Когда умер иван саввич никитин. Когда родился и умер Никитин? Поэт Никитин Иван Саввич

Иван Савич Никитин (1824-1861). Русский поэт

Жизнь и творческий путь поэта не богат внешними событиями. Иван Саввич Никитин (21.09.(3.10)1824–16.10.(28.10)1861) родился в Воронеже в мещанской, но достаточно обеспеченной семье. Его отец, Савва Евтихиевич, выходец из духовного звания, владел свечным заводом и лавкой. Окончив Воронежское духовное училище (1839), Иван Никитин поступил в духовную семинарию (1839), из которой был исключён за пропуски занятий (1843). Позже в «Дневнике семинариста» (1861) он отразил нерадостные впечатления от пребывания в семинарии. Вскоре потерпели крах торговые дела отца, умерла мать Прасковья Ивановна, иссякли средства к существованию, мечты о поступлении в университет сделались нереальными, и Никитин был вынужден сначала торговать в свечной лавке, затем содержать постоялый двор (с 1844).

С 1853 г. начинается сближение Никитина с историком, этнографом и общественным деятелем Н. И. Второвым и его кружком, объединившим представителей воронежской интеллигенции.

Именно Второв вдохновил Ивана Никитина на первую публикацию в «Воронежских губернских ведомостях» 21 ноября 1853 года стихотворения «Русь», написанное в период начала Крымской войны и его патриотическое содержание было очень злободневным.

Будучи человеком дела, И. Никитин в феврале 1859 года открыл книжный магазин, а при нём лавку и библиотеку. Вскоре магазин из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в Воронеже.

И. Никитин довольно поздно начал писать: первые официально известные опыты относятся к 25-летнему возрасту, когда в «Воронежских губернских ведомостях» появились два стихотворения, подписанные инициалами «И. Н.». Собственно литературная его жизнь продолжалась восемь лет, и при жизни он издал две книги стихов (1856 и 1859 гг.), самое важное своё произведение – поэму «Кулак» (1858) и повесть «Дневник семинариста» (1861).

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь»(1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

Стихотворения Никитина не удивят богатством красок, разнообразием приёмов, виртуозной техникой, изяществом стиля, в них больше смысловой прямоты, предметной и психологической ясности. Его стихотворный язык – «это настоящий переворот в российской поэзии, переворот, подобный которому совершил позднее в прозе А. Платонов». («Мой дух сроднится с духом века». Воронеж, 2004. С. 25).

В начале 60-х годов Н. А. Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта. Иван Саввич Никитин умер 16 октября 1861 года.

Кузнецов, В. Нетленные строки: этюды об Алексее Кольцове и Иване Никитине / В. Кузнецов. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1984. – 223 с.

Собрание сочинений: в 2 т. / [сост. Л. А. Плоткин; худож. И. Глазунов]. – М. : Правда, 1975.

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

Ivan Nikitin Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Воронежская область» Воронеж, 21.9.1824
Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами.

В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и выказывать свой крутой нрав. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мама Никитина. В доме создалась чертовски тяжелая атмосфера, и Никитин нимало забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая всего ничего внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось немедленно же потом выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить ещё больше. Его здание, свечной предприятие и лавочка были проданы. На вырученные капиталы папа Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла осознать его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в "Воронежские Губернские Ведомости". Одно из них - патриотическое "Русь" - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе "Воронежских Губернских Ведомостей" Н.И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся примерно них круг местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали являться в "Москвитянине", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения". Печать отнеслась к поэту сильно сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское касательство Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, как собак нерезаных работал. Но жизнерадостное расположение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась прохладно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в "Современнике". Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и позже 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы немного улучшились; ситуация постоялого двора в настоящее время уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу от всего сердца расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин основательно работал над своим самообразованием, как собак нерезаных читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, тот, что стал самым близким другом Никитина, и позже распадения Второвского кружка стихотворец с чрезвычайной остротой почувствовал сызнова тягота жизненной и семейной обстановки, пессимистическое расположение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - "Кулак". Критика встретила "Кулака" крайне сочувственно; с громадный похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; таковый же счастливый момент "Кулак" имел и у публики: менее чем посредством год потом его выхода он уже разошелся, принеся Никитину достаточно немаловажный барыш. Несмотря на угнетенное расположение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал участливо присматривать за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы стихотворец сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Русской Беседе". При содействии В.А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный шоп и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил свежеиспеченный сборник стихотворений, встреченный критикой значительно холоднее, чем "Кулак". Весь 1859 г. стихотворец проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его самочувствие стало поправляться, расположение сделалось больше жизнерадостным, литературная производительность поднялась, заинтересованность к общественной жизни сызнова повысился. Летом 1860 г. стихотворец побывал в Моск

