Краткий курс лекций по зоологии позвоночных. Лекции лекции по "зоологии "

ПЛАН:

1. Развитие зоологии до XVII века

2. Развитие зоологии в XVII - XVIII веках

3. Развитие зоологии в XIX и начале XX века

4. Развитие зоологии в XX и начале XXI века

5. Современная классификация животных

Зоология – наука о животных. Исторически современная зоология сложилась как система научных дисциплин о животных. В зоологии выделяют, с одной стороны, дисциплины, изучающие отдельные крупные систематические группы животных, а с другой – науки о строении, жизнедеятельности, развитии животных, их связях с окружающей средой, об их эволюции и др.

История науки тесно связана с развитием человеческого общества, уровнем цивилизации, основными направлениями практической деятельности, господствующими мировоззрениями.

Первые обстоятельные научные трактаты по биологии нам известны лишь из античной Греции ІV – III вв. до н.э. Великий древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) оставил богатое наследие в области зоологии: многотомный труд «История животных» (в 10 томах), «Возникновение животных», «О частях животных».

Труды Аристотеля представляют внушительный свод знаний по зоологии того времени. Он описал около 520 видов животных и создал первую систему, в которой подразделил всех животных на две подгруппы: с кровью и без крови. Эти группы в основном соответствуют современному подразделению животных на позвоночных и беспозвоночных. Среди первых были выделены следующие группы: 1) «живородящие четвероногие» (млекопитающие), 2) птицы, 3) «яйцекладущие четвероногие и безногие» (амфибии и рептилии), 4) «живородящие безногие с легочным дыханием» (китообразные), 5) «покрытые чешуей безногие, дышащие жабрами» (рыбы). Бескровных животных Аристотель подразделил на четыре группы: мягкотелые (головоногие), мягкоскорлупные (ракообразные), насекомые (хелицеровые и трахейные) и черепокожные (раковинные моллюски и иглокожие). Аристотель находил корни животного мира в «зоофитах» - «животнорастениях», таких, как губки, коралловые полипы, аспидии.

Большую ценность представляют труды Аристотеля по анатомии животных, в том числе семь атласов . Это он впервые описал жевательный аппарат иглокожих, рудиментарный глаз у крота и многое другое.

В эпоху Возрождения активизируется интерес к изучению живой природы. Наряду с описанием видов животных и растений развиваются анатомические исследования в связи с запросами медицины. Леонардо да Винчи (1452-1519), Везалий (1514-1564) и другие ученые эпохи Возрождения изучали анатомию человека тайно, вскрывая трупы. Параллельно развивается физиология человека и животных. Так врач Гарвей (1578-1657) многое сделал в изучении кровообращения и других функций человеческого организма.


Развитие зоологии в XVII - XVIII вв. В XVII в. голландский ученый Антони Левенгук (1632-1723) изобрел микроскоп и открыл новый для человека микромир. Стали известны одноклеточные животные, открыты половые клетки многих животных и человека, эритроциты крови и изучена микроструктура многих органов животных. Формируется новая область биологии – микроскопическая анатомия, на основе которой в дальнейшем развились гистология, цитология, эмбриология. В плеяду первых микроскопистов вошли А. Левенгук, М. Мальпиги, Ш. Бонне, Валлиснери.

В эпоху Великих географических открытий происходит интенсивное накопление новых сведений о животных и растениях из разных стран, создаются музейные коллекции, что способствует развитию систематики .

Большое значение для становления систематики сыграли работы английского ученого Джона Рея (1627-1705), который ввел понятие вид , определяя его как группу морфологически сходных особей, подобных потомству одних родителей, и сделал попытку классификации растений по строению вегетативных органов.

Основоположником систематики заслуженно считают знаменитого шведского ученого Карла Линнея (1707-1778). Его основной труд «Система природы» вышел в свет в 1735 г. В короткий срок «Система природы» выдержала несколько изданий и была переведена почти на все европейские языки. К. Линней предложил новую систему растений, основанную на принципе строения цветка. Им было выделено 24 класса растений.

Но самая главная заслуга К. Линнея в том, что он сформулировал важнейшие принципы систематики :

предложил иерархию систематических категорий: класс, порядок (у животных – отряд), род, вид;

ввел бинарную номенклатуру для вида (двойное название, включающее название рода и вида),

единый для систематики латинский язык,

В систему животных К. Линней включил шесть классов: Mammalia –млекопитающие, Aves – птицы, Amphibia – гады, Pisces – рыбы, Insecta – насекомые, Vermes – черви.

Заслуги К. Линнея: создана система растений и животных, сформулированы принципы систематики, описано более 10 тыс. видов.

