Краткое содержание мальчики достоевский по главам читать. «Отзыв о прочитанных главах романа Ф

"Мальчики" - глава, которая входит в большой роман "Братья Карамазовы". В этой главе повествуется о маленьком мальчике - Коле Красоткине, у которого есть только мать, о его поступках и отношениями с другими людьми. Мальчик очень образован, храбр и мужественен. Всегда может постоять за себя и других. Но минус его характера в том, что он очень любит себя и готов на самые опасные поступки, даже готов пойти на крайности, чтобы не запятнать свою честь. Именно поэтому он ложится между рельсами, после чего поезд проезжает над ним. Мальчик не пострадал, но его поступок не вызвал одобрения у директора школы, в которой он учился. А мать, узнав о случившемся, несколько дней не может встать с кровати. На помощь пришел учитель Дарданелов, сделал он это, потому что был очень влюблен в мать мальчика. Но такое юному пареньку не по душе, он встал против отношений учителя с матерью и всеми силами показывает это. Так мальчик задает вопрос, на который учитель не знает ответа, этим поступком он не только унижает учителя, но и показывает свое превосходство над ним.

Через некоторое время мальчик заводит собаку, он старается ее обучать разным командам, иногда мучает и приносит боль животному, но несмотря на это, собачонка любит мальчика и привязана к нему.

Коля Красоткин до этого момента был ранен ножом, это сделал Илья Снегирев.

Данный рассказ учит тому, что человек должен всегда отвечать за свои поступки и знать меру своим действиям. Да, важно оставить свою честь чистой, но думать об окружающих - важнее. Коля поставил не только свою жизнь в опасную ситуацию с поездом, но и жизнь матери, которая переживала за него. Чаще всего чрезмерная защита своего достоинства не приводит до добра, это приводит к вреду для своей жизни, порче репутации, даже потери места обучения. В любом случае - нужно знать меру и понять, когда нужно остановиться, и не важно, касается это чести или чего-то другого.

Еще один урок преподносит рассказ своим читателям: нужно уважать и ценить помощь окружающих и не подвергать их унижениям, уважать своих родителей и не портить их жизнь, как это делает Коля не разрешая учителю встречаться с матерью, ведь ей тяжело одной следить и смотреть за сыном, он совершенно не задумывается об этом. Это показывает случай с учителем, который пытался помочь Коле, но он же уничтожил все попытки, чтобы выйти из ситуации и сохранить место в своей гимназии, что плохо и для матери тоже.

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гофман Песочный человек

    В детстве мать Натаниэля укладывала его спать со словами: "Идет Песочный человек, я вижу." Не смотря на то, что она просто имела ввиду, что у него глаза сонные, как будто в них засыпан песок, Натаниэля пугало это выражение

  • Краткое содержание Шукшин Сапожки

    Некий шофер Сергей Духанин, который едет в город за запчастями собрался купить своей жене сапожки. Но стоят они дорого для деревенского жителя - 65 рублей без копеек. Но у шофера пробуждается желание подарить жене именно эти красивые сапожки.

Достоевский знакомит читателей с семьей Карамазовых. Ее глава Федор Павлович Карамазов – мелкий помещик. Автор характеризует его как человека «бестолкового», «дрянного и развратного», но хитрого.

Федор Павлович дважды был женат. Первая супруга принадлежала к богатому и влиятельному роду Миусовых. Сразу же после свадьбы Карамазов отобрал у нее приданое и стал вести себя с молодой женой по-хамски. От постоянных побоев и скандалов женщина сбежала в Петербург, где вскоре умерла, оставив трехлетнего сына Митю. Воспитанием ребенка Федор Павлович не занимался. Опекунство над Митей взял двоюродный брат жены Петр Александрович Миусов, но вскоре уехал в Париж, перепоручив мальчика своей родне.

Рос и воспитывался Дмитрий практически сам по себе. Не окончив гимназии, он попал в военную школу, оттуда – на Кавказ, где много кутил. Там же за участие в дуэли Дмитрий был разжалован. Молодому человеку не удалось получить от Федора Павловича маминых денег по наследству. Отец откупился от сына незначительной суммой и слал переводы, пока наследство не закончилось. Но Дмитрий не желал этого признавать.

