Краткая биография фалеса милетского. Фалес и начало философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана

по дисциплине: «Философия»

Фалес Милетский

Выполнил:

студентка группы РК9-62

Ануфриева Е.Ю.

Биография

Фалес жил в самом конце 7-первой половине 6 в. до н. э. Он был первым математиком и физиком, а также философом в Ионии (Милет - Малая Азия). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода.

Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению природы. По одному мнению, от него не осталось ни единого сочинения, -- ибо приписываемая ему "Судоводная астрономия" принадлежит, говорят, Фоку Самосскому. (А Каллимаху он был известен как открыватель Малой Медведицы, что видно из таких стихов в «Ямбах»: В небесной колеснице он открыл звезды, По коим финикийцы правят путь в море.).

По другому же мнению, он написал только две книги: "О солнцестоянии" и "О равноденствии", считая остальное непостижимым.

Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния (так утверждает Евдем в "Истории астрономии", и за это им восторгаются Ксенофан и Геродот; о том же свидетельствуют Гераклит и Демокрит). Некоторые же утверждают также, что он первый объявил душу бессмертной (в их числе поэт Херил). Он первый нашел путь солнца от солнцестояния до солнцестояния; он первый (по мнению некоторых) объявил, что размер солнца составляет одну семьсот двадцатую часть [солнечного кругового пути, а размер луны -- такую же часть] лунного пути. Он первый назвал последний день месяца «тридесятым». Он первый, как говорят иные, стал вести беседы о природе.

Аристотель и Гиппий утверждают, что он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на магнит и на янтарь. Памфила говорит, что он, научившись у египтян геометрии, первый вписал прямоугольный треугольник в круг и за это принес в жертву быка. Впрочем, иные, в том числе Аполлодор Исчислитель, приписывают это Пифагору; Пифагор же ввел в употребление по большей части и то, что Каллимах в «Ямбах» считает открытием Евфорба Фригийского, -- например, разносторонние фигуры, треугольники и все, что относится к науке о линиях.

Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком. Так, когда Крез пригласил милетян к союзу, Фалес этому воспротивился и тем самым спас город после победы Кира. Впрочем, в повествовании Гераклида он сам говорит, что жил в уединении простым гражданином. Некоторые полагают, что он был женат и имел сына Кибисфа, некоторые же -- что он оставался неженатым, а усыновил сына своей сестры; когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно!" А Иероним Родосский (во II книге "Разрозненных заметок") сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденьи большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег.

Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.

Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний).

Известны следующие изречения:

1. Древнее всего сущего -- бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего -- мир, ибо он творение бога. Больше всего -- пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего -- ум, ибо он обегает все. Сильнее всего -- неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего -- время, ибо оно раскрывает все.

2. Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. -- "Почему же ты не умрешь?" -- спросили его. "Именно поэтому", -- сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: "Ночь -- раньше на один день". Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. "Ни даже дурное помышление!" -- сказал Фалес.

3. Один прелюбодей спросил его: "Не поклясться ли мне, что я никогда не блудил?" Фалес ответил: "Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления".

4. Его спросили, что на свете трудно? -- "Познать себя". Что легко? -- "Советовать другому". Что приятнее всего? -- «Удача». Что божественно? -- "То, что не имеет ни начала, ни конца". Что он видел небывалого? -- "Тирана в старости". Когда легче всего сносить несчастье? -- "Когда видишь, что врагам еще хуже". Какая жизнь самая лучшая и справедливая? -- "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? -- "Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание".

5. Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно; что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, -- говорил он, -- и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, -- говорил он, -- такой поддержки жди и от детей". А разливы Нила, сказал он, бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором преграждают ему течение.

Основные идеи:

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Первоначало - вода:

Основной идеей Фалеса было то, что вода - это первоначало всего.