Большой вклад в зоологию был внесен современником К. Линнея, известным французским ученым-трансформистом Луи Бюффоном (1707-1788). Им написаны «Естественная история» в 36 томах, в которой он подвел итоги зоологическим изысканиям 18 в., и труд «Эпохи природы» с изложением своей гипотезы о возникновении и развитии жизни на Земле.

Жорж Кювье (1769-1832) – основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии. Он сформулировал принцип корреляции, развил учение о целостности организации животных. Пользуясь этим принципом, Ж.Кювье успешно реконструировал облик вымерших животных по нескольким сохранившимся в ископаемом состоянии костям.

Он выделил наиболее крупные систематические группы животных с разным планом строения - типы . Таким образом, систематика животных получила дополнительную категорию выше класса – тип. Ж.Кювье выделил 4 плана (типа) строения у животных: позвоночные, членистые, моллюски и лучистые. По Ж.Кювье, типы обособлены, не связаны общим происхождением и неизменны.

Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772-1844) – основоположник сравнительной эмбриологии , один из первых крупных теоретиков в области сравнительной анатомии. Ему принадлежат понятия: гомологичные и аналогичные органы и формулировка принципа компенсации. В отличие от Ж.Кювье, он придерживался идеи изменяемости живой природы и пытался доказать единство плана строения всех животных.

Жан Батист Ламарк (1744-1828) – создатель первой естественной системы животных (так как в ней учитывалась степень родства между классами и эволюционная направленность)и эволюционной теории . Ж.Б.Ламарк подверг обстоятельному изучению беспозвоночных животных , среди которых выдели 10 классов (вместо двух по Линнею). Система животных по Ламарку включала 14 классов, расположенных по ступеням лестницы (градациям), отражая повышение их организации и преемственность в эволюционном развитии. В своей книге «Философия зоологии» (1809) он изложил первую эволюционную теорию. Основными факторами эволюции по Ламарку были изменчивость под влиянием среды, наследуемость приобретаемых свойств и стремление к прогрессу и самоусовершенствованию. Несмотря на то, что эти принципы потом были в основном отвергнуты, его теория способствовала развитию эволюционных идей.

В первой половине XIX в . успехи в биологии и других естественных наук подготовили появление научно-обоснованной эволюционной теории Ч. Дарвина. К этому времени появляются основополагающие труды в области сравнительной эмбриологии (К. Бэр), биогеографии (А. Гумбольдт), исторической геологии (Ч. Лайель), клеточная теория и др.

Ч. Дарвин (1809–1882) внес существенный вклад в развитие зоологии, биогеографии, палеонтологии, эмбриологии, но его основная заслуга – создание эволюционной теории , вооружившей биологию историческим методом. В основном труде Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1959) изложены основные положения эволюционной теории. Ч.Дарвином был открыт основной движущий фактор эволюции – естественный отбор, что дало естественно-научное обоснование обоснование приспособительному характеру видообразования.

Под влиянием дарвинизма во второй половине XIX в. развиваются эволюционные направления в зоологии. Немецкие зоологи Э.Геккель и Ф.Мюллер сформулировали «биогенетический закон» о соотношении индивидуального и исторического развития. Оформляются эволюционная эмбриология (Ф. Мюллер, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский), эволюционная палеонтология (В.О.Ковалевский), эволюционная физиология животных (И.И. Сеченов), филогенетика и эволюционная систематика (Э.Геккель). К этому времени относится появление первых работ по генетике (Г. Мендель, А. Вейсман), экологии (Н.А. Северцов), зоогеографии (Семенов-Тянь-Шанский и др.).

В XX в. развитие зоологии тесно связано с общим научно-техническим прогрессом. Широко используются в зоологии электронная микроскопия, радиоизотопные, биохимические, биофизические методы исследования. Огромное влияние на развитие современной зоологии оказали экология, генетика, микроморфология, биохимия и синтетическая теория эволюции. Зоология превратилась в сложную систему дисциплин, как уже отмечалось выше. Сформировалось множество научных направлений и школ, руководимых плеядой крупных ученых.

Развитие зоологии в России. Начало развития естественных наук в России связано с эпохой Петра I. В это время открываются Академия наук в Петербурге (1725), Московский университет (1755), где возникают первые научные школы естествоиспытателей. Начало развитию отечественной зоологии положили фаунистические исследования XVI-XIX вв. В XVIII в. были организованы первые научные экспедиции в Сибирь и другие районы России для сбора растений и коллекций зверей и птиц (И.Г.Гмелин, П.С.Паллас, С.П.Крашенинников, Г.В.Стеллер, И.И.Лепехин). В XIX в. продолжались научные экспедиции по изучению природы России, организованные К.М.Бэром, Н.А.Северцовым, А.П.Богдановым, Н.М.Пржевальским, П.К.Козловым, П.П.Семеновым-Тян-Шанским и др.