ве и Петрограде. Книжная торговлишка Никитина шла достаточно благополучно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя неплохо, невпроворот работал, написал большое прозаическое произведение "Дневник семинариста", напечатанный в "Воронежской Беседе на 1861 г." и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. самочувствие Никитина к началу 1861 г. опять улучшилось, наступил сызнова взлет сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося рядом М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в "Отечественных Записках", "Народном Чтении", "Русском Слове" и "Воронежской Беседе". В мае 1861 г. Никитин очень простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный ход, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни стихотворец испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был папа, продолжавший, несмотря на тяжелую хворь сына, новости давний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая существование привлекала всего ничего внимания. Игнорируя ее, стихотворец другой раз рисовал то, чего ни при каких обстоятельствах не видел, в частности, море ("Ночь на берегу моря", "На западе светило пылает", "Когда Невы, окованной гранитом..."). В поэзии Никитин за тот самый отрезок времени времени ослепительно проявились влечение осмыслить бытие, ощущение неудовлетворенности ею, терзание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали натура и религиозная вера, которые примиряли его на время с жизнью ("Поле", "Вечер", "Когда закат прощальными лучами...", "Когда единственный, в минуты размышленья...", "Новый Завет" и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы ("Тишина ночи", "Оставь невеселый твой рассказ", "Певцу", "Мщение", "Нужда"). Никитин ещё не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен ("Русь"), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта биться с ним ("Оставь нерадостный твой расклад...", "Певцу"). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее здорово было воздействие Кольцова, в особенности в отношении формы ("Весна на степи", "Русь", "Жизнь и смерть", "Успокоение", "Песня", "Наследство" и др.). Никитин великолепно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову ("Весна на степи", "Русь"). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается воздействие Лермонтова ("Ключ", "Когда закат прощальными лучами...", "Юг и Север", "Засохшая береза", "Я помню счастливые годы...", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.), Пушкина ("Лес", "Война за веру" и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников весьма проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали достаточно видное местоположение в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях страсть сколько искусственности, риторики ("Дума", "Развалины", "Кладбище", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.). Личные переживания играют видную образ в творчестве Никитина и затем 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается крупный заинтересованность поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали кроме того выражаться в известной степени тутошний колорит, этнографический ингредиент, заинтересованность к истории местного края. Казенно-патриотическое расположение, захватившее Никитина ещё до 1854 г., проявляется и следом ("Новая борьба", "Донцам", "Уж как был молодчина.

..", "На взятие Карса"), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, достаточно шибко проявилась в 1854 г. ("Моление о Чаше", "Сладость молитвы", "С.В. Чистяковой"), но затем пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и раньше, видно воздействие других поэтов: Кольцова ("Измена", "Не широк мой двор...", "Бобыль", "Уж как был молодчина...", "Отвяжися, депрессия...", "У кого нет думы..."), Лермонтова ("Друг"), Пушкина ("Кулак", "Новая борьба") и др., но в значительно меньшей степени, чем прежде, все больше обнаруживается тяготение сходить своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую образ сыграло воздействие Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже целиком определился как стихотворец. В его поэзии после этого этого года общественные мотивы занимали видное местоположение, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное участливость личным переживаниям и природе; социальный ингредиент не подавил художественного. Развивавшиеся понемногу поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но кончина прервала тот самый расцвет; они не успели обнаружиться совершенно. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное местоположение в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ослепительно выразилась самая искренняя, глубокая влюбленность к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное охота улучшения его положения. Но вкупе с тем Никитин трезво смотрел на народонаселение, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных бес народного характера, в частности, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, посреди крестьян, в условиях их быта он ни в жизнь не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал строй хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, справедливо подмечены характерные черты народной психологии и нравов ("Мщение", "Старик-другоженец", "Ссора", "Жена ямщика", "Упрямый отец", "Купец на пчельнике", "Бурлак", "Порча" ("Болезнь"), "Рассказ крестьянки", "Дележ", "Выезд ямщика", "Староста", "Полночь", "Темно в горенке...", "Нищий", "Деревенский бедняк", "Пряха", "Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Мертвое тело", "Старый слуга", "За прялкой дама в поняве сидит..."). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимательность мещанству, посвятив ему поэму "Кулак". Она сверх меры растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен великолепно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную образ сыграл Некрасов, но его воздействие не являлось той главной силой, которая дала ориентация поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было крайне значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней без малого отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. грубо отрицательным касательство к нему, выразившимся в стихотворении "Поэту-обличителю".) Поэт-общественник, Никитин дал немного стихотворений, которые приподнято стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема ("Разговоры", "Опять знакомые виденья!..", "Постыдно гибнет наше время!.."). В изображении субъективны

х переживаний Никитину удавалось добиваться здоровенный прочувствованности, силы и красоты, как, в частности, в знаменитом стихотворении "Вырыта заступом яма глубокая...", которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, мог слиться с ней, чувствовать ее душу, распознавать оттенки ее красок и дал строй прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом ("Вечер после этого дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", "Рассыпались звезды, дрожат и горят...", "Смеркает день. В бору темнеет...", "В темной чаще замолк соловей...", "Помнишь? - с алыми краями..." и др.). "Дневник семинариста", оставшийся единственной попыткой Никитина изведать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное местоположение посреди современных ему бытописателей-реалистов. "Дневник семинариста", напечатанный прежде знаменитых "Очерков бурсы" Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил без малого незатронутую тогда ещё область. Творчество Никитина узко связано с его жизнью и личностью, в нем хоть отбавляй автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, только с небольшими и немногими просветами, бытие Никитина, зачастую обострявшаяся и мучившая его немочь наложили основательный отпечаток на его творчество: в нем преобладают нерадостные тона, красной нитью проходят глубокая депрессуха и скорбь ("Еще единственный потухший день...", "Я помню счастливые годы...", "С суровой долей я раньше времени подружился...", "В лесу", "В саду", "Лампадка", "Незаменимая, бесценная утрата!..", "Детство веселое, детские грезы...", "Бедная юность, дни невеселые...", "Вырыта заступом яма глубокая..." и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая существование с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина весьма неравноценны: посреди его стихотворений, в особенности до 1854 г., есть достаточно невпроворот слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть строй стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был весьма крупной величиной, но его поэзия приподнято стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта край поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность.

Loading...Loading...