"Первоначало", архе -- очень типичная и в то же время необычная для древней мысли конструкция. Это своего рода понятие-кентавр. С одной стороны, первоначало греки ищут и находят в чем-то достаточно определенном, более или менее конкретном. И это определенное на первых порах слито с какой-либо природной стихией. Аристотель, излагая "мнения философов", о Фалесе пишет: „Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] -- вода... Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало (архе) всех животных -- сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. Суть рассуждения Фалеса в том, что вода действительно толкуется как первооснова (первоначало).

Рассмотрение первоначала как материальной, природной стихии -- естественный ход человеческой мысли на той стадии, когда она начинает воспарять в высоты абстракции, но по-настоящему абстрактной еще не стала. Вот почему в истории философии по поводу "воды" Фалеса велись и ведутся споры. Одни говорят: избрание воды в качестве первоначала навеяно самыми конкретными и реальными наблюдениями. Таково, например, суждение Симпликия: „Они полагали (речь идет о Фалесе и его последователях. -- Н.М.), что начало -- вода, причем на это их навело чувственное восприятие". Другие (например, Гегель) утверждают: „вода", как ее понимает Фалес, имеет косвенное отношение ко всему конкретному. Само слово "вода" употребляется иносказательно. Но все-таки остается вопрос, почему Фалес избирает именно воду? На него пытались дать ответ многие историки философии:

1. Фалес избирает воду в качестве первоначала, прежде всего под влиянием мифологии. Океан -- это очень популярное мифологическое начало.

2. Греция -- морская страна. Поэтому жизненное значение воды грекам не нужно было особо доказывать. Их жизнь была тесно связана с морем. Морская стихия представлялась им чем-то очень обширным: выплыли из одного моря -- попали в другое... Что там дальше, за известными морями? Греки предполагали, что, скорее всего, тоже океан -- река.

3. Водная стихия жизненно важна и универсально плодотворна, живительна. Аристотель вслед за другими доксографами приводит мнение Фалеса о значении воды в жизни всех организмов, включая и человека. Мнение это одновременно апеллирует и к здравому смыслу, и к первым научным (физическим) наблюдениям. С увлажнением или высыханием тела связывается изменение его размеров, т.е. увеличение или уменьшение.

Представление мироздания:

Фалес полагал, что существующее мироздание (Космос) - едино. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания или замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина движения - дух, «гнездящийся» в воде. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному строю вещей. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой). Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества (эфира).

Как теоретическое отличается от практического?:

Фалес знал способ измерения высоты пирамид и расстояний на море. Создается впечатление, что он был ученым-геометром. Он предсказал солнечное затмение 26 мая 585 г., повергнув в удивление своих соотечественников, и это создает впечатление, что он был ученым-астрономом. Однако расчеты, которые были им, выполнены, произведены скорее техническим, чем научным способом: он рассчитывал и предсказывал явления, не умея обосновать свои расчеты, не зная причин явлений. Подобным образом осуществлялись измерения в Египте, а в Вавилоне -- астрономические предсказания. Вполне возможно, что именно оттуда Фалес привез свои умения. Его нельзя считать, однако, создателем математических и астрономических наук, поскольку их возникновение относится к более поздним временам. Фалес обладал недюжинными навыками и умениями в этих областях, но не научным знанием.

Чем наука отличается от умения? Во-первых, отдельное удачное наблюдение и отдельное истинное утверждение не являются еще наукой. Такого рода наблюдений и утверждений до Фалеса было множество. Для того чтобы стать наукой, они должны быть связаны с другими наблюдениями и утверждениями и упорядочены. Во-вторых, не создает науку общее осознание того, что вещи должны быть такими, а не иными. Это осознание должно быть проанализировано и выражено в виде утверждений при помощи понятий. Наконец, недостаточно что-то знать, необходимо еще обосновать или доказать, что это именно так. Еще до появления первого математика каждый, кто строил себе шалаш из двух одинаковых палок, знал, что они должны быть наклонены одинаково, но это знание еще не давало ему возможности понятийно сформулировать теоремы о равнобедренных треугольниках и тем более, разумеется, не давало возможности доказать эти теоремы. Следовательно, для того, чтобы достигнутые знания могли быть признаны как научные, они должны быть упорядочены, проанализированы и доказаны. Без этого даже наиболее сложные умения не являются наукой. Обобщая, можно сказать, что наука требует не только умения, но и понимания.