Богатейшие коллекции животных из неисследованных ранее регионов России концентрировались в зоологических музеях в Петербурге и Москве. Основателем зоологического музея при Академии наук в Петербурге был Ф.Ф.Брандт (1832), а организатором зоологического музея Московского университета и зоосада в Москве А.П.Богданов (1834–1886). Научные экспедиции проводились не только на территории России. Так, Н.М.Пржевальский (1838-1888) совершил знаменитые экспедиции по Центральной Азии, открыв новые горные хребты и собрав неизвестные науке виды растений и животных. Открытый им вид дикой лошади получил в его честь видовое название – лошадь Пржевальского. Н.Н.Миклухо-Маклай (1846-1888) изучал животных Канарских островов, коралловых рифов Красного моря, провел исследования на Новой Гвинее, Малаккском полуострове. Морских животных Черного и Средиземного морей изучали И.И.Мечников, А.О.Ковалевский, А.Дорн.

Русские ученые-зоологи XIX и начала XX в. представляли собой выдающуюся плеяду исследователей с широкой мировой известностью. Возникли научные школы орнитологов (Н.А.Северцов, М.А.Мензбир), энтомологов (Н.А.Холодковский, Г.Я.Якобсон), морфологов (А.О.Ковалевский, А.Н.Северцов), океанологов (Н.М.Книпович), зоогеографов (П.П.Семенов Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский), Эмбриологов (К.М.Бэр), палеонтологов (К.Ф.Рулье, В.О.Ковалевский), физиологов (И.И.Сеченова) и др.

В послереволюционное время отечественная наука переживает большой подъем. Этому способствовало возникновение множества научных центров в разных городах: научно-исследовательских институтов, университетов, других вузов, а также заповедников, заказников.

Центром развития систематики животных и фаунистических исследований является Зоологический институт в Санкт-Петербурге. Важнейшее достижение систематиков страны – это многотомные издания «Фауна СССР», «Животный мир СССР». Центром морфологических, экологических и эволюционных исследований в зоологии стал институт эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н.Северцова в Москве. В нем работали такие корифеи зооологической науки, как А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен, Д.М.Федотов, М.С.Гиляров и др. Ведущую роль в разработке проблем цитологии, эмбриологии животных, генетики, молекулярной биологии занимает Институт биологии развития в Москве.

Крупные научные школы развиваются в новых центрах зоологической науки в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, а также в столицах сопредельных республик.

Большие успехи были достигнуты в области гельминтологии. Под руководством академика К.И.Скрябина создан Институт гельминтологии в Москве, проведено изучение фауны гельминтов и развито учение о девастации – полном истреблении гельминтов. Развитие медицинской энтомологии и акарологии позволило сформулировать основные положения учения о природной очаговости трансмиссивных заболеваний (академик Е.Н.Павловский), о биологии насекомых-переносчиков и борьбе с ними (В.Н.Беклемишев).

Основоположником школы океанологов стал крупнейший специалист по морским беспозвоночным академик Л.А.Зенкевич. Под его руководством создан институт океанологии в Москве. Им успешно были проведены опыты по акклиматизации многощетинковых червей в Каспийском море для улучшения кормовой базы осетровых рыб, организованы многочисленные экспедиции на научном судне «Витязь» по всему Мировому океану для изучения морской фауны (1957-1965).

Основы почвенной зоологии были заложены трудами академика М.С.Гилярова: «Почва как среда обитания и ее роль в эволюции насекомых», «Зоологический метод диагностики почв», «Определитель почвообитающих личинок насекомых», отмеченными государственным ипремиями.

Успешно развивались различные направления в энтомологии: систематика (Н.Н.Плавильщиков, А.А.Штакельберг, Б.Б.Родендорф, О.Л.Крыжановский), морфология (Э.Беккер, Д.М.Федотов, В.Н.Беклемишев, Б.Н.Шванвич), сельскохозяйственная энтомология (Г.Я.Бей-Биенко), медицинская энтомология (В.Н.Беклемишев), лесная энтомология (М.Н.Римский–Корсаков, А.И.Воронцов), физиология насекомых (А.С.Данилевский). Изучением клещей занимались А.А.Захваткин, Е.Н.Павлоский, Д.А.Криволуцкий, пауками – А.В.Иванов.

Одной из лидирующих дисциплин в зоологии беспозвоночных оказалась малакология. Крупные обобщения по легочным моллюскам сделали В.И. Жадин, И.М. Лихарев (1962). Сухопутные легочные моллюски детально изучались Н.Н. Акромовским, П.В. Матекиным, а в последнее время А. Шилейко; двустворчатые – О.А. Скарлато, Я.И. Старобогатовым; головоногие – И.И. Акимушкиным, К.Н. Несисом.

