особняке две прекрасные Марии.


Хозяйка усадьбы Мария Александровна Соколова и Наталья Леонова

Ведет экскурсию — руководитель проекта, журналист и писатель Наталья Леонова.

Продолжительность – 3 часа.

Место встречи — станция метро «Римская» (точное место встречи будет выслано смс-сообщением накануне экскурсии).

Стоимость участия – 700 рублей (включая посещение особняка и экскурсию внутри). Скидок на эту экскурсию нет! Количество группы – не более 25 человек .

Даты ближайших экскурсий:

Обращаем ваше внимание:
* деньги за билеты не возвращаются, если вы сообщили о невозможности посетить экскурсию менее, чем за 3 дня до начала экскурсии.
* если все билеты проданы, мы можем записать вас в резервный список, если кто-то не сможет посетить экскурсию.
* д
ля записи в резервный список и по любым другим вопросам, звоните по телефонам:
8-964-649-99-06 (основной телефон, звонок, смс, WhatsApp, Viber, Telegram)
8-926-777-09-79 (дополнительный телефон) или пишите на электронный адрес: [email protected]

По проспекту Мира, 25 стоит еще один типичный купеческий дом рубежа XIX-XX веков. При оформлении фасада произвольно соединены разнородовые мотивы и художественные элементы, заметно подражание различным историческим стилям. Такое смешение получило название эклектики. Фасад имеет асимметричное решение. Над венчающим здание карнизом на крыше расположены невысокие фигурные стенки (аттики). Красиво оформлены окна.

г. Красноярск, пр. Мира, 29.

Дом, в котором на поселении жил деятель революционно-освободительного движения в России Буташевич-Петрашевский М.В.

Здание построено в первой четверти XIX века. Сначала принадлежало купцу третьей гильдии А.П. Терскому, позднее здесь помещался магазин сахароторговца Губкина.

Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (l.11.1812-7.12.1866) родился в дворянской семье, отец его был врачом. С 1832 по 1839 гг. воспитывался в Царскосельском лицее; в 1841 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1840 г. служил переводчиком в министерстве иностранных дел. В 1845 г. Петрашевский стал одним из основателей политического кружка, собирал у себя постоянные «пятницы», получившие широкую известность в Петербурге, организовал умелую пропаганду передовых идей. Пeтpaшeвский признавал себя социалистом, сторонником французского соииэлистз-утoпистз Ш. Фурье, выступал за уничтожение крепостничества и самодержавия в России, освобождение крестьян и установление республики, считал необходимой длительную подготовку масс в России к революционной борьбе. Он стремился использовать различные практические пути для пробуждения политической активности О6щества.

В конце 1848 г. М.В. Буташевич-Петрашевский участвовал в совещаниях, на которых обсуждался вопрос создания тайного общества. 19 декабря 1849 г. М.В. Буташевич-Петрашевский «по делу петрашевцев - был приговорен к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири на Нерчинском, Шишкинском, Александровском заводах. В августе 1856 г. в связи с воцарением Александра IIпо амнистии он был освобожден от каторжных работ и переведен на поселение в Иркутск.

За выступление против местных властей в феврале 1860 г. М.В. Бутaшeвичa-Пeтрaшeвского выслали из Иркутска в Красноярск, где местом жительства ему было назначено село Шушенское Минусинского уезда. 7 марта 1860 г. его отправили из Красноярска на новое поселение. М.В. Буташевич-Петрашевский протестовал против незаконной ссылки. Из Минусинска он отправил несколько жалоб в Петербург. Копию его письма, адресованного министру внутренних дел, с помощью красноярцев, доставили А.И. Герцену в Лондон, который опубликовал его на страницах «Колокола» 15 февраля и марта 1861 г.

После смены иркутского генерал-губернатора Муравьева и енисейского губернатора Падалки М.В. Буташевичу - Петрашевскому разрешили, с декабря 1860 г. прибыть в Красноярск, где ему удалось задержаться с декабря 1860 г. по 21 марта 1864 г. Известное содействие в этом оказали сочувствующие ссыльному революционеру красноярцы.

Представители прогрессивно настроенной части красноярского общества повели борьбу за облегчение участи М.В. Буташевича-Петрашевского, выступили против произвола местной администрации, всячески помогали ему. К числу таких относились А.М. Кабаков, видный деятель города, который, по свидетельству старожила и.Ф. Парфентьева, «приютил» у себя ссыльного, Е.В. Бострем, жена красноярского ветеринарного врача, А.Г. Худоногов, чиновник, семья Латкиных. Так, А.М. Кабаков не только сочувствовал и поддерживал М.В. Буташевича-Петрашевского, но и пошел ради него на конфликт с губернатором Замятниным.

В 1862 году М.Э. Латкина, O.В. Сидорова явились к губернатору, возмущенные жестоким отношением губернской администрации к М. В. Буташевичу-Петрашевскому и принятым решением выслать его, больного, из Красноярска и просили отменить распоряжение о высылке. Исполняющий должность енисейского губернатора И.Г. Родюков вопреки нажиму из Иркутска не. стал высылать его из города. В связи с болезнью ссьтьного он распорядился поместить его в городскую больницу.

После обследования и лечения М.В. Буташевич-Петрашевский поселился в двухэтажном каменном доме А.П. Терских (этот дом хорошо сохранился; пр. Мира, 29). Здесь он жил с января 1861 по 21 марта 1864 года. 7 февраля 1862 г. в гостинице прИ почтовой станции (на этом месте ныне здание Технологической академии) Буташевич-Петрашевский встретился с поэтом-демократом М.И. Михайловым, следовавшим в сибирскую ссылку. А 18-20 июня того же года он встретился с писателем-демократом Н.В. Шелгуновым, предпринявшим поездку в Сибирь с целью организации побега Михайлова.

Живя в Красноярске, М.В. Буташевич-Петрашевский добывал средства к существованию тем, что вел судебные дела, писал местным жителям жалобы и прошения. в городе он пользовался известностью, оказывал большое влияние на местную думу. Первый российский социал-утопист намеревался связать свою жизнь с Красноярском и сделать много полезного для города: добиваться увеличения школ, числа врачей, организации музея, издания газеты, получения права на откpытиe бесплатной юридической консультации для бедных жителей. В ноябре 1863 г. М.В. Буташевич-Петрашевский обратился в казенную палату с просьбой о причислении в красноярские мещане. Он встречался с сосланными в Сибирь участниками польского восстания 1863 г., стремился облегчить их положение. 21 марта 1864 г. М.В. Буташевич-Петрашевский был снова выслан в Шушенское.

Дом расположен на юго-восточном углу перекрестка пр. Мира и ул. Парижской Коммуны. К пр. Мира обращен северным пятиосным фасадом. Двухэтажный кирпичный дом, прямоугольный в плане, под крутой вальмовой крышей, с оштукатуренными двухцветными фасадами в формах барокко. Северный фасад симметричен, в западном он повторяется, но удлинен южной двухосной частью, в которой размещены лестницы и службы. Средняя трехосная часть уличных фасадов вьшелена лопатками и завершена фигурным трехчастным апиком с круглым проемом. Под северным апиком размещена лепная накладка типа гирлянды из чередующихся овалов. Прямоугольные окна на средних участках фасадов обрамлены декоративными архивольтами на кpуглых полуколоннах. Боковые окна с кренованными профилированными наличниками. Широкий междуэтажный пояс составлен из филенок разной величины, заключeнных между горизонтальными тягами. простой венчающий карниз с профилированным фризом раскрепован по лопаткам и разорван под аттиком. Все лопатки верхнего яруса филенчатые. В нижнем ярусе гладкие лопатки, а углы дома обработаны фигурным рустом. Дворовые фасады с луковичными окнами оформлены скромно (междуэтажный пояс, профилированные наличники). Планировочная структура дома не соответствует членениям его фасадов. В северной части расположены на обоих этажах крупные залы (на первом этаже бьт магазин). В средней и южной частях -жилые комнаты и хозяйственные помещения объединены центральной прихожей.

пр. Мира, 31.