Второй женой Федора Павловича была робкая и тихая женщина, которая родила ему двух сыновей, но так и не узнала семейного счастья. Деспот всячески унижал супругу, устраивал прямо при ней отвратительные оргии. Несчастная умерла через четыре года после рождения второго ребенка. Воспитанием Ивана и Алексея отец также не желал заниматься. Их забрал, по сути, чужой человек. Благородный и добрый наследник воспитательницы их матери вырастил и дал детям образование.

Иван уже в раннем возрасте отлично учился, за что его определили в гимназию к известному педагогу. Затем мальчик поступил в университет, где научился зарабатывать на жизнь газетными публикациями. После окончания учебы он вернулся к отцу и довольно легко с ним ужился.

Алексей был всеобщим любимцем. Его обожали и в приемной семье, и в гимназии. Лучше чем к другим детям относился к младшему и Федор Павлович. Даже когда Алеша решил уйти послушником в монастырь, отец не стал возражать. Свой выбор юноша сделал под влиянием старца Зосимы.

Желая прекратить спор между отцом и Дмитрием о наследстве, Алексей предложил всей семье собраться и обсудить проблему в монастыре у старца.

Книга вторая. Неуместное собрание

В келье старца Зосимы собрались все Карамазовы, а также Петр Миусов. Федор Павлович, не стесняясь старца, завел шутовской разговор, стараясь задеть Миусова. Эта выходка спровоцировала скандал, чем встреча и закончилась. Еще Федор Павлович обвинил Дмитрия в том, что сын привез в город свою невесту Катерину Ивановну, а сам соблазняет Грушеньку – содержанку местного богатого купца. Митя в ответ обвиняет отца, дескать, тот сам хочет заполучить Грушеньку.

Удивительно ведет себя на этом собрании Зосима. Он кланяется в ноги Дмитрию, предчувствуя его будущую трагедию, а Ивана благословляет на поиски истины. Алексею же наказывает после своей смерти покинуть монастырь и быть рядом с братьями.

Книга третья. Сладострастники

Дмитрий рассказывает Алеше о проблеме Катерины Ивановны. Ее отец потерял казенные деньги и в отчаянии решил застрелиться. У Дмитрия как раз была нужная сумма, и он готов дать деньги Катерине, если та придет к нему. И девушка решилась принести себя в жертву, чтобы спасти честное имя отца. Дмитрий, правда, не воспользовался моментом, а дал Катерине деньги просто так. После этого случая отец девушки заболел и вскоре умер. А Катя неожиданно стала богатой наследницей московской тетушки. Она написала письмо Дмитрию, признаваясь в любви и предлагая ему жениться на ней, теперь богатой невесте. Митя согласился и посватался к Катерине. Однако в лице среднего брата у него появился соперник. Когда Катерина познакомилась с Иваном, стало ясно, что между молодыми людьми зарождается любовь.

Дмитрий об этом не жалеет. Он предлагает Алеше навестить Катю и объяснить ей, что больше не придет к невесте, она может выходить замуж за Ивана. Сам же Дмитрий потерял голову от Грушеньки и готов на ней жениться. Ради новой возлюбленной он растратил три тысячи рублей, которые ему дала для одного дела Катерина. Вернуть деньги невесте Дмитрий надеется с помощью отца. Он знает, что такую сумму Федор Павлович приготовил для Грушеньки. Дмитрий решительно настроен воспрепятствовать встрече девушки со своим родителем. Из ревности он даже готов убить отца.

О приходе Грушеньки Митю должен предупредить Смердяков – слуга в доме Федора Павловича. Это сын юродивой Лизаветы и самого Федора Павловича, как говорили люди. Лизавета умерла при родах, а мальчика воспитал лакей Григорий с женой. Смердяков, как и его мать, страдал припадками, жестоко обращался с животными и был очень подлым человеком.

У Катерины Ивановны Алексей застает Грушеньку. Женщины разговаривают на повышенных тонах. Горничная передает Алексею письмо с признанием в любви от Лизы, больной дочери помещицы Хохлаковой.

Дмитрий врывается в дом отца, подозревая, что пришла Грушенька, и в порыве гнева избивает Федора Павловича.

Книга четвертая. Надрывы

Алексей идет к Хохлаковым. По дороге он вступает в драку со школьниками, один из которых кусает его за палец. Как выясняется, это Илюшенька – сын отставного штабс-капитана Снегирева, которого жестоко оскорбил Дмитрий. У Хохлаковых Алексей встречает среднего брата и Катерину. Иван признается в любви невесте Дмитрия и собирается уезжать, поскольку Катерина намерена остаться верной Мите, несмотря на его желание жениться на Грушеньке.