Большие заслуги перед зоологической наукой принадлежат А.В.Иванову, который сделал два крупнейших открытия XX в. Первое касается изучения примитивного животного трихоплакса, близкого к гипотетическому предку одноклеточных – «фагоцителле» (по гипотезе И.И.Мечникова). На основе этого открытия А.В.Иванов разработал новую систему многоклеточных животных, выделив в ней четыре надраздела, первый из которых – фагоцителлообразные, и развил теорию происхождения многоклеточных животных. Второе открытие А.В.Иванова – описание нового типа животных – погонофор, монография о которых была опубликована в серии «Фауна СССР».

Используются новые биотехнические методы в систематике и филогении животных (академик А.Н. Белозерский). Морфофизиологические закономерности эволюционного процесса на зоологическом материале изучали академики А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен. Эмбриология беспозвоночных в связи с филогенией получила дальнейшее развитие в трудах В.Н. Беклемишева, П.П. Иванова, В.А. Догеля, А.А. Захваткина, А.В. Иванова, Н.А. Ливанова, Д.М. Федотова.

Мировую известность завоевали отечественные палеонтологи. Палеонтологический музей и Палеонтологический институт в Москве располагают уникальной и богатейшей в мире коллекцией ископаемых животных. Опубликованы серии монографий по систематике и стратиграфии вымерших видов, а музейные палеонтологические экспонаты демонстрировались во многих странах мира. Особенно уникальна коллекция вымерших динозавров, найденная в Центральной Азии.

Эффективно развиваются экологические и прикладные аспекты зоологии. Особенно большое значение придается проблемам охраны и реконструкции фауны, решением которых занимается ряд научных учреждений нашей страны, чьи усилия координируются Институтом эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н.Северцова и Институтом охраны природы в Москве.

Развитие зоологии в Беларуси. Зоология в XX в. в Беларуси развивалась по двум основным направлениям: 1. выяснение видового разнообразия животных; 2. установление их взаимоотношений с изменяющейся окружающей средой. До середины XX в. в зоологии превалировало первое направление. Далее стал развиваться комплексный подход, связанный с оценкой влияния различных факторов среды как на состояние отдельных видов животных, так и на функционирование фаунистических комплексов и экосистем в целом. В этот период проводились энтомологические исследования, начатые еще в конце XIX в. и завершившиеся изданием «Каталога насекомых Могилевской губернии» Н.М. Арнольда (1902 г.), включавший описание 1562 видов насекомых. В 20-е годы проводилось изучение вредителей сельскохозяйственных исследователями Е.В. Яцентковским, И.В. Васильевым. В 30-е годы начаты исследования по почвенной и экспериментальной энтомологии, связанные с защитой сельскохозяйственных и лесных культур. Кроме того, изучался видовой состав шмелей (М. Добротворский), тлей (А.К. Мордвилко), полужесткокрылых (Г.Э. Гитерман), жуков-щелкунов (А. Сучак), жесткокрылых (А.И. Радкевич).

После войны возобновляются работы по инвентаризации фауны, изучению животных различных систематических и экологических групп, в том числе ресурсно–значимых видов. Широкие исследования проводились учеными-энтомологами. Результаты исследований представлены в монографиях Институт зоологии АН БССР: « Совки Белоруссии» О.И. Мержеевской (1971 г., описан 331 вид); «Жуки-долгоносики» Т.И. Иоаннисиани (1972 г., описано 389 видов); «Влияние минеральных удобрений на асекомых» В.Ф. Самерсов, С.Л. Горовой (1976 г.); «Пилильщики – вредители сельского и лесного хозяйства Белоруссии» Т.П. Панкевич (1981 г.); «Насекомые сосновых лесов» А.Н. Литвин идр. (1985 г.) и др.

В БГУ выполняются таксономические работы, касающиеся разных групп насекомых: водных – Е.С. Шалапенок, тлей – С.В. Буга, листоедов – И.К. Лопатин с сотр., стрекоз – А.Д. Писаненко с сотр. И.К. Лопатиным изданы определители «Жуки-листоеды фауны Беларуси» и «Жуки-листоеды фауны Прибалтики» (1986 г.).

Масштабные исследования по фауне и экологии различных групп насекомых проводятся на базе Витебского госуниверситета под непосредственным руководством А.И. Радкевича, В.А. Радкевича, В.И. Пискунова и др.

В начале 50-х годов сформировалась как самостоятельная дисциплина почвенная зоология. Начало почвенно-зоологическим исследованиям положено работами О.И. Мержеевской с сотр. В последствии исследования по данному направлению проводились Э.И. Хотько, С. Л. Максимовой, А.В. Дерунковым и др.