3дание, гдe находилось Енисейское губернское правление, в котором нeoднократно бывал В.И. Ленин

Здание построено в середине XIX века, принадлежало купцы Васильеву. с 1880-х гг. по 1917 г. здесь на втором этаже размещалось Енисейской губернское правление. Сюда на следующий день после своего приезда в Красноярск (4 марта 1897) для получения распоряжения из департамента полиции о назначении ему места ссылки обратился В.И. Ленин. Так как распоряжение к этому времени еще не поступило, то В.И. Ленин обратился к находящемуся проездом в Красноярске иркугскому генералгубернатору А.Д. Горемыкину с прошением о разрешении остаться в Красноярске для получения распоряжения о назначении места жительства. Он ходатайствовал о назначении ему, ввиду слабости здоровья. места ссьтки в пределах Енисейской губернии.

Прошение было подано 6 марта 1897 г. и зарегистрировано в этот же день в канцелярии генерал-губернатора. в ожидании ответа В.И. Ленин остается в г. Красноярске. 15 марта он писал Матери: «Меня пока не тревожат да и не могут, я дyмaю, ибо я подал прошение генерал-губернатору и теперь жду ответа». I апреля 1897 г. енисейским губернатором бьт получен ответ Горемыкина о назначении В.И. Ленину местомссьтки Минусинский округ. в связи с этим В.И. Ленин вновь побывал в канцелярии губернского управления.

24 апреля В.И. Ленин получил 8 полицейском управлении проездное свидетельство о выезде в с. Шушенское. 29 апреля 1897 г. перед отъездом он написал прошение енисейскому губернатору о назначении ему установленного законом пособия и отдал свое прошение сестре Г.М. Кржижановского А.М. Розенберг, работавшей в Красноярске. 30 апреля 1897 г. В.И. Ленин с товарищами выехал к месту ссылки.,

Двухэтажное кирпичное здание на кирпичном ленточном фундаменте, прямоугольное в плане, с полуподвальным этажом. Крыша крыта кровельным железом, водосливы железные. Карниз выступает от общей плоскости стены на 0,3 м, фриз украшен лепниной. в общем, архитектура здания характерна для распространенного в конце X.lX в. "кирпичного стиля", отличается строгими классически ми формами. Декор фасада выполнен в форме дуговых перемычек окон. Композиционный декор здания выделен окнами с полуциркульным завершением и треугольным фронтоном. под окнами второго этажа небольшие ниши. Окна первого этажа разделены пилястрами. Наличники лепные, простого декора. первый этаж от второго отделен филенчатой лопаткой, идущей по всему периметру здания. Над входным пОрТалом небольшой козырек.

Площадь здания 1598 кв. м.

Meмоpиaльной доски нет.

г. Красноярск, ул. Мира, 35

Дом, в котором жил Первый енисейский гу6ернатор, пporpeccивный о6щественный деятель, ученый и nисaтeль Степанов А.П.

Александр Петрович Степанов (1781-1837) родился в семье небогатого калужского дворянина. Отец его, П.С. Степанов, умер, когда мальчику Александру было 9 лет. А.П. Степанов учился в Московском университетском пансионе, затем служил в лейб-гвардейском Преображенском и Московском гренадерском полках. Участвовал в Итальянском походеА.В. Суворова в качестве ординарца князя Багратиона и самого Суворова. Перейдя на гражданскую службу с чином колежского советника 7-го класса, А.П. Степанов получил в Kалyгe должность прокурора благодаря Г.С. Батенькову, который в качестве правителя дел и члена Первого сибирского комитета привлекал в состав сибирской администрации своих eдиномышленников. В 1822 г., когда Красноярск ста.1 центром новooбразованной Енисейской губернии, получил назначение в Красноярск на должность губернатора. Первый енисейский губернзтор пpидepживaлся, либepльных взглядов, увлекалься историческими этнографическими изысканиями, был автором цeлогo ряяда литературых сочинений.

А. П. Степанов разделял идеи ранней декaбpиcтской организации "союз благоденствия" и был с нею связан сочувственно относится к декабристам, находившимся на поселении в гyбepнии и других места. Сибири, поддepживая с ними контакты, вел переписку. Он заботился о распространении в Енисейском крае просвешения и культуры, являлся инициатором издaния «Eнисейского альманаха» (1828) -одного из первых сибирских литературнoхудожественных сборников, создал в Красноярске краеведческое общество «Беседы о Eнисeйском крае» (18231827), Вокруг А. П. Степанова сплотицся кружок красноярских интeллигeнтов-пpocвeтитeлeй: А.П. Степанов внес крупный вклад в изучение природы, экономики, истории и этнографии Приенисейского края, написав ценное исследование "Енисейская губерния". (1835). Как чиновника и администратора его отличали честность и гуманность. А.П. Степанов энергично занимался благоустройством города Красноярска.

На посту енисейского губернатора А.П. Степанов находился с 1822 по 1831 гг. Жил он, как пишет в своих воспоминаниях старожил И.Ф. Парфентьев, в доме Родюкова на бывшей Старобазарной площади (ныне пр. Мира, 10. Здание не сохранилось), а также в доме Толкачева, позднее перешедшем к Гудкову, на ул. Воскресенской (ныне пр. Мира, 35).

Дом поcтpоeн, вероятно, в 182О-х годах. После пожара вначале 189О-х годов вновь отстроен в 1894 г. Находится в историческом центре, в ряду застройки главной улицы, на северной стороне.

Деревянный с оштукатуренными фасадами дом, стройных пропорций в стиле классицизма. Прямоугольный в плане с развитым в глубину квартала объемом. Симметричная трехчастная композиция главного фасада нарушена восточной боковой пристройкой парадного входa. С востока же пристроены тамбур хозяйственного входа и низкий вход в подвал (со двора). Средняя выcтупaющая часть yличного фасада значительно повышена над боковыми участками, вьщелена тремя высокими прямоугольными двухсветными окнами до уровня филенчатого фриза и увеличена двухярусным профилированным аттиком, раскрепованным над угловыми лопатками. Боковые двухоконные части фасада завершены такими же аттиками, как у ризалита. Лопатки углов главного фасада рустованы под шубу. Большого выноса, широкий многообломный карниз протянут над всеми фасадами с прямоугольными окнами, обрамленными простыми наличниками с профилированными тягами. Окна объединены подоконной тягой по периметру дома. Фриз выступает из плоскости стены вровень с лопатками углов и перерубов. Высокий цоколь защищен металлической кровелькой. Планировочная структура четко следует внешнему облику: за Tpexoконным ризалитом размещен большой зал, сообщающийся с четырьмя комнатами с востока и запада в парадной части дома. Остальные помещения в дворовой половине объединены Г -образным коридором. В интерьере сохранились потолочные тяги и падуги, а в парадном зале - широкий лепной фриз, филенчатые двери с наличниками.

г. Красноярск, ул. Мира, № 37/39

3дание enapxиaльнoгo женскoгo училища, гдe нaxoдился Красноярский комитет РСДРП(б), редакции 6ольшевистских газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская правда», проходил пленумы Kpacнояpcкогo Совета рабочих и солдатских депутатов

На усадьбе № 37, по проспекту Мира расположено два здания. В левой части, где сейчас диско бар и общественный пункт охраны порядка № 1 Центрального района, в конце XIX века находилось женское епархиальное училище. Над трехэтажной частью возвышается башенка-звонница бывшей Иоанн -Иулиттинской домовой церкви . На рубеже веков вплотную к тому дому построили еще один, куда и перешло женское епархиальное училище. Там, как правило, учились дочери православного духовенства. Преподавала в училище племянница В.И.Сурикова Татьяна Капитонова Доможилова. Выпускницы направлялись на работу в сельские церковно-приходные школы.

после Февральской революиии Красноярская партийная организаиия вышла из подполья и насчитывала в своих рядах примерно 60 человек; к середине 1917 г. в ней было более двух тысяч человек. Основу организаиии составляли рабочие железнодорожных мастерских. Руководили организацией опытные, теoретически пoдгoтовленные видные революиионеры в основном из числа политических ссыльных: А.Г. Рогов, Б.3. Шумяикий. И.И. Белoпольский, В.Н. Яковлев, Я.Е. Боград, Г.С. Вейнбаум и другие. Красноярский комитет РСДРП(б) пoследовательно осуществлял ленинские приниипы пapTI-IйHOCTИ в организаиионной и практической дeятeльности.