Катерина Ивановна посылает Алешу к Снегиреву, чтобы тот передал штабс-капитану 200 рублей. Снегирев, несмотря на тяжелое положение в семье (больная дочь, слабоумная жена, малолетний сын), отказывается от денег.

Книга пятая. Pro и contra

Иван и Алексей встречаются в трактире, где происходит одна из главных сцен романа. Средний брат рассказывает о своих убеждениях. Он не отрицает Бога, но и не признает, что мир устроен Всевышним. Иван пересказывает свою поэму о Великом инквизиторе, в которой описывает, как Христос вновь сошел на землю, и его заточили в тюрьму. Великий инквизитор приходит к Сыну Божьему, чтобы объяснить свою теорию: человечество не может быть свободным между добром и злом, люди страдают от неопределенности. Инквизитор и его сподвижники желают избавить человечество от мук выбора. Если устроить мир по жестким правилам, то люди будут благодарны за такое рабство. Инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча его целует. Алеша так объясняет свое впечатление от услышанного: «Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула… как ты хотел того».

Иван возвращается домой и встречает Смердякова, который советует куда-нибудь уехать, так как в ближайшее время с отцом может произойти нечто плохое. Иван возмущен такого рода намеками, но соглашается, что уехать нужно. Утром он отправляется в Москву, а у Смердякова в это время случается эпилептический припадок.

Книга шестая. Русский инок

В этой главе рассказывается о юности отца Зосимы и его кончине.

Будущий святой подвижник родился в бедной дворянской семье. Его старший брат умер от чахотки, что произвело на мальчика сильное впечатление. Затем он поступил в кадетский корпус, стал офицером. Однажды Зосиме пришлось драться на дуэли. В ночь перед этим событием на него снизошло озарение. Зосима выдержал выстрел, а свой пистолет выбросил и попросил у противника прощения. После такого мужественного поступка мужчина ушел в монастырь.

Умер старец тихо, простершись на земле в молитве.

Книга седьмая. Алеша

После смерти Зосимы все ожидали нетленного тела и всяческих чудес. Но очень скоро от гроба распространился тлетворный дух, что вызвало большое брожение умов в монастыре и в городе.

Расстроенный всем происходящим Алексей соглашается пойти со своим приятелем Ракитиным к Грушеньке. Девушку они застают в сильном волнении, она ждет известия от одного офицера, который когда-то ее обманул и бросил. Грушенька садится к Алеше на колени и пытается заигрывать. Узнав о смерти старца, оставляет это намерение. Вскоре за ней прислали, и девушка спешно едет к офицеру в Мокрое.

Алеша возвращается в скит, где засыпает у гроба старца. Ему снится Кана Галилейская. Старец находится рядом с Иисусом, он радуется и зовет своего ученика. После этой ночи Алексей сильно переменился и повзрослел. Через три дня он покидает монастырь.

Книга восьмая. Митя

Пытаясь найти три тысячи, которые Дмитрий должен вернуть Катерине, он идет к покровителю Грушеньки за советом. Купец решает подшутить над Митей и советует ему продать рощу скупщику леса. После долгих мытарств Дмитрий находит скупщика пьяным и остается ночевать с ним, чтобы решить дела утром. Ночью он спасает скупщика, который чуть не угорел. Поняв, что этот план провалился, Митя возвращается в город. У него не осталось ни копейки денег, поэтому пришлось заложить часы и дуэльные пистолеты. Последняя надежда – одолжить три тысячи у Хохлаковой, но и там Карамазов получает отказ.

В отчаянии Дмитрий бежит прочь и натыкается на служанку, от которой узнает, что Грушеньки нет дома. Снедаемый ревностью, он врывается в ее дом и пытается узнать у хозяев, куда ушла девушка. Ничего не добившись, Дмитрий хватает со стола медный пестик и устремляется к отцу, подозревая, что Грушенька там. Чтобы узнать это наверняка, он подает условный сигнал, о котором ему рассказал Смердяков.

Обрадованный Федор Павлович высовывается из окна. Дмитрия охватывает злоба, он хочет убить отца, но тут на крыльцо выходит лакей Григорий. Митя бросается прочь, Григорий бежит следом и догоняет его, когда молодой человек перелезает через забор. Старый слуга повисает на Дмитрии, а тот в ответ бьет Григория по голове пестиком. Слуга падает, обливаясь кровью. Дмитрий наклоняется и обтирает лицо старика платком. Потом, опомнившись, вновь убегает.