Результаты гельминтологических исследований подытожены в каталоге И.В. Меркушевой и А.Ф. Бобковой «Гельминты домашних и диких животных Белоруссии» (1981) и монографии Е.И. Бычковой «Биология нематод диких и домашних птиц Белоруссии» (1991) и ряде других работ.

Начиная с 70-х годов серьезное внимание уделяется изучению тенденций, закономерностей и механизмов трансформации фаунистических комплексов под влиянием усиливающейся антропогенной нагрузки. В этот период зоологами АН БССР проводились комплексные исследования влияния мелиорации на состояние природных экосистем (М.С. Долбик, И.Т. Арзамасов и др.), изменения почвенной фауны под влиянием промышленных выбросов Э.И. Хотько, Т.М. Шевцова и др.). После аварии на ЧАЭС начаты работы по изучению последствий аварии для животного мира (М.М. Пикулик с сотр.). После ратификации Конвенции о биоразнообразии (1993) зоологами проводятся исследования состояния и тенденций динамики биоразнообразия дикой фауны, рационального использования важнейших природных ресурсов.

Систематика – наука о разнообразии живой материи, занимается классификацией организмов для построения системы, отражающей их родственные, или генеалогические, связи. Основными систематическими категориями в классификации животного мира приняты: тип – Phylum, класс – Classis, отряд – Ordo, семейство – Familia, род – Genus, вид – Species.

Классификация животных . Животный мир (Zoa ) подразделяется на два царства: царство Простейшие (Protista ) и царство Многоклеточные (Animalia ).

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-1.jpg" alt=">ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Лекция 1 ">

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-2.jpg" alt="> Надцарство ЯДЕРНЫЕ - EUCARIOTA Царство ЖИВОТНЫЕ"> Надцарство ЯДЕРНЫЕ - EUCARIOTA Царство ЖИВОТНЫЕ – ANIMALIA П/Царство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – METAZOA Тип ХОРДОВЫЕ - CHORDATA Число видов – около 53 -56 тыс. видв Заселяют все среды обитания Размеры колеблются от 3 мм до 30 метров Специфические черты хордовых Черты хордовых, общие с другими типами 1. Хорда 1. Вторичный рот, как у иглокожих, погонофор, 2. Трубчатое строение ЦНС щетинкочелюстных и полухордовых 2. Вторичная полость тела – целом, как у 3. Глотка прободена жаберными иглокожих, щетинкочелюстных, плеченогих, щелями моллюсков, членистоногих и кольчатых червей 4. Центральный орган 3. Билатеральная симметрия как у всех кровообращения - сердце многоклеточных, кроме губок и кишечнополостных. расположен под пищеварительной 4. Метамерное расположение главнейших систем трубкой органов, как у членистоногих и многих групп червей

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-3.jpg" alt="> 1. Хорда Внутренний осевой скелет. Представляет собой"> 1. Хорда Внутренний осевой скелет. Представляет собой упругий эластичный тяж, составленный вакуолизированными клетками, образующими хрящевидную ткань энтодермального происхождения и окруженный соединительно-тканной оболочкой. Главная функция хорды – опорная; как осевой скелет способствует сохранению Хорда формы тела. Вместе с мускулатурой образует миохордальный комплекс (скелетно-мышечную или опорно - двигательную систему), обеспечивая поступательное движение в плотной водной среде. У одних существует в течение всей жизни, у других на одной из фаз эмбрионального развития. У большинства позвоночных животных в ходе онтогенеза вытесняется позвоночником, образующимся в соединительно-тканной оболочке хорды. Позвоночник

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-4.jpg" alt="> 2. Трубчатое строение ЦНС Центральная нервная система имеет"> 2. Трубчатое строение ЦНС Центральная нервная система имеет вид трубки, внутренняя полость которой называется невроцелем. Нервная трубка эктодермального происхождения, лежит над хордой. У позвоночных животных от дифференцирована на головной и спинной мозг Последовательные стадии развития центральной нервной Развитие отделов головного мозга системы позвоночных (схематические поперечные разрезы): I - стадия трех пузырей (с глазными пузырями), II - I-II дифференцировка эктодермы; III впячивание нервной стадия пяти отделов (с глазными бокалами), 1 - пластинки, IV-V - обособление нервной трубки, 1 эпидермис; 2 передний мозг, 2 - промежуточный мозг; 3 -средний ганглионарная пластинка мозг; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 - глазной бокал; 7 - глазной пузырь