Наука также отличается от навыков. Целью науки является достижение истин, которые интересны сами по себе. Что касается навыков, то речь идет лишь о практически ценных истинах. Умения и навыки нарабатывались для практических целей и для этих целей были вполне достаточными. А когда начали интересоваться истинами самими по себе, тогда и появилась новая цель и новый способ ее постижения, присущие науке. Фалес занимался математикой и астрономией в практических целях и практическими способами. Но после этого, если верить преданиям, он пытался получить истину в такой области, где не могло быть и речи о практических целях -- в философии. Если Фалес и был ученым, то он был философом. И нет ничего удивительного в том, что первой наукой, которая появилась на свет, была философия: с точки зрения общности своего предмета она имела наименьшее практическое значение, но была наиболее доступна теоретически.

Этот переход от практических навыков к теоретической науке произошел в Греции между VII и VI вв. Совершил ли его Фалес? Всякий раз греческие философы, разыскивая своих предшественников, приходили к Фалесу, не находя никого ранее него. Значит, в таком случае достаточно правдоподобно, что его философская теория была первой научной теорией, которая появилась в Европе, а может быть и в мире.

Влияние Фалеса на других философов:

Примеры и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Эта его идея получила свое развитие в работах многих философов. Для ее обозначения в философии используются термин «гилозоизм».

Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности природы, учение утверждающее, что материи присущи сознание, всечувствительность.

Анаксимандр (610-546 до н. э.) - ученик Фалеса. Мысли, идеи Анаксимандра логично вытекают из того, что было сказано Фалесом, и переливаются в то, что будет сказано уже его последователями, например, Анаксименом или Гераклитом. Анаксимандр считает, что началом является воздух.

Первоосновой (архе) мира с его точки зрения является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон - это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. Это - вещество с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона, в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Он считал, что первоосновой (архе) мира является «воздух». Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе «воздух» - род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается в огонь.

Гераклит (544-480 до н. э.) Родился в городе Эфесе, который, как и Милет, находился на западном побережье Малой Азии. Его основной труд назывался «О природе». Из этой книги сохранилось около 130 небольших фрагментов.

Первоосновой (архе) мира Гераклит считал огонь. Мир произошел естественным путем: он не создан никем из богов, а всегда был, есть и будет. Всё, что есть в мире, возникает в связи с изменениями огня, переходит из одного состояния в другое.

фалес милетский мироздание первоначало

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные факты биографии Фалеса Милетского - древнегреческого философа и математика, представителя ионической натурфилософии и основателя ионийской школы, с которой начинается история европейской науки. Открытия ученого в астрономии, геометрии, физике.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Основные этапы, идеи и особенности либерализма в России. Развитие идей либерализма в философской мысли. Основные идеи либерализма в социально-экономической и политической мысли. Либерализм в деятельности различных политических партий и правительства.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2012

    Французские просветители: характерные черты исторических взглядов и творчества. Буленвилье, Дюбо и оформление германо-романской проблемы. Принцип общественных теорий философов-материалистов. Историко-социологические взгляды Руссо, основные идеи Мабли.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2011

    Особенности развития исторической мысли в России в XVIII веке, совершенствование источниковедческих приемов. Рационалистические идеи в дворянской историографии и этапы просветительства. Зарождение революционного течения в русской исторической мысли.

    реферат , добавлен 22.10.2011

    Идеологи поместного дворянства И.С. Пересветов и Ермолай-Еразм как выдающиеся представители русской общественной мысли XVI в., их взгляд на экономическое состояние государства XIII–XV вв. Основные идеи и направления экономической мысли того времени.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2009

    Идеи организации местного управления в московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в "Домострое". Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Эволюция представлений о власти на Руси с XI-XV вв. Ключевые идеи византийской политической мысли. Разработка идей власти в церковных текстах Древней Руси. "Слово" Иллариона как памятник древнерусской литературы. Влияние византийских идей на общество.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2016

    История британского рабочего движения, влияние на его развитие "великой депрессии". Сущность и основные идеи чартистского движения. Формирование рабочего движения в середине XIX века. Возникновение социалистических партий в конце XIX – начале XX веков.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Римский общественный строй древнейшего периода. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройства, управленческие идеи и право Древнего Рима в царский период. Известные личности в истории управленческой мысли.