Поскольку Красноярская партийная opгaнизauция объединяла после Февральской революиии большевиков и меньшевиков (в конце марта 1917 г. из 300 членов -45 были меньшевиками), то главной задачей комитета РСДРП(б) стала борьба за Сплочение всех большевистских сил Сибири. Инициативу в этом деле взяла на себя группа красноярских революционеров-правдистов: А.Г. Рогов, Б.3. Шумяцкий, И.И. Белопольский, В.Н. Яковлeв.
25 марта 1917 г. в Красноярске бьто создано СреднеСибирское районное бюро ЦК РСДРП(б), что явилось победой большевистских сил в партийных организациях Красноярска и районов Сибири. Газета «Сибирская правда» выходила со 2(15) апреля 1917 г. как орган районного бюро ЦК партии большевиков, ас июня -как орган Средне-Сибирского районного бюро ЦК партии большевиков и Красноярского городского комиТета партии. В редак.: ции газеты работали видные партийные деятели, члены районного бюро ЦК партии и Средне-Сибирскогo райбюро партии: В.Н. Яковлeв, Я.Е. Боград, Ф.К. Врублевский, Я.Ф. Дубровинский, Я.М. Пекарж, А.В. Померанцева, А.Г. Рогов, Г.И. Теодорович и другие. Всего было выпушено двадцать номеров. Газета являлacь руководящим печатным партийным органом для большeвиков всей Сибири. Ее работа было положительно оценена в органе ЦК партии -газете «Правда» от 3 мая 1917 г. ив резолюциях VI съезда РСДРП(б). Выпуск газеты был прекращен в связи с тем, что печатным органом рай бюро ЦК. и Красноярского комитета партии стала газета «Красноярский рабочий».

Первый номер газеты «Красноярский рабочий» вышел 10 декабря 1905 г. 8 марта 1917 г. газета «Красноярский рабочий» вышла как орган Красноярского комитета РСДРП(б). Редактором газеты бьт Н.Л. Мещеряков. В газете принимали участие Я. Дубровинский, А. Окулов, Г. Вейнбаум и другие. С июля 1917 г. газета стала ежедневной. после 2-й областной Средне-Сибирской конференции РСДРП(б» порвавшей с оборонцами, газета стала выходить как орган Средне-Сибирского областного бюро и Красноярского комитета РСДРП (c №129).

Газета большевиков «Красноярский рабочий» выходила тиражом более з тысяч экземплярoв, из них 450 отпускалось бесплатно для солдат и крестьян. Газета была верным проводником ленинских Идей. В ней печатались работы В.И. Ленина, статьи местных журналистов А.В. Померанцевой «Карл Маркс и ревизионисты», В.Н. Яковлeва «К коммунизму», И.И. Белопольскoго «Россия -центр внимания мира» и другие. Газета выходила до занятия города чехами 19 июня 1918 г. Затем первый номер вышел уже 10 января 1920 г.

Красноярский Совет рабочих и солдатских депугатов бьт избран 3 марта 1917 г. С самого начала он бьт большевистским. Председателем Совета бьт избран большевик я.Ф. Дубровинский. С момента своего образования Совет стал действовать как пролетарская власть. Сразу бьти проведены мероприятия по закpeплeнию завоеваний революции и рассчитанные на ее дальнейшее развитие. В обстановке подготовки Великой Октябрьской социалистической революции Красноярский Совет выступает как центр собирания всех peволюционных сил Средней Сибири. После Октябрьской революции основной руководящий состав Красноярской партийной организации бьт сосредоточен в Красноярском Совете. Председателем был выдвинут Г.С. Вейнбаум. 17 декабря 1917 г. состоялось первое плeнарное заседание с переизбранным уездным Советом крестьянских депутатов. Это укрепило союз рабочих и крестьян. С этого времени начинается строительство советского государственного аппарата в Красноярске, при губисполкоме создаются комиссии и отделы.

Здание епархиального училищa построено в 1894 г. архитектором В.И. Соколовским. Трехэтажное кирцичное здание; эклектика с элементами псевдорусского стиля. В плане -в виде буквы "П". Цокольный этаж обработан "под руст", имеет заглубленные окна с одной стороны фасада. Композиция здания симмeтричнaя, трехчастная Центральная часть вьщелена ризалитом с небольшим арочным порталом входа со стороны пр. Мира. Этажи разделены несколькими профилированными лепными тягами, проходящими горизонтально по фасаду. Интересно и разнообразно оформлены широкие подоконные пояса. Нижний пояс между цоколем и вторым этажом боковых частей здания имитирует оформление наличников в русском деревянном зодчестве. Окна обрамлены овальными профилированными наличниками. Окна второго этажа выступаюшей центральной части сгруппированы пО два, над ними расположены крупные окна третьего этажа со стилизованными арочными завершениями. Простенки оформлены пилястрами, проходящими от цоколя до выступающего профилированного карниза. На широких плоских пилястрах третьего этажа -сложный декор из лeпных полуколонов, поддерживающих антаблемент с фронтончиком. Выразительны фризы под карнизами здания и ажурная металлическая решетка между тумбами на крыше. Kрышa покpыта кровельным железом. Стройный орнаментальный строй части ризалита заканчивается фигурным атгиком над карнизом. Площадь здания -3368,4 кв. м. в доме 37 комнат.

На главном фасаде мемориальная мраморная доска с выгравированным текстом: «В 1917 году здесь помещался Красноярский комитет РСДРП(б), редакции газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская Правда».

пр. Мира, 49

дом фирмы "Ревильон-братья"

дом, построенный в 1910-1914 гг. В.А. Соколовским

г. Красноярск, пр. Мира, 67.

3дание, построенное по проекту декабриста Г.С. Батенькова, в котором paзмeщaлось большевистское издательство "Приступ", исполком Kpacнояpcкогo Совета, клуб "111 Интернационала", исполнительноe бюро (комитет) opгaнизaция интepнaционaлистов из числа иностранных вoeннoплeнных

Здание построено в 1854-1858 гг. по проекту декабриста Гавриила Степановича Батенькова (1793-1863), проживавшего С 1846 г. на поселении в Томске. проект бьт выполнен им по просьбе декабриста В.Л. Давьщова, жившего в Красноярске на поселении, в начале 1850-х гг., и сохранился в фондах Томского музея. Здание было построено с некоторыми отклонениями от проекта, оно так и не получило завepшeния в предусматривавшейся им отделке.

До 1913 г. в этом здании размещалось городское Oбщественное собрание ("Благородное собрание").

С апреля 1917 г. в этом здании располагалось большевистское издательство «приступ», созданное Сибирским бюро пропаганды ленинских идей социалистической революции. Издательство возглавили болыиевики Ф.К. Врублевский и А.В. Помераниева. Издательство было создано по пpeдложeнию ЦК партии, В.И. Ленин лично интереcoвaлся его работой. С кониа 1917 г. начинается интенсивный выход большевистских брошюр, на обложке которых стоял равносторонний треугольник -фирменный знак издательства "приступ". Тираж каждого издания cocтaвлял от 5 до 10 тысяч экземпляров. До ноября. 1917 г. "Приступ" выпустил бoлee двадцати брошюр, cpeди них работы В.И. Ленина: "0 земле" речь на Всероссийском крестьянском съезде 22 мая 1917 г.), письма о тактике», а также "Манифест коммунистической партии". К. Маркса и Ф. Энгельса, брошюры И.И. СквориоваСтепанова "Жан Поль Марат" и А.М. Koлонтай "Кому нужна война?", Д. Бедного "Сказки и басни", сборник революиионных песен «Красное знамя" и другие. Большой удачей "приступа" было издание оpигинaльных произвeдeний сибирских болыиевиков. Одним из них был краткий "политический cлoвapик", содержаший краткие сведения о Марксе, Энгельсе, Либкнехте, Ленине, Haписанный Ф.К. Врублевским и А.В. Померанцевой. Деятельность большевистского издательства "Пристул" продолжалась до захвата Красноярска 18 июня 1918 г. восстaвшими белогвардейцами.