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-5.jpg" alt=">3. Глотка прободена жаберными щелями Передний отдел пищеварительной трубки - глотка пронизан жаберными щелями,"> 3. Глотка прободена жаберными щелями Передний отдел пищеварительной трубки - глотка пронизан жаберными щелями, соединяющими полость глотки с наружной средой. Выполняет 2 функции: участка пищеварительного тракта и органа дыхания. У водных позвоночных на перегородках между жаберными щелями развиваются органы дыхания – жабры. У наземных позвоночных жаберные щели образуются у зародышей, но вскоре зарастают, кроме одной, образующей полость среднего уха. В таком случае функции органов дыхания выполняют легкие, развивающиеся как парные выпячивания на брюшной стороне задней части глотки. Пищеварительная трубка лежит под хордой. Гигантская акула

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-6.jpg" alt="> 4. Центральный орган кровобращения- сердце Располагается под хордой и"> 4. Центральный орган кровобращения- сердце Располагается под хордой и пищеварительной трубкой Схема строения хордового животного 1 - хорда; 2 - центральная нервная система (нервная трубка); 3 - пищеварительная трубка; 4 4- сердце; 5 - жаберная щель

Src="https://present5.com/presentation/3/173139510_437058309.pdf-img/173139510_437058309.pdf-7.jpg" alt="> Тип Хордовые - Chordata Высшие хордовые"> Тип Хордовые - Chordata Высшие хордовые Низшие хордовые Подтип Позвоночные (черепные) – Vertebrata Подтип Бесчерепные- Подтип Оболочники или Craniota Acrania (Личиночнохордовые)- Раздел Бесчелюстные - Agnatha Tunicata или Класс Птераспидоморфы – Pteraspidamorphi Urochordata Класс Цефаласпидоморфы - Cephalaspidomorphi Класс Круглоротые - Сyclostomata Класс Головохордовые – Класс Асцидии – Ascidiae Раздел Челюстноротые - Gnathostomata Cephalochordata Класс Сальпы – Salpae Группа Первичноводные- Аnamnia Надкласс Рыбы – Pisces Класс Аппендикулярии – Класс Панцирные рыбы – Placodermi Appendiculariae Класс Челюстножаберные – Aphetohyoidi (Acanthodii) Класс Хрящевые рыбы - Chondrichthyes Класс Костные рыбы – Osteichthyes Надкласс Четвероногие – Tetrapoda (Quadrupeda) Класс Земноводные (амфибии) – Amphibia Группа первичноназемные - Amniota Класс Пресмыкающиеся или рептилии – Reptilia Класс Птицы – Aves Класс Млекопитающие – Mammalia (Theria)

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Науки о биологи-

ческом многообразии: зоология беспозвоночных» подготовлен в рамках реализации

Программы развития федерального государственного образовательного учреждения

профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

(СФУ) на 2007–2010 гг.

Рецензенты:

Красноярский краевой фонд науки;

Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дис-

Дмитриенко, В. К.

Науки о биологическом многообразии: зоология беспозвоночных [Элек-

ресурс] : конспект лекций /

В. К. Дмитриенко. – Электрон. дан.

(4 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – (Науки о биологическом многообразии: зоология беспозвоночных: УМКД № 1343-2008 / рук. творч. коллектива В. К. Дмитриенко). – 1 электрон. опт. диск (DVD ). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; 50 Мб свободного дискового пространства; привод

DVD ; операционная система Microsoft Windows XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf).

ISBN 978-5-7638-1645-7 (комплекса)

ISBN 978-5-7638-1743-0 (конспекта лекций)

Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902469 (комплекса)

Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Науки о биологическом многообразии: зоология беспозвоночных», включающего учебную программу дисциплины, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы «Науки о биологическом многообразии: зоология беспозвоночных. Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Науки о биологическом многообразии: зоология беспозвоночных. Презентационные материалы».

Рассмотрена современная классификация беспозвоночных животных. Дана общая характеристика царств Protista и Animalia. Представлена характеристика внешнего и внутреннего строения животных с разными уровнями организации. Прослежены эволюционные и адаптивные изменения в строении живых организмов. Уделено внимание вопросам развития животных, их филогении.

Предназначено студентам направления 020200.62 «Биология» укрупненной группы 020000 «Естественные науки».

© Сибирский федеральный университет, 2009 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ

Редактор Н. А. Варфоломеева

Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения Информационно-телекоммуникационного комплекса СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ

Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм.

Учебное пособие знакомит читателей с основами зоологии позвоночных животных и ланцетников. Отдельный раздел посвящен эмбриональному развитию хордовых животных. Особое внимание уделено сравнительной анатомии рассматриваемых групп животных, приведено много оригинальных иллюстраций. Пособие предназначено для школьников старших классов и учителей. Может быть использовано студентами младших курсов ВУЗов и всеми интересующимися биологией.