Он возвращается в дом Грушеньки и узнает куда девушка уехала. В полной растерянности и весь испачканный кровью Дмитрий появляется у чиновника, где заложил пистолеты с пачкой денег. Он выкупает оружия, отмывается от крови и мчится в Мокрое за Грушенькой. Там Дмитрий застает девушку с поляками и знакомыми из города. Чтобы как-то отвлечься от бурных событий, Дмитрий садится играть с мужчинами в карты, затем начинает кутить. Так пролетела ночь, а ранним утром Дмитрия арестовали, обвинив в убийстве отца.

Книга девятая. Предварительное следствие

Жена лакея Григория проснулась среди ночи от криков, которые издавал в припадке Смердяков. От страха она стала звать мужа, пока не обнаружила его в саду. В ужасе старуха бросилась к дому и увидела через открытое окно убитого Федора Павловича. Она подняла крик и позвала на помощь соседей. Затем все вместе вызвали исправника.

Сразу началось следствие. В саду был обнаружен пестик, а в спальне покойного нашли пустой разорванный пакет из-под тех самых трех тысяч рублей. На допросе Дмитрий сначала отказался пояснить, откуда у него деньги. Но затем признался: это остатки от трех тысяч, которые дала ему Катерина. Мите никто не верит. Все показания очевидцев в Мокром против него.

Книга десятая. Мальчики

В этой главе рассказывается о Коле Красоткине, который покровительствовал в гимназии Илюше. Коля был очень смелым мальчиком. Однажды он на спор лег между рельсами под проходящий поезд. После этого случая его уважали все мальчишки в гимназии. Раньше Коля был в ссоре с Илюшей, а теперь помирился и познакомился с Алексеем.

Когда Илюша сильно заболел, Алексей стал навещать больного, а также организовал мальчиков из класса, чтобы те проведывали своего товарища каждый день.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович

Иван навещает больного Смердякова, который признается ему в убийстве. Смердяков отдает три тысячи рублей и обвиняет Ивана в том, что пошел на убийство под влиянием его теорий и рассуждений: Бога не существует и потому все дозволено. Ночью Смердяков повесился.

Ивана мучает совесть, у него бред и галлюцинации. Мужчина подолгу беседует с чертом.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка

На суде Иван предъявляет три тысячи рублей и рассказывает о признании Смердякова. Некоторые факты также указывают на невиновность Дмитрия, хотя большинство доказательств не в его пользу. У Ивана прямо в зале суда начинается припадок. Испуганная его состоянием, Катерина Ивановна предъявляет суду письмо Дмитрия, в котором тот написал о желании убить отца. Эта улика оказывается роковой. Дмитрия осуждают на каторгу.

Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"

Ход урока.

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

4 группа – синквейн «Ф.М.Достоевский».

Выступление уч-ся с биографией и презентацией «Ф.М.Достоевский».

Выступления групп.

Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в листе контроля «+» рядом с фамилиями работавших.

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

Дети – странный народ, они, снятся и мерещатся…»

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? Запишите тему урока. Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.

Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома.

Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

В какой момент происходит завязка действия?

Кульминация?

Развязка?

Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

3 группа – «языковеды»

4 группа – ментальная карта «Путь к состраданию»

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

5. Какова роль главы «Жучка»?

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

Перед вами картина Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Совпадает ли ваше впечатление от картины с представлением о «мальчике за канавкой»? В чем сходство и различие?

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

4. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой?

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

(задание для «языковедов»)

    Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

«С бледненьким худеньким продолговатым личиком , с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко , из которого уродливо вырос».

«Совершенно озлился, как зверенок »

«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»

«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»

«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»

«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев , как полотно »

    Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

    В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

4 группа - Составьте ментальную карту «Путь к состраданию », подготовьтесь к ее защите.

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем , во-первых и прежде всего, добры, честны , а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Рефлексия.

На листочках самоконтроля есть графа «Мои чувства». Пустите листок по кругу внутри группы и пусть каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского.

Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа? Тьюторы зачитают. Есть ли у вас сострадание, сочувствие, сопереживание? Значит, благодаря произведению Достоевского, и мы с вами прошли этот путь вместе с героями, путь к состраданию. Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».

Запишем домашнее задание .

    Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (привести аргументы)

"МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, - значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой"; это технический термин, значит - просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, - стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают "с ручкой" хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, "забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером". Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

И в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал...

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все - голод, холод, побои, - только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.


МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", - подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, - только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, - вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"

Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.

Это "Христова елка", - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Фёдор Достоевский - МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ , читать текст

См. также Достоевский Фёдор - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Неточка Незванова - 01 часть.
I - Отца моего я не помню. Он умер, когда мне было два года. Мать моя...

Неточка Незванова - 02 часть.
V Это был второй и последний период моей болезни. Вновь открыв глаза,...

Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну. Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов. Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась. Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть «телячьими нежностями». Случай на железной дороге Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума.

Достоевский, «мальчики»: краткое содержание по главам

Как выясняется, это Илюшенька – сын отставного штабс-капитана Снегирева, которого жестоко оскорбил Дмитрий. У Хохлаковых Алексей встречает среднего брата и Катерину. Иван признается в любви невесте Дмитрия и собирается уезжать, поскольку Катерина намерена остаться верной Мите, несмотря на его желание жениться на Грушеньке.
Катерина Ивановна посылает Алешу к Снегиреву, чтобы тот передал штабс-капитану 200 рублей. Снегирев, несмотря на тяжелое положение в семье (больная дочь, слабоумная жена, малолетний сын), отказывается от денег. Книга пятая. Pro и contra Иван и Алексей встречаются в трактире, где происходит одна из главных сцен романа.
Средний брат рассказывает о своих убеждениях. Он не отрицает Бога, но и не признает, что мир устроен Всевышним. Иван пересказывает свою поэму о Великом инквизиторе, в которой описывает, как Христос вновь сошел на землю, и его заточили в тюрьму.

Мальчики

У них тоже есть семьи. И матери оберегают и пытаются прокормить своих детёнышей.

  • Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то
  • Краткое содержание Конь с розовой гривой Астафьев Конь с розовой гривой – рассказ Астафьева о том, как мальчик обманул свою бабушку, и что ему за это было.

События происходят в таежной деревне, на берегах Енисея в 1960-е годы.
  • Краткое содержание сказок Сутеева Под грибом. Однажды в лесу начался ливень. Звери и насекомые стали искать, где бы укрыться. Самым подходящим местом оказался гриб.
  • Краткий пересказ мальчики достоевский по главам

    Внимание

    В ужасе старуха бросилась к дому и увидела через открытое окно убитого Федора Павловича. Она подняла крик и позвала на помощь соседей. Затем все вместе вызвали исправника. Сразу началось следствие. В саду был обнаружен пестик, а в спальне покойного нашли пустой разорванный пакет из-под тех самых трех тысяч рублей.


    Важно

    На допросе Дмитрий сначала отказался пояснить, откуда у него деньги. Но затем признался: это остатки от трех тысяч, которые дала ему Катерина. Мите никто не верит. Все показания очевидцев в Мокром против него.


    Книга десятая. Мальчики В этой главе рассказывается о Коле Красоткине, который покровительствовал в гимназии Илюше. Коля был очень смелым мальчиком. Однажды он на спор лег между рельсами под проходящий поезд. После этого случая его уважали все мальчишки в гимназии.


    Раньше Коля был в ссоре с Илюшей, а теперь помирился и познакомился с Алексеем.

    One more step

    Еще Федор Павлович обвинил Дмитрия в том, что сын привез в город свою невесту Катерину Ивановну, а сам соблазняет Грушеньку – содержанку местного богатого купца. Митя в ответ обвиняет отца, дескать, тот сам хочет заполучить Грушеньку. Удивительно ведет себя на этом собрании Зосима. Он кланяется в ноги Дмитрию, предчувствуя его будущую трагедию, а Ивана благословляет на поиски истины.
    Алексею же наказывает после своей смерти покинуть монастырь и быть рядом с братьями. Книга третья. Сладострастники Дмитрий рассказывает Алеше о проблеме Катерины Ивановны. Ее отец потерял казенные деньги и в отчаянии решил застрелиться.
    У Дмитрия как раз была нужная сумма, и он готов дать деньги Катерине, если та придет к нему. И девушка решилась принести себя в жертву, чтобы спасти честное имя отца. Дмитрий, правда, не воспользовался моментом, а дал Катерине деньги просто так.

    Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать. Детвора Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе «Детвора», по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми. Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной, отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить «пузырей», как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется. Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела.

    Loading...Loading...