В этом же здании размешался исполком Красноярского Совета рабочих и солдатских депугатов, сформиpoванный 4 марта 1917 г. Красноярский Совет с самого начала стал большевистским. Председателем Совета смомента создания был избран бывший ссыльный, меньшевик-интернационалист Я.Ф. Дубровинский, его заместителями большевик Б.З. Шумяцкий и сочувствующий большевикам прапоршик Т.П. Марковский. Являясь крупной революционной организацией, смело выступавшей против буржуазной власти, Красноярский Совет дейетвовал как местная республика, заслужив почетную славу «сибирского Кронштадта». Совет активно вмeшивалcя в экономическую, политическую жизнь города и губернии. Он установил в Енисейской губернии восьмичасовой рабочий день, сместил в городе, а затем в губернии, старые органы власти, заменив их выбopными. Организовал учет товаров в магазинах и пресекал спекуляцию.

Красноярский Совет решительно вторгался вдела производства. По его инициативе лесопильный завод "Абакан" и мукомольная мельница были реквизированы и пеpeдaны в ведение рабочих. в своей деятельности,Красноярский Совет опирался на вооруженных рабочих и солдат. Первый отряд Красной гвардии в Сибири был создан под руководством Совета. В Красноярских железнодорожных мастерскиx в марте 1917 г. Затем были cфopмиpoвaны отряды красногвардейцев Затона и деревообделочников. П.о решеиию Красноярского Совета Красной гвардии было передано 300 винтовок; объединял работу отрядов главный штаб, действовавший под руководством Совета.

Красноярский Совет контролировал деятельность комaидyющeгo гарнизоном, привлек солдат к участию в контроле за работой транспорта, продажей товаров, наведением общественного порядка в горопе, отправил 10000 солдат на пoлeвыe работы. Совет также ввел порядок, по которому в воинских частях ежедневно проводились политзанятия, давалась информация о текуших событиях. Так большевики через деятельность Совета разъясняли массам ленинские идеи о мире, о земле, о власти Советов. Руководимый бoльшeвикaми, Красноярский Совет занимал последовательно революционную позицию. Летом 1917 г. большевики имели в Совете 180 мест, тогда как эсеры -40, меньшевики -2-3 места. За большевиками шли рабочие, большинство солдат мeстнoгo гарнизoна. в ответ на полученные из Петрогра;да известия о июньских событиях, исполком Красноярского Совета поддержал решение Сибирского бюро цк РСДРП(б) и гоpoдского комитета большевиков о проведении в Красноярске демонстрации солидарности с революционными массами столицы. Демонстрация состоялась 9 июля 1917 г., в ней приняли участие 10 000 человек.

Осенью 1917 г. Красноярский Совет выступил как центр собирания революционных сил не только Енисейской губернии, но и примыкающих к ней районов Сибири. Сведения о победе вооруженного восстания в Петрограде были получены в Красноярске 27 октября 1917 г. Вечером 28 октября в помещении исполкома Красноярского Совета состоялся митинг, на котором присутствовали 500 человек, главным образом, рабочие-железнодорожники. Заслушав выступления Я.Е. Бограда и В.Н. Яковлева, участники митинга высказались за переход власти к Советам. Сразу же после митинга исполком вновь собрался на заседание. Его открыл Г.С. Вейнбаум. Подавляющим большинством голосов (21 -за, 2 -против, 1 -воздержался) исполком принял peшeниe: «Принять самые энергичные меры к осуществлению реальной революционной власти на месте. В качестве практической меры для ocуществления.этого peшeния исплоком указал на необходимость занятия караулами всех общественных организаций в городе. Осуществить это мероприятие бьто поручено С. Г. Лазо, А.А. Позднякову и М.И. Соловьеву.

Утром 29 октября при помощи солдат lO-й роты пехотного полка, командиром которой являлся С.Г. Лазо, был установлен контроль Совета над всеми узловыми пунктами города. Были заняты Государственный банк, казначейство, телеграф, губернская типография и другие учреждения. 29 октября в Петроград бьта направлена телеграмма: "В Красноярске влaсть перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депугатов. В городе спокойно, порядок сохраняется..." Телеграмма заканчивалась вопросом, какую помощь может оказать Красноярск столице. Исполком Красноярского Совета располагался в этом Здании до января 1918 г.

В этом здании с марта 1917 г. по июнь 1918 г. находился партийный клуб III Интернационала, созданный при Красноярской организации РСДРП(б) дяя политико-воспитательной работы с массами. В клубе проходили собрания, митинги, перед женшинами-работницами, молодежью, солдатами выступали с лекциями красноярские большевики Я.Е. Боград, Г.С. Вейнбаум, Я.Ф. Дубровинский, В.Н. Яковлев. При клубе бьта создана отдельная секция пролетарской молодежи.

19 марта 1918 г. на общем собрании иностранных воeнноплeнных Красноярска была создана организация интернационалистов и избран ее руководящий орган - исполнительное бюро (комитет), в состав которого вошли, в частнасти: от немцев и австрийцев - Г. Кольгоф, К. Мильднер, от венгров - Ф. Патаки, Д. Форгач, Ш. Фихтер. Как свидетельствует помещенная в газете «Красноярский рабочий» от 22 марта 1918 г. информация о состоявшемся собранииинастpaнных Boeнноплeнных, исполнительное бюро организации интернационалистов помещалось в рабочем клубе Интернационала в здании старого общественного собрания по ул. Воскресенской (ныне пр. Мира, 67).

Исполнительное бюро организации интернационалистов проводило широкую революционную агитацию среди Boeнноплeнных, устраивало митинги и вечера. интернационалисты пpинимали активное участие в борьбе за упрочение советской власти в Енисейской губернии, а в годы гражданской войны сражались в рядах Красной Армии с белогвардейцами и иностранными интервентами, создавали свои интернациональные воинские части, принимали участие в партизанском движении. Комитет военнопленных коммунистов подчинялся Красноярскому комитету РкП(б) и имел свой печатный орган на немецком языке. Секцию военнопленных коммунистов возглавлял Г. Koльгoф.

Здание находится в исторической части города, главным северным фасадом (девятиоконным) обращено на красную линию иентральной улииы. Одноэтажное дере.вянное здание на высоком кирпичном цоколе, прямоугольное в плане, имеет трехскатную объемно-планировочную структуру, традиционную для классииизма. Повышенная центральная часть объема, включающая главный зал, акцентирована выносом иоколя, Hecyщим yпpoщенный декоративный портик из двух пар приставленных к стене колонн и гладкого треугольного фронтона. Три высоких центральных окна с полуциркульными завершениями обрамлены широкими плоскими наличниками и общим обводом сложного очертания, исполненного резным накладным валиком. Меньшие по размеру, прямоугольные стрoенные окна бoковых крьтьев здания имеют подобные, но более упрощенные обрамления. Бревенчатые фасады бьти скрыты горизонтальной обшивкой из досок. Интерьеры сильно изменены, но сохранилась структура основных помещений, внугренние наличники окон и фрагменты потолочных тяг. Крыша стропильная, с железной кровлей, двухскатная над залом и трехскатная над пониженными крьшьями. Пepeкрытия плоские, балочные, внугренние несущие стены из отесaнных бревен, оштукатурены. Фундамент бутовый. Габариты здания в плане -23,8 х 17,2 м.

На фасаде дома мемориальная доска "Здесь в 1917-1918 гг. проходили собрания Красноярской организации РСДРП(б). в 1994 г. бьти проведены укрепительные работы."

В 1995 г. здание находилось на консервации с учетом дальнейшей его реставрации.

Ул. Мира, 79

Особняк Гадалова (ныне "Детский мир")

Особняк по проспекту Мира № 79 (ныне "Детский мир") принадлежал купцу первой гильдии Н.Г.Гадалову. Здание строилось в 1873 году (возможно 83-84гг.), в стиле неоренесанса, у которого основа архитектурного образа проникнута разумным и светлым представлением о мире (предположительно, архитектор А.А.Лоссовский или М.Ю.Арнольда; в 1913 г. губернским архитектором В.А.Соколовским завершена реконструкция здания с изменением фасада и возведением высокого купола, завершенного скульптурой Меркурия - символа торговли). Нарядное здание богато украшено: арочные окна второго этажа разделены круглыми полуколоннами и обрамлены изящными наличниками, красиво выполнены купол со шпилем и полукруглый балкон на углу здания. Первый этаж оштукатурен "под руст".