Отряд Скаты.
Скаты (рис. 68) имеют уплощённое в дорзовентральном направлении тело и сильно развитые грудные плавники. Рот и жаберные щели расположены на брюшной поверхности, здесь же находятся ноздри. Брызгальца располагаются за глазами на спинной поверхности тела и хорошо развиты, так как именно через них вода поступает в глотку. Спинной плавник (если он есть) сдвинут к основанию узкого, обычно плетевидного хвоста. Хвостовой плавник развит слабо либо отсутствует. Большинство форм ведут малоподвижный придонный образ жизни, но некоторые (например, вся группа орляков, а также крупнейший из скатов - манта) - активные пловцы в толще океанических вод. Скаты продвигаются в воде за счёт ундуляции грудных плавников в вертикальной плоскости.

У электрических скатов видоизменённая туловищная мускулатура превращается в электрические органы, способные создавать мощные разряды (до 70 вольт и более).
У хвостоколов на передней трети плетевидного хвоста располагается крупный зазубренный шип, в основании которого находится ядовитая железа.

Содержание
Предисловие
Введение
Эмбриональное развитие хордовых
Зоология позвоночных
Подтип Бесчерепные
Подтип Позвоночные
Надкласс Бесчелюстные
Класс круглоротые
Надкласс Рыбы
Класс Хрящевые рыбы
Класс Костные рыбы
Надкласс Наземные позвоночные
Класс Амфибии, или Земноводные
Анамнии и амниоты
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Общие проблемы теплокровности
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
Приложения
Список использованной литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Зоология позвоночных для школьников, Квашенко А.Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Зоология в таблицах, схемах и рисунках, 7-8 классы, Резанов А.Г., 2005
  • Зоология позвоночных, Дзержинский Ф.Я., Васильев Б.Д., Малахов В.В., 2013
  • Справочные материалы для подготовки к итоговой аттестации по биологии, Юдакова О.И., Аникин В.В., Алаторцева Т.А., 2014

Следующие учебники и книги.

Министерство образования науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии

Е.В. Левкина

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ
Конспект лекций

ОГУ в качестве учебного пособия для студентов по направлению подготовки 020400.62 - Биология

Бузулук

БГТИ (филиал) ОГУ

Л 36
Рецензенты

кандидат биологических наук, доцент Н.А. Коршикова,

кандидат биологических наук Л.В. Камышова

Конспект лекций содержит требуемый для изучения дисциплины минимум теоретического материала о морфофизиологических особенностях различных систематических групп позвоночных, а также об их экологическом многообразии.

Конспект предназначен для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 – Биология во 2 семестре.

Конспект лекций составлен с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010

© Лёвкина Е.В., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011


Пояснительная записка

5

1

Введение в курс «Зоология позвоночных»

6

1.1

Зоология позвоночных как завершающий раздел систематической зоологии

1.2

Краткая история зоологии позвоночных в России

6

1.3

Общая характеристика типа Хордовые (Chordata)

8

2

Подтип Бесчерепные: основные черты организации

10

2.1

Общие данные о бесчерепных

10

2.2

Организация бесчерепных (на примере ланцетника)

10

2.3

Предки и систематика бесчерепных

16

3

Подтип Личиночно-хордовые (Urochordata), или Оболочники (Tunicatа)

3.1

Общая характеристика оболочников

17

3.2

Класс Асцидии

17

4

Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata). Общие черты организации

4.1

Общая характеристика позвоночных

20

4.2

Классификация позвоночных

21

4.3

Организация позвоночных животных

21

5

Раздел Бесчелюстные (Agnata). Надкласс Бесчелюстные

29

5.1

Общие данные о надклассе Бесчелюстные

29

5.2

Общая характеристика класса Круглоротые

29

5.3

Особенности организации круглоротых (на примере речной миноги)

5.4

Систематика и экология круглоротых

33

6

Раздел Челюстноротые. Надкласс II. Рыбы. Класс Хрящевые рыбы

6.1

Общие данные о надклассе рыб (Pisces)

35

6.2

Общая характеристика класса хрящевых рыб

35

6.3

Подкласс Пластинчатожаберные (Elasmobranchii). Особенности организации

6.4

Надотряд Акулы (Selachomorpha)

42

6.5

Надотряд Скаты (Batomorpha)

43

6.6

Подкласс Цельноголовые, или Слитночерепные (Holocephali)

45

7

Класс Костные рыбы (Osteichthyes)

46

7.1

Общая характеристика костных рыб

46

7.2

Подкласс Лучеперые

46

7.3

Подкласс Лопастеперые Рыбы (Sarcopterygii)