    реферат , добавлен 20.10.2015

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.

Факты биографии

Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем (на это указывает напр. Геродот , являющийся наиболее древним источником сведений о жизни и деятельности Фалеса ).

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе , где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу , и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен .

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии . Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие - что был женат, имел сына Кибиста; третьи - что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду , а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с по 548 до н. э. . Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду ( -749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с - по -545 до н. э. , т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, - 585 до н. э. , когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э. , во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. - по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза , Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации , с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии . Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крёзом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Сочинения

Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» (Περὶ τροπὴς ) и «О равноденствиях» (Περὶ ἰσημερίας ); их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром . Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и все известное об его учении происходит из вторичных источников. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами как душа и бог.

Наука

Астрономия

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор , зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий , установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

  • вертикальные углы равны;
  • имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
  • углы при основании равнобедренного треугольника равны;
  • диаметр делит круг пополам;
  • вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Устройство космоса

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух (πνευμα ), «гнездящийся» в воде.

По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира . Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» .

Физика

Фалесу приписываются следующие положения:

То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).

Положение 3) является почти буквальным указанием на физическую природу звезд, Солнца и Луны - они состоят из [такой же] материи [как Земля], (не из собственно такого же материала, как это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.

Положением 4) Фалес утверждает, что Земля является центром, вокруг которого происходит обращение небесных явлений и т.о. именно Фалес является основоположником геоцентрической системы мира .

Мнения

Геометрия

В настоящее время в истории математики не существует сомнений, что геометрические открытия, которые приписывались Фалесу его соотечественниками, в действительности были просто заимствованы из египетской науки. Для непосредственных учеников Фалеса (не только не знакомых с египетской наукой, но вообще обладающих крайне скудными сведениями) каждое сообщение их учителя казалось совершенной новостью, никому ранее неизвестной и потому вполне ему принадлежащей.

Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться с противоречащими фактами, из-за характерного национального тщеславия греков оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого «замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередко наблюдаемые противоречия и анахронизмы . Так, приписываемое Фалесу Памфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного в полуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору .

Стремление греческих писателей и учёных к возвеличению славы своих деятелей науки ясно проявляется в традиции о способах определения высоты пирамиды по длине её тени. По словам Иеронима Родосского, сохранившимся в ссылке на них Диогена Лаэрция , Фалес для решения этой задачи измерял длину тени пирамиды в тот момент, когда длина тени самого наблюдателя делалась равной его росту.

В другом свете представляет дело Плутарх Херонейский. По его рассказу, Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемой ей тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этом двух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как сама пирамида к шесту. Решение задачи оказывается, таким образом, основанным на учении о подобии треугольников .

С другой стороны свидетельствами греческих писателей несомненно установлено, что учение о пропорциях в Греции известно не было до Пифагора , который первый вынес его из Вавилона . Таким образом, только версия Иеронима Родосского может считаться соответствующим истине в виду простоты и элементарности указываемого в нём способа решения задачи.

Космология

Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм ». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля , который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов» .)

Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается [снова]) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно - мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически. Но конкретных указаний самого Фалеса относительно способов, которыми, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем.

Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения - в том, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписать мысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по косвенным сведениям.

Физика

Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление о физике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется в его положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии, теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к таким древнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно, объехав половину доступного на свое время мира, Фалес имел возможность познакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания.

Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, что заслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит в том, что он «опубликовал» результат, пригодный для научного употребления; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующей античной философии.

Анекдоты

Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса.

Примечания

Ссылки

  • O’ Grady P.. Thales of Miletus // Internet Encyclopedia of Philosophy . Made by berdus.