В 1891 г. здесь зажглась первая электролампочка в городе. В 1895г. Н.Г.Гадалов одним из первых установил телефон, связывающий его магазин и пристань. В октябре 1891 года он запустил электростанцию. И в этом же году здесь остановливался наследник престола, возвращаясь из кругосветного путешествия. Сейчас здесь размещался гулком комсомола. Сейчас здесь располагается самый большой в городе детский универмаг.

г. Красноярск, np. Мира, 83.

3дание, в котором находилась женская rимназия, гдe училась деятель РСДРП(6) и РКП(6) Окумва Г.И., училась и npenoдaвaлa фольклорист Красноженова М.В., в котором вnocneдствии paзмeстился neдaгoгичecкий институт, гдe рабтал ученый - гeoлoг, библиограф, краевед Кocованов В.П., ученый-физик, академик Киренский П.В., а также yчился и ра6отал директор Института бнофизики СО АН СССР академик Терсков И.А.

Здание построено в 1880-1885 гг. по проекту архитектора С.В. Нюхалова. Строилось оно специально для женской гимназии на средства, пqжepтвовaнныe 6oгатыми горожанами.

первое специальное женское общеобразовательное учебное заведение в Красноярске -женское училише второго разряда Министерства народного пpосвeщeния -было открыто в 1869 г. В октябре 1870 г. женское училише было преобразовано в женскую чeтыpexклaccнyю гимназию, в которой обучались дочери дворянского, мешанского, духовного 11 крестьянского звания. после окончания гимназии выпускницы вместе с атгестатами об образовании получали звание домашней учительницы или домашней наставницы. В Краснoярской женской гимназии с 1889 по 1895 гг. oбyчaлacь Г.И. Окулова.

Глафира Ивановна Окулова (1887-1957), родилась в семье разорившегося золотопромышленника И.Н. Окулова. Окончив Красноярскую женскую гимназию и получив звание домaшнeй yчитeльницы, вместе со своей старшей сестрой, Екатериной Ивановной, едет учиться на женские педагогические курсы в Москву. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях высылается на родину в с. Шошино Минусинского уезда. С 1899 г. Г.И. Окулова -член РСДРП, агент "Искры", в 1902 г. кооптирована в состав opгaнизационного комитета по созыву II съезда РСДРП. Активная участница революции 1905.1907 гг. после Февральской революции - член Красноярского губкома РКП(б) и президиума губкома. в 1918-1920 гг. - член ВЦИК и Президиума ВЦИК, начальник Политотдела Восточного фронта и член РВС I-й, 8-й и Запасной армии. с 1921 г. находилась на партийной и науЧно-педагогической работе. С 1954 г. -персональный пенсионер. Награждена орденом Ленина.

В Красноярской женской гимназии в 1881-1890 гг. обучалась, а в 1890-1917 гг. преподавала в ней фольклорист Красноженова М.В. (см. подробнее о ней в ст. «Могила Красноженовой М.В., фольклориста, этнографа, педагога».

Вячеслав петрович Косованов (1881-1938) преподавал студентам общую геологию. Начиная с 1934 г., ежегодно участвовал в геодезических экспедициях по Красноярскому краю вместе с сотрудниками институга. 23 ноября 1935 г. В.П. Косованов утвержден в ученом звании профессора по специальности «геология». На 1935/36 учебный год назначен заведующим кабинетом геологии, где им была составлена геологическая коллекция институга.

Леонид Васильевич Киренский (1909-1969), работал на кафедре физики Красноярского педаг.огического институга с 1940 по 1957 гг. (см. подробнее о нем в статье «Могила академика Киренского Л.В.»).

В 1943 г. при кафедре физики Киренским бьта создана магнитная лаборатория, которая стала третьим в стране (после Москвы и Свердловска) центром по магнетизму. в институте Л.В. Киренский читал курсы экспериментальной теоретической физики и фaкyльтативныe курсы по магнетизму, был заведующим кафедрой физики, осуществлял и руководство opгaнизовaнному при кафедре физики аспирантурой, Иван Александрович Терсков (1918-1989) в 1935 г. поступил на вновь созданный физико-математический фа"культет. Учебу до 25 декабря 1938 г. сочетал с работой в физлaбopaтоpии в качестве лаборанта. За отличную учебу и активную общественную работу был пpeмиpован путевкой в дом отдыха в зимние каникулы в 1939 г. В июле 1939 г. состоялся первый выпуск физико-математического факультета. Среди окончивших -И.А. Терсков, получивший диплом с отличием. Его, как подающего надежды, оставили ассистентом на кафедре физики, где он работал до начала Великой Отечественной войны.

В субботу мы отправились на прогулку с любимым нашим проектом «Иди и смотри» и автором проекта Натальей Леоновой.

Встречались мы на станции метро «Римская».




Было интересно узнать, что во времена пчеловода была договоренность, сделать в Москве одну станцию, которая бы ассоциировалась с Италией, а в Италии сделать одну станцию, которая бы напоминала о Москве.
На удивление, мы свое слово сдержали, появилась станция «Римская». В Италии же станций, связанных с Москвой, не появилось.

Станция напоминает самолет с иллюминаторами, выполнена она при участии итальянских архитекторов, открыта в 1995 году.
Вот этих младенцев, Ромула и Рема, сделал Леонид Берлин.

Никто не знает, кто из двоих детей Ромул, а кто - Рем. Тайну эту скульптор унес в могилу. Скульптуры подкрашивают, но, тем не менее, они давно выглядят печально.

Себя Леонид Берлин тоже увековечил.
Сначала я не поняла, что значит Берлин – Римская, потом поняла, что это фамилия скульптура, ударение на первом слоге, БЕ рлин.

За спиной младенцев – водный каскад. Ходят слухи, что этот фонтан образовался естественным образом, потому что никак не удавалось ликвидировать протечки при строительстве. Было принято решение ввести воду в эту скульптурную композицию.

Наконец, вся группа в сборе и мы выходим на поверхность.

Станция расположена в самом центре старого, сформировавшегося ещё в средние века московского района. Он именовался Рогожкой, или Рогожской слободой, и был известен как традиционное место обитания русских староверов.


При выходе из метро мы видим часовню «Проща» Спасо-Андроникова монастыря.
На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща - это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае - у Рогожской заставы).

По преданию на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

Мы поворачиваем на улицу Школьная.

Школьная улица находится в районе Рогожской Заставы.
Большая часть улицы - пешеходная зона. В 1980-х годах была мысль сделать из нее второй Арбат. Но грянула перестройка, денег не хватило, поэтому здания отреставрировали, и на этом всё закончилось.

Протяженность улицы всего 700 метров. Здесь сохранились здания постройки 19 века, а некоторые и конца 18 века.

До революции улица называлась Тележной, потом 1-й Рогожской, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Однако в 1923 году советская власть посчитала, что москвичи мало "просвещены культурно", и улица получила своё современное название. Школы на ней никогда не было.

Дома 12 - 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение - два этажа и обязательные ворота для лошадей.

Колышки рядом с воротами регулировали движение лошадиных повозок, тем самым телеги не бились о дом.

Заходим во двор одного дома.

Со двора очень даже симпатично, здесь находятся офисы.

Дом №26 мне очень понравился. В этом доме находился бар "Филадельфия" из сериала канала ТНТ "В Москве всегда солнечно".

Дома, в которых жили староверы, помечались крестами.

«Рогожская застава была одною из самых оживлённых застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к Православной Старообрядческой вере, сохраняющей обряды со времен крещения Руси.»
Об этом писал Богатырев Павел Иванович – русский артист оперного театра (1849-1908).
Он родился в Рогожской слободе в Москве в семье старообрядцев.
Павел Иванович закончил Мещанское училище в 1863 году, а в 1874-м дебютировал, как певец, на сцене Киевского городского театра в опере «Иван Сусанин».
Вернувшись в Москву, он пел в Большом театре.
Павел Богатырев – автор воспоминаний «Московская старина», которыми пользуются все историки и краеведы.

Раньше на этой улице было много трактиров, потому что останавливающимся купцам и торговцам требовалась еда.
Ныне на этой улице всего два кафе: одно в самом начале, второе – в конце.