60

7.4

Экология рыб

63

7.5

Практическое значение рыб

69

7.6

Филогения низших черепных

72

8

Надкласс Наземные, или Четвероногие позвоночные (Tetrapoda)

74

8.1

Общая характеристика надкласса Четвероногие позвоночные

74

8.2

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)

74

8.3

Происхождение земноводных

91

8.4

Экология земноводных и их значение

93

9

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Строение пресмыкающихся на примере ящерицы рода Lacerta

9.1

Общая характеристика класса пресмыкающихся

100

9.2

Строение пресмыкающихся (на примере ящерицы прыткой)

101

10

Систематический обзор пресмыкающихся. Экология рептилий

106

10.1

Систематический обзор современных пресмыкающихся

106

11

Класс Птицы: общая характеристика, морфофизиологический обзор

11.1

Общая характеристика класса птиц

110

11.2

Морфофизиологический обзор птиц

111

12

Систематический обзор класса Птицы

122

12.1

Подкласс Веерохвостые, или Настоящие птицы (Ornithurae)

122

12.2

Происхождение птиц

146

13

Экология и поведение птиц. Охрана птиц

149

13.1

Экология и поведение птиц

149

13.2

Практическое значение птиц, их охрана

156

14

Класс Млекопитающие (Mammalia), или Звери (Theria)

160

14.1

Класс Млекопитающие (Mammalia), или Звери (Theria): общая характеристика

14.2

Морфофизиологический обзор млекопитающих

161

15

Систематический обзор млекопитающих

175

15.1

Подкласс Первозвери (Prototheria)

175

15.2

Подкласс Настоящие Звери (Theria)

176

15.3

Происхождение и эволюция млекопитающих

204

16

Экология млекопитающих и их практическое значение

206

16.1

Условия существования и общее распространение млекопитающих

16.2

Экологические типы зверей, возникшие в результате приспособительной эволюции

16.3

Питание млекопитающих

210

16.4

Размножение млекопитающих

211

16.5

Годовой цикл жизни зверей

213

16.6

Колебание численности млекопитающих

216

16.7

Практическое значение млекопитающих

217

Список использованных источников

221

Пояснительная записка
Зоология позвоночных является теоретической основой таких дисциплин, как: «Физиология человека и животных», «Генетика», «Биология размножения и развития», «Экология», «Заповедное дело и охрана природы».

Специалисту и бакалавру-биологу необходимо иметь знания о морфофункциональном, таксономическом и экологическом разнообразии животных, их эволюцию и значение в природе и жизни человека.

При написании данного конспекта лекций мы исходили из принципов сравнительно-анатомического анализа и филогенетических связей классов позвоночных, уделяя основное внимание наиболее важным вопросам морфологии, анатомии и биологической организации изучаемых животных.

При подготовке конспекта лекций мы старались учесть специфику применения знаний по зоологии позвоночных выпускниками естественнонаучного факультета в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В описание каждого класса позвоночных включены сведения по систематике, содержащие примерный перечень систематических групп и их основных представителей.

Для целенаправленного и осознанного усвоения материала и самоконтроля в конце конспекта лекций приводятся «Вопросы для самоконтроля», охватывающие то основное, на что студент должен обратить внимание в рассматриваемых объектах, изучить и усвоить: основы морфологии и систематики позвоночных, эволюционные пути их происхождения, жизненные циклы различных систематических групп позвоночных.

1 Введение в курс «Зоология позвоночных»
1.1 Зоология позвоночных как завершающий раздел систематической зоологии
Зоология позвоночных (точнее, зоология хордовых) - завершающий раздел систематической зоологии, изучающий тип хордовых (Chordata).

Хордовые – это наиболее высокоорганизованная и сложная группа животных, насчитывающая около 40000 видов, которые живут по всему Земному Шару.

Хордовые имеют большое значение для хозяйственной деятельности человека. Практически все виды домашних животных относятся к хордовым. От них мы получаем продукты питания, кожу, шерсть; хордовые животные используются как транспорт, как сторожевые и спортивные животные.

Во второй половине 20 века были одомашнены: лисица, песец, норка, соболь, нутрия, олень-марал, лось, страус. Обработкой и использованием продуктов, получаемых от хордовых, заняты мясомолочная, текстильная, кожевенная, меховая, медицинская и другие отрасли промышленности.

Но хордовые играют и отрицательную роль в жизни человека. Многие виды – суслики, крысы, мыши, полевки – вредят сельскому хозяйству. Многие виды переносят опасные инфекции: чуму, туляремию, энцефалит, бруцеллез.

Хордовые используются человеком как материал для исследований. На примере этих животных решались и решаются многие вопросы систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, экологии, биогеографии, палеонтологии, филогенетики, эволюционной теории, медицины.

Loading...Loading...