Литература

  • Асмус В. Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1998. - С. 10-13.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. Гаспаров М. Л.; ред. тома Лосев А. Ф. - М.: Мысль, 1986. - С. 61-68.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Ладомир, 1994. - С. 312-317.
  • Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. - М., 1981.
  • Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С. 51-66.
  • Панченко Д. В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки : Сборник научных трудов / Отв. ред. А. И. Зайцев , Б. И. Козлов. - Л. : Главная астрономическая обсерватория, 1989. - С. 16-36.
  • Петрова Г. И. Были ли досократики натурфилософами («Вода» Фалеса как "трансцендентальная проблема) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 1. С. 29-33.
  • Чайковский Ю. В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии. - 1997. - № 8. - С. 151-165.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики , изд. А. В. Лебедев. - М.: Наука, 1989. - с. 110-115.
  • Чайковский Ю. В. Два Фалеса - поэт и математик. // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. - М.: ИДЭЛ, 2008. - С.314-315.
  • Dicks D. R.. Thales. Classical Quarterly, NS, V. 9, 1959. - p. 294-309.

Затмение Фалеса:

  • Couprie D. L.. How Thales was able to ‘predict’ a solar eclipse without the Help of alleged Mesopotamian wisdom. Early Science and Medicine, V. 9, 2004, p. 321-337.
  • Mosshammer A. A.. Thales’ eclipse. Transactions of the American Philological Association, V. 111, 1974, p. 145.
  • Panchenko D.. Thales’s prediction of a solar eclipse. V. 25, 1994, p. 275.
  • Stephenson F. R., Fatoohi L. J.. Thales’ prediction of a solar eclipse. Journal for the History of Astronomy, V. 28, 1997, p. 279.

См. также

Фалес Цитаты : 1. Какая жизнь самая лучшая? - Когда мы не делаем того, что осуждаем в других. 2. Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования. 3. Вселенная находится внутри человека — в его умственном творчестве. 4. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. 5. Что легче всего? — То, что согласно с природой. 6. Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. 7. Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим. 8. Всегда и у всех учись лучшему. 9.Все страдания человека — от невежества. 10. Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все. 11. Вода является первым элементом и принципом.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Древнегреческий философ, математик, астроном.
Основной вклад (чем известен): Он считается первым философом и ученым в греческой традиции и известен как основатель милетской школы и как отец западной философии.
Вклады: Фалес Милетский — греческий философ, досократик из Милета в Малой Азии, один из семи мудрецов Греции.
Он считается первым философом в греческой традиции, основателем Милетской школы и отцом западной философии.
До Фалеса, для объяснения природы физического мира использовалась мифология.
Он был первым философом использующим основные научные принципы для объяснения природы и происхождения вещества, и, следовательно, он является основателем школы натуральной философии. Фалес демонстрировал интерес ко многим видам деятельности и всегда проявлял себя в них как новатор.
Вода основополагающий принцип. Он предложил, что вода является основополагающим принципом Вселенной, основным веществом, из которого были получены все вещи.
Пантеизм. «Все вещи полны богов». Монистический взгляд Фалеса на природу привел его к анимистическому пантеизму. Поскольку вода является божественным источником всех живых существ, значит все одушевленные и неодушевленные объекты могут быть живыми и, следовательно, весь мир полон богов.
Одновременно он предложил научный подход к исследованию действительности, стремясь найти природные, а не божественные причины реальных явлений.
Астрономия. Фалес предложил свои ответы на ряд вопросов о природе: о форме Земли, о ее размере, причине землетрясений, дате солнцестояния, размере солнца и луны. Однажды он предсказал солнечное затмение (28 мая, 585 г. до н.), дату которого он определил с помощью научных методов.
Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом. Он считал, что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна.
Считается, что Фалес «изобрел глобус».
Математика. Он известен своими тремя теоремами: Если A, B и С являются точками на окружности, то линия АС является диаметром окружности (1), при этом полученный угол ABC является прямым углом (2). Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне (3).
Основные труды: Некоторые исследователи считают, что он не оставил никаких работ, другие приписывают ему труды: «О солнцестоянии», «О Равноденствии» и «Морской звездный-гид».