Вид со Школьной улицы на вид на Андроньевскую площадь.

Как вам эта оригинальная задумка? Мне нравится.

Православный храм преподобного Сергия Радонежского располагается в Рогожской слободе. Церковь была основана в 17 веке, сильно пострадала во время войны 1812, с приходом советской власти была закрыта на длительный срок. Храм был возвращен прихожанам лишь в 1990 году после масштабной реставрации.


Главными святынями церкви являются икона Божией Матери «Утоли моя печали», а также икона святого праведника Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей.

Эта фотография, сделанная Толей, мне очень нравится.

Это еще один старый район, когда-то он назывался Алексеевская слобода.
Эти места связаны с знаменитыми купцами Зубовыми, Морозовыми, Зимиными, Коновыми, Алексеевыми, Коншиными, Перловым и другими. Очень многие из них были друг с другом в родственных отношениях.
Это один из немногих районов города, которые пощадила революция и перестройка.


Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе.
Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря.

Напротив храма есть дом матери. Здесь женщины, которые родили детей и которым некуда идти, могут жить какое-то время.

Как обычно, самое интересное можно найти в тихих московских двориках.


Улица Солженицына, дом 29/1.

Дом много раз менял своих хозяев. После 1812 года он перешел к Алексеевым, династии купцов и промышленников. Но на сегодня главное заключается в том, что сын Сергея Алексеева - Константин Сергеевич Алексеев родился в этом доме и прославился позднее, но уже под именем Станиславского.


Улица Солженицына, № 36 стр. 1 - двухэтажный особняк купца Васильева Степана Кузьмича в стиле модерн. Главный дом городской усадьбы, кон. XVIII - XIX вв.


Дом № 27 - городская усадьба А. А. Морозова - Н. А. Алексеева, XVIII - начало XX веков. В 1905 году флигели и жилые корпуса перестроены для бесплатных квартир Московского Купеческого общества.


С 1963 года в здании находится ВНИИ биосинтеза белковых веществ.



Фабрика Алексеева Сергея Владимировича, отца Станиславского.
На фабрике называлась «волоченого и плащеного золота и серебра», на ней изготавливали тончайшую проволоку, блестки для выделки золототканых изделий и драгоценных украшений. Порядки на фабрике были патриархальные.
Хозяева не только поименно знали своих рабочих, но и обращались с ними очень уважительно.
28 рабочих трудилось у Алексеевых на фабрике в 90-х годов 18 века, при этом перерабатывалось более 14 фунтов золота и 16 пудов серебра.
При выработке изделий из драгоценных металлов на руках рабочих бывало товара на много тысяч рублей, но между тем не известен был ни один случай кражи.
Много лет проработал Константин Сергеевич Станиславский на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию.

Занимаясь днем семейным делом, вечерами Станиславский играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем.

Ныне это здание передано одному из лучших театров Москвы - «Студии театрального искусства» («СТИ») под руководством Сергея Женовача.

Я посмотрела в этом театре все спектакли.
А тут увидела информацию в новостях театра: «В этом году мы выпустили премьеру - спектакль «Кира Георгиевна» по повести В.П. Некрасова на малой сцене, приступили к репетициям «Мастера и Маргариты».

Значит, мне обязательно надо сходить на «Киру Георгиевну». А уж «Мастера и Маргариту» в этом театре буду ждать с нетерпением.
Пока мой лучший «Мастер» - в театра на Юго-Западной. Постановку Любимова Ю.П. со старой гвардией Таганки я не оцениваю, потому что это вне конкуренции.

The Village выяснил, как создать в купеческом доме атмосферную студию для работы и жизни.

Юлия рудометова

Фотографии

Илья большаков

адрес: Крутой переулок, 9

высота: два этажа

Постройка: 1880-е годы, дом купца Ильи Пояркова,
объект культурного наследия

Започаинье - одно из самых укромных и тихих мест в центре города. Попасть сюда можно с пересечения улиц Ильинской и Добролюбова. Либо, прогуливаясь по набережной Федоровского, повернуть в сторону белокаменной церкви Успения Божьей Матери с пешеходного моста над Успенским оврагом. Здесь, в одном из купеческих домов, которому без малого 140 лет, спряталась уютная студия.

Дима Сапожников

создатель студии «Дзен», массажист

Летом 2016 года я искал подходящее помещение для создания пространства, где бы я мог работать - заниматься массажем. В очередной раз открыл один из сайтов по нижегородской недвижимости и увидел странное объявление. Так обычно не пишут: «Сдается тихий офис или дача». Ни фото, ни других подробностей не было, только телефон и скриншот карты из «ДубльГИС». Дом почти у набережной Федоровского, в Започаинье. Какая дача в центре города? «Приезжай, смотри», - ответили мне по телефону.

Поехал знакомиться. По указанному адресу оказался большой купеческий дом. Несколько квартир было в собственности хозяина объявления, изначально он задумывал сделать из них для себя дачу. Одну из квартир на первом этаже в итоге приспособил под свой офис. Тогда из-за переезда он решил сдать все свои квартиры в аренду.

Помню, как зашел, меня словно уютным пледом накрыло, сразу понял: мое место. Был чуть ли не первым, кто приехал на просмотр. Сразу сказал: «Всем отказывайте, я остаюсь».

Дом в Крутом переулке

Дом каменный, в два этажа. В центре дома сквозная арка, которая со стороны создает иллюзию двух отдельных домов с треуголками деревянных крыш.

Более ста лет назад дом принадлежал семье купца Пояркова. Знаю, что арка была намного выше за счет опущенного уровня земли. В нее заезжала купеческая карета и повозка с лошадьми.

В соседнем доме жили знаменитые купцы Фирсовы, которые принимали участие в жизни государства. Они ездили к царю в Москву, были приближены ко двору.

Дом 1880-х годов постройки, пережил революцию и вообще много чего повидал.

Раньше здесь жила одна купеческая семья, а сейчас дом разделен на шесть разных квартир. Почти у каждой свой вход с улицы, как у меня.

Геометрия дома такова, что я граничу только с квартирой сверху. Во времена царской России для тепла и звукоизоляции перекрытия между этажами были засыпаны землей. При ремонте землю убрали, теперь полы тонкие и хорошо слышно, как ноги соседей стучат по потолку. Меня это не напрягает, даже наоборот, напоминает, что живешь не в музее в историческом центре города, а в настоящем доме, где вокруг тебя происходит жизнь, люди бранятся, тешатся, ссорятся, мирятся.

Дом живет, дышит, меняются люди. Среди всех нас только один постоянный жилец-старожил. Он живет здесь пятнадцать лет и застал времена, когда во дворе дома разводили свиней.

Тогда у каждой квартиры во внутреннем дворе дома был свой сарайчик, куда можно было складывать садовый инвентарь, лопаты, всякие инструменты. Со временем эти деревянные постройки обветшали, пришли в полную негодность. В некоторых разводили свиней. Было грязно и пахло, как на хоздворе.

Кто-то из соседей или жильцов нажаловался властям. В то время полпред Президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко лично приезжал, садился в трактор и сносил старые сараи из нашего двора прямо в овраг Почтового съезда. Это было масштабно.

В 2009 году дом горел, пострадал серьезно. Городские власти помогали восстанавливать. Крыли крышу, обновили фасад, площадку перед домом, меняли проводку и другие коммуникации.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю

Сегодня на месте грязных сараев во дворе красивый сад. Силами жильцов посажены сосны, рябины, яблони, ели. Сделаны даже альпийские горки из камней. Есть мангал, зона барбекю, что-то типа беседки, где можно посидеть. Место уютное и спокойное. В теплое время года соседи любят проводить там детские дни рождения и пикники. Зимой в саду мы не чистим тропинки. Всё заметает, и делать там нечего.

Переулок - Крутой во всех смыслах и значениях. Он находится в центре города, но тут не ощущается бизнес-атмосфера, которая царит на соседних крупных улицах. Започаинье - словно затерянный мир. Ты делаешь поворот с Ильинки в сторону набережной Федоровского и попадаешь в царство гармонии и покоя. В городе пробки, суета, а здесь всегда тихо.