Жизнь:

Происхождение: Фалес родился в Милете в греческой Ионии на западном побережье Малой Азии (на территории современной провинции Айдын в Турции). Его родители были Эксамий и Клеобулина, финикийские дворяне. Фалес был потомком знатных финикийцев, которые поселились в Милете, процветающем греческом порту. Его мать носила греческое имя.
Образование: По преданию он проходил свое обучение в Египте. Фалес также жил в Вавилоне, где он изучал геометрию и астрономию.
Основные этапы профессиональной деятельности: Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Благодаря этому, он принес в Грецию достижения и сокровища Восточного знания.
Основные этапы личной жизни: Он никогда не был женат, в молодости говоря своей матери, что ему еще слишком рано жениться, и в зрелости — что ему уже поздно. Фалес говорил, что его не прельщает необходимость заботиться о детях. Тем не менее, наверное, он стремился обрести семью приняв на воспитание своего племянника Cybisthus.
В конце жизни Фалес стал очень знаменит своей практической проницательностью и мудростью.
Фалеса упрекали в его бедности и, следовательно, в бесполезности философии. Однажды, на основе наблюдений за небесными телами, Фалес пришел к выводу, что ожидается большой урожай оливок. Он занял небольшой капитал и еще зимой скупил все оливковые прессы в Милете и Хиосе. Когда пришло время и был собран огромный урожай оливок, возникла резкая потребность в прессах. Он начал сдавать их в аренду на собственных условиях и получил большую прибыль, тем самым продемонстрировав, как это просто для философов, стать богатым, если они только этого пожелают.
Sosicrates утверждал, что Фалес дожил до 90 лет.
Изюминка : Сократ рассказывал историю о том, что однажды Фалес так увлекся наблюдением звезд, что он не глядя себе под ноги, упал в колодец. Его хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех за то, что он желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает. Согласно легенде, Фалес рассчитал высоту Великой Пирамиды путем измерения тени пирамиды точно в то время, когда его собственная тень, стала равной его росту, и что послужило основанием утверждать, что длина тени пирамиды в данный момент равна ее истинной высоте. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Вследствие этого он и принес в Грецию восточные знания. Однажды, чтобы облегчить переправу войска, он спроектировал плотину и пустил реку Галис по новому руслу.

греческий математик и философ, род. в Милете (624-548 до Р.Х.). Из Египта в Грецию принес основы геометрии. Аристотель считал его первым ионийским философом. Прославился, предсказав затмение солнца в 585 г. до Р.Х. Его философское учение, называющее воду первоэлементом, от которого берут начало все другие элементы, представляет собой первую попытку создания натурфилософии и первый набросок систематической науки о природе.

Отличное определение

Неполное определение

Фалес Милетский

(Иония, Малая Азия) - древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст - «естественную историю», Евдем - историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) мапдп (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3-4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода, Т. о., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду-ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы З^Г) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони-ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф-ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Метафизика» 983Ь22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам. Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonialize e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 100-115. Лит.: Classen С J. Thaies, - RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings of Natural-Philosophy, - Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), - Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66. А. В. ЛЕБЕДЕВ

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде. Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей. Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь. Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. О трудах Фалеса неизвестно писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме нее еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии)

Анаксимандр

АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал "апейрон" ("неопределенное"), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как "воду" Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире. Анаксимандр характеризовал свой "апейрон" как "вечный и нестареющий", а также "окружающий" бесчисленные миры и "управляющий" ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) "платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени". Анаксимандр полагал, что в начале мира в "апейроне" каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей.Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский

около 585 – около 525 до н. э.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе». Круг научных интересов Анаксимена более узок, нежели у Анаксимандра: вопросы биологии и математики Анаксимена, по-видимому, не интересовали. Он прежде всего – астроном и метеоролог.

Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.

Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Анаксимен первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звёзды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

2 Учение Гераклита о Логосе

Loading...Loading...