Мне нравится возвращаться сюда. Как бы я далеко ни уезжал из города, когда я подъезжаю на такси к Започаинью, будто пересекаю некий барьер, который проходит между «Спаром» на Добролюбова и церковью Жен-Мироносиц. Меня сразу окутывает ощущение уюта и дома.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю. В соседнем доме, который в конце XIX века был усадьбой Чернонёбова, сейчас детский сад. Вокруг атмосфера по-человечески добрая.

Теплым летом, когда город еще спит, я выхожу из дома и через две минуты оказываюсь на мосту над Успенским оврагом. Дворники подметают улицу в звонкой тишине. Почти нет людей. С высоты набережной видны только-только начинающиеся пробки на Канавинском мосту. Открывается потрясающий вид на Стрелку. Здесь лучшее место в городе и для закатов.

Студия «Дзен»

Всего в моей квартире около 38 квадратов. Основная часть отведена под рабочее пространство.

Старины в интерьере давно не осталось. Обыкновенный потолок и стены, которые я лишь освежил, покрыв слоем краски такого же светлого цвета. Моя подруга художница Елена Кручинина нарисовала на стенах ветку сакуры и бамбук. Постепенно в студии начали появляться предметы, которые создают уют: полочки с книгами, коллекция керамической посуды из разных городов и стран, цветы, растения, фотографии из моих путешествий. Еще у меня живут птицы: австралийские воробьи, зебровые амадины. По звучанию они похожи на резиновые игрушки, которые пищат, когда их сжимаешь.

Раньше в доме была большая купеческая печь, где готовили еду. От нее осталось только отверстие для дымохода. Сейчас на этом месте декоративный камин, там я храню дорогие сердцу вещи.

В рабочей комнате три окна. Снаружи на окнах решетки, но они не мешают. Окна использую только как источник света. Не смотрю в них. Часто они вообще закрыты жалюзи. В студии всегда приглушенный свет, который создает атмосферу домашнего уюта.

Здесь мягкий пол, по которому приятно ходить босиком. На полу много подушек, можно сидеть, а можно лежать. У меня нет диванов или стульев.

Из мебели в студии только стол для массажа. Мой отец его сделал. Стол крепкий, основательный, его сложно сдвинуть с места.

Меня радует, что для многих студия становится особенным местом. Здесь хочется находиться. Иногда получается, что мне людей приходится не то чтобы выгонять, но деликатно поторапливать. Атмосфера здесь «отдыхательная», хочется сидеть и сидеть. Особенно чем хуже погода за окном, тем лучше здесь. Когда метель на улице или ливень, в студии всегда тепло и уютно.

Я стремлюсь, чтобы ко мне приходили не как в заведение, где можно получить обычную процедуру массажа, а как в гости к хорошему знакомому. Мы пьем чай и беседуем. Я давно увлекаюсь китайской чайной традицией, поэтому у меня стоит чайный стол с доской ча бань и соответствующий антураж: фигурки героев из китайской мифологии, свечи, благовония.

Пространство студии трансформируется от массажной до чайной комнаты и даже до небольшой площадки для встреч. Бывает, друзья организуют здесь свои мероприятия. Совсем камерные, до 12 человек, чтобы всем было уютно. Это мастер-классы по медитативному рисованию «дзен-графика» и по лепке из глины, этническо-бардовские концерты.

Бытовая изнанка студии

Изначально я искал место для работы. До последнего думал, что буду только принимать пациентов, и совсем не рассчитывал, что сам здесь останусь жить. Потом вдруг понял, что расположение дома и его атмосфера уникальны, уезжать отсюда совсем не хочется.

Жилая часть квартиры достаточно миниатюрна. В одно помещение объединена и спальня, и кухня, здесь же стоит душевая кабина, как в питерских коммуналках. Мне нравится такой формат компактной студии.

Тот пожар, который случился десять лет назад, привнес новый этап в жизнь дома. Благодаря ему поменяли проводку и другие коммуникации, всё достаточно новое. В доме нет центрального отопления, вместо него стоят газовые котлы АГВ. В моей жилой комнате - котел на меня и на квартиру сверху. Поэтому я работаю еще и кочегаром, но это не сложно: один раз в начале зимы зажег огонь и забыл; когда холодает, могу прибавить немного тепла в батареях. Горячая вода появляется в кране благодаря бойлеру. Комфортные условия можно легко создать даже в старом доме, благо есть много разных современных приспособлений. А вообще, бывшие жильцы-собственники сделали здесь приятный ремонт.

Единственное, что еще не поменяли, - древние трубы XIX века с холодной водой, которые идут под домом. Иногда они не выдерживают времени и дарят жильцам «фонтанирующие истории».

Прошлой зимой прорвало трубу, и на неделю мы остались без воды. Сюда нагнали современной техники, наверное, со всего Нижегородского района и заменили большой участок трубы. Хорошо, что в доме ничего не текло, только на улице. Зато у меня на кухне копали яму, чтобы подобраться к трубам. В доме нет подвалов, под нами сразу земля.

Все жильцы дома знают друг друга в лицо. Знают, кто чем занимается и чем живет. У нас у всех хорошие отношения. Жизнь в таком малосемейном доме подразумевает коммуникацию и решение коллективных общих вопросов. Чаще всего, конечно, такие собрания происходят стихийно и не по самым приятным поводам.

Започаинье - ключевое место во всех туристических маршрутах по Нижнему Новгороду, поэтому мы часто слышим иностранную речь за своими окнами, видим туристов. Я и остальные жители гордимся тем, что живем в старинном купеческом доме, в доме, о котором рассказывают.

Три уникальных деревянных усадьбы располагаются недалеко друг от друга на ул. Первого мая (бывшей ул. Купеческая). Здания построены в 1830 - 1861 годах и сохраняют ампирные черты типовых "образцовых" проектов провинциального городского жилья I половины XIX века.

Особый интерес представляют биографии местных купцов - текстильных фабрикантов, - строителей и последующих владельцев этих памятников архитектуры.
Усадьба священника (ул. Первого мая, 3)
Усадьба священника соседней Воскресенской церкви представляет собой характерный образец застройки Павловского Посада 1850-1860-х гг.


Деревянное здание с редкой полнотой сохранило черты провинциального городского жилья своего времени. К дому, выходящими окнами на улицу примыкает тёсовый забор с воротами и калиткой. Хозяйственный двор замыкает бревенчатая связь кладовых и сараев, отделяя его от территории сада.
Одноэтажный с мезонином рубленый жилой дом и вместительные холодные сени поставлены на высоком подполье, а смежный с сенями прируб для кухни - на кирпичном полуподвале. Основной объём здания в своей типологии, внутренней планировке и отдельных деталях сохраняет отзвуки архитектуры ампира.

План дома священника.
Основываясь на пропорциях плана, симметрии лицевого фасада, увенчанного крутым щипцом мезонина, - можно прийти к выводу, что строительство дома производилось по одному из "образцовых" проектов типового строительства начала XIX века.
Тёсовая обшивка фасадов, имитирующая мелкий ленточный руст, фигурные наличники окон и большинство оконных заполнений относятся к 1900-м годам.
Из прежних художественных форм уцелели карниз мезонина с мутулами, восьмистекольная рама и строгие оконные обрамления с декоративным замком на боковом дворовом фасаде, наружная дверь с ампирным рисунком филенок.

Структура здания, выраженная в трёхчастной схеме плана, наличие подпола, боковой вход и преобладане высоты жилого переднего сруба сближает памятник с крестьянским жильём.
Внутри дом носит следы позднейших перепланировок.

Из элементов интерьера от старого времени сохранилась изразцовая печь и лестница в сенях, ограждённая точёными перилами.
Усадьба Р.Л. Щепетильникова (ул. Первого мая, 7)
Усадьба представляет собой образец богатого купеческого владения середины XIX века. Комплекс усадьбы представлен главным домом и длинным рядом дворовых построек. В прошлом в глубине участка находился сад.

Фотографии 2009 г. - 2013 г..
Большой двухэтажный купеческий дом поставлен на красной линии бывшей "Купеческой" улицы, выходя на него семиоконным фасадом. Первый этаж здания сложен из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурен. Деревянный второй этаж обшит тёсом "под руст".
Жилой дом был сооружён по "образцовому" проекту первой половины XIX в. в 1861 году и сохраняет черты ампирной постройки.

План первого этажа дома Щепетильникова.
В былые времена средняя часть лицевого фасада была завершена треугольным деревянным фронтоном, ныне утраченным. На первом этаже среднюю часть здания подчёркивают арочные формы нижних оконных проёмов.

Плоскости стен украшены строгими ленточными наличниками с верхней полкой и рельефными каменным замками, уцелевшими над окнами второстепенных фасадов.
Определённое изящество вносит в архитектуру дома псевдоготический мотив стрельчатой перемычки, присутствующий в трехчастных окнах второго этажа, выходящих на двор.
Деревянная тыльная часть здания со следами позднейших переделок вмещает в себя лестницу, холодные сени с чуланами и квартиры, устроенные в новейшее время. Со стороны двора дом увеличен пристройкой середины ХХ века.

Верхний, парадный этаж несколько выше первого. План основного старейшего объёма здания не понёс существенных утрат. Помещения соединены по принципу круговой анфилады. По главному фасаду расположен центральный зал с двумя фланкирующими его угловыми помещениями. Стены обтянуты карнизами. В интерьере сохранились белые изразцовые печи и массивные двупольные двери с усложненным рисунком филёнок.
Одноэтажные бревенчатые с открытым срубом хозяйственные постройки образуют несколько связей из ряда изолированных помещений под общей кровлей.

Дом построил ратман Павловского Посада в 1848, 1849, 1852 годах, Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчато-бумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников (ок. 1777-1852). Родион Леонтьевич был женат на Анне Егоровне (1778-до1846), подарившей мужу детей: Якова (род. 1803), Степана (род. 1805), Наталью (1809), Савелия (род. 1815), Матрону (род. 1817).
Фабрика Щепетильникова располагалась на левом берегу р. Вохонки, севернее моста в конце ул. Дзержинского (Широковской) [см. карту ].

После Родиона дом унаследовал купец III гильдии, владелец ткацкой и красильной фабрики в Павловском Посаде, Яков Родионович Щепетильников (1803-?), женатый на бывшей крестьянке села Павлово (Вохна) Пелагее Петровне (1811-?). По материалам 1857 г. у него были дети: сыновья Андрон (Андрей) (1830-?) и Егор (1836-?) и дочери Авдотья и Наталья (1833-?). В 1857 году указывалось, что свой дом он унаследовал от отца . Таким образом, указание дома у Е.Н. Подъяпольской как "усадьба Я.Р. Щепетильникова" - нуждается в коррекции.

Затем дом перешёл во владение Андрона (Андрея) Яковлевича , владевшего родовым предприятием в 1888 году и женатого на Настасье (Анастасии) Сидоровне, урождённой Кузнецовой (1833-?), от которой он имел шестерых сыновей: Василия (род. 1853), Ивана (род. 1855), Петра (род. 1856), Степана, Матвея и Константина. Интересно, что Анастасия Сидоровна Щепетильникова-Кузнецова приходилась старшей сестрой одному из крупнейших промышленников и предпринимателей России конца XIX-нач. XX вв. - Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846-1911), владельцу известного "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" . После смерти Сидора Терентьевича Кузнецова (1806-1864) его фарфоровые фабрики переходили по наследству к его единственному сыну - Матвею, которому тогда было всего 18 лет. По некоторым сведениям, А.Я. Щепетильников исполнял обязанности одного из его опекунов . К 1890 г. Анастасия Сидоровна была владелицей хлопчато-бумажной фабрики в Павловском посаде с 40 рабочими, которой управлял её сын Пётр Андреевич.
Впоследствии дом перешёл старшему сыну А.Я. Щепетильникова - Василию Андреевичу Щепетильникову - купцу, городскому уполномоченному Павловского Посада (в 1914-1918 гг.), члену попечительского совета женской прогимназии Павловского Посада (1907) и городской общественной больницы (1911-1918 гг.), попечителю старообрядческой церкви св. Великомученика Дмитрия Солунского в Павловском Посаде (1915 г.) . В 1917 г. родовой дом Щепетильниковых с землёй оценивался в 6529 рублей.

Усадьба Н.Ф. Фролова (ул. Первого мая, 6)
Деревянная усадьба занимает удлинённый участок, выходящий на высокий левый берег Вохонки. Добраться до неё довольно сложно, так как она включена в окружённый общим забором квартал жилых зданий.

Фотография 2009 г.
Усадьба была основана купеческой семьёй Фроловых в первой половине XIX века. Усадьба не связана с городской средой и, имея ориентацию на речную долину, стоит особняком.
Дом поставлен в середине участка, в саду, террасами спускающемся к реке. Глубокий двор ограничен бревенчатой хозяйственной постройкой.


План дома Фроловых.
Деревянный одноэтажный жилой дом был возведён в стиле ампир в 1830-1840 годах. Он поставлен на кирпичном цоколе и обшит тёсом. Главный фасад, обращённый к реке, украшен террасой и завершён светёлкой. Боковые фасады завершены мезонинами. Вход в здание со двора лежит через холодные сени, к которым примыкает позднейшая кухонная пристройка с открытым срубом.

Черты ампира, отчётливо выраженные в объёмно-плановой композиции здания, в наружной его обработке довольно сдержанны. Характерны формы светёлки и мезонинов: группировка и абрис окон, разорванные внизу фронтоны, рустовка углов "в разбежку". Со стороны сада дом украшен выемчатой резьбой досок-прибоин с декоративными мотивами классицизма. Терраса, нарядно убранная точёными столбиками и пропильной резьбой, перестраивалась в начале ХХ века.

Планировка дома, по словам авторов "Памятников архитектуры Московской области", "варьирует распространённую схему особняков послепожарной Москвы, но была частично изменена при квартирном расселении. Центром композиции плана здания служит небольшой внутренний коридор, объединяющий смежные помещения по принципу кольцевой анфилады. Парадные комнаты с более высокими окнами обращены в сад.
В доме сохранились белые изразцовые печи нескольких типов, ампирные двустворчатые и однопольные двери, тянутые карнизы. Гостиную украшает плафон. В одной из жилых комнат- лежанка.
Однокомнатные симметричные мезонины по бокам здания занимает жильё. Одно из помещений с кафельной печью перекрывает ложный коробовый свод (молитвенная комната?).

Правый от гл. входа мезонин.
По всей видимости, дом был возведён на средства Павлово-Посадского купца III гильдии (в 1854 г.), вышедшего в купечество из местных крестьян, Никиты Фаддеевича Фролова (1803-до 1870?). После него дом принадлежал двум его сыновьям - Никите и Демьяну. Старший - Никита Никитич Фролов (1820-?), указывался как владелец местного красильно-бумажного заведения в 1870 и 1880 годах, а в 1877 г. исполнял обязанности гласного Городской Думы. Его жена - Аксинья Парфёновна (урождённая Малышева;1826-?), с 1880 г. по духовному завещанию своего отца, Парфёна Семёновича Малышева, унаследовала его двухэтажную деревянную ткацкую фабрику с красильней на Крутобережной улице. Аксинья Парфёновна родила мужу сыновей: Василия (род. 1841; ж. Марья Митрофановна (род. 1845), дети - Ольга, Анна, Митрофан, Александр, Иван), Ивана (род. 1854; ж. Аграфена Алексеевна (род. 1857), дети - Татьяна, Мария, Екатерина, Анна, Василий), Сергея (род. 1860; ж. Евдокия Тихоновна, дети - Анна, Наталья, Надежда, Мария, Антонина), Павла (род. 1862) и Фёдора (род. 1867).
Купец II гильдии Демьян Никитич Фролов (1832-1902), женатый на Наталье Ивановне, с 1877 по 1885 г. два срока был гласным Городской думы Павловского Посада, а в 1882 г. временно исполнял обязанности городского головы. В начале ХХ в. домом владели наследники Никиты Никитича...

В одном квартале с усадьбой растёт вот такой удивительный старинный дуб.

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

1. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005. С. 21; 30, 142, 337, 341.
2. Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 35-36, 100.
3. Щепетильниковы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 121.
4. Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 199, с. 267-268.
5. Фроловы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 106-107.

Loading...Loading...