Как правильно фотографировать в путешествиях. Незаменимые советы

Но для меня, как для блогера, путешественницы, не поза и не лицо на фото главное. Главное - суметь передать читателям то, что я увидела в путешествии. Максимально полно, точно и красиво.
О том, как я фотографирую в путешествии, мне хотелось написать давно. Даже накидала небольшую статейку, но закончить руки не доходили. А вот сейчас хочу вернуться к задуманному. Пришла пора. Я расскажу, как фотографирую я, а вы в комментариях расскажете, как фотографируете вы. Так сказать, главные принципы съемки, дающие хороший результат.
Да, это обмен опытом среди любителей. Если профессиональный фотограф вставит свой весомый совет - низкий поклон.

Реклама — поддержка клуба

Но быть любителем - это не значит снимать плохо. Это не оправдание. Научится снимать хорошо можно. Мой муж тому подтверждение. Для этого, как минимум, надо стараться - не делать косых фотографий, не спешить и не суетиться, протирать объектив перед съемкой и обязательно выбирать правильную, сбалансированную композицию. Если же вы еще подойдете к фотосъемке творчески, это вообще будет замечательно!
Итак, представляю вам небольшой список советов, как фотографировать в путешествии. Они рассчитаны и для тех, кто снимает просто для себя, для своего домашнего архива (и хочет делать это хорошо), и для того, чтоб показать фотографии людям, сделать фоторепортаж о поездке и пр.
Итак, поехали!

1/ Следите за чистотой объектива! Даже один отпечаток пальца может испортить фотографию. Что уж говорить о полностью загрязненным объективе. Протирайте его специальной салфеткой для оптики и держите эту салфетку всегда при себе.
Пример из моей практики. Приехала в (Крым) и не проверила объектив. Часть фотографий оказалась испорчена только потому, что я зазевалась в какой-то момент и прикоснулась к объективу одним пальцем. Вот как это выглядит на фото.


Парк львов "Тайган" в Крыму


2/ "Ловите" горизонт! Это самое простое, самое элементарное, что можно сделать для того, чтобы фотография была хорошей. Уезжающий (падающий, кривой) горизонт напрочь портит фото. Не получается? Стойте и снимайте, пока не получится! Не фотографируйте небрежно, на ходу, одной рукой никогда! Фотография - это геометрия, все должно быть выверено и четко.






Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


3/ Стройте композицию. Например, по принципу трех частей. Не фотографируйте много неба и мало земли (воды). Снимая природу, делайте "небесную часть" размером в 2/3, "земную" - 1/3. Или наоборот.



Закат в Геленджике

Не забывайте о правиле золотого сечения - лучшая точка для расположения главного объекта - 1/3 от границ кадра. Таких точек четыре. Фотографируя, мысленно представьте себе эту схему и расположите главный объект в одном из четырех мест, указанных на схеме точками.

Конечно, так фотографировать удобнее новичкам. С опытом ни о какой схеме вы, разумеется, думать не будете.



Пос. Криница (Черноморское побережье Кавказа)



Гора Медведь и вид на Гурзуф (Крым)

4/ Фотографируя, не торопитесь! Спешка - это не интересные фотографии. Спешка - это мутные фотографии. Мутные фотографии - брак фотографа. Их невозможно никак потом улучшить, изменить.


Соня


5/ Без хорошего освещения нет хорошей фотографии. Даже на зеркалку снять хорошо в полумраке трудно, на мыльницу - невозможно. Что делать?
На улице в солнечный день старайтесь не фотографировать против солнца (солнце в идеале должно быть за вашей спиной).


Памятник Софийскому пехотному полку в Лопатинском саду. Смоленск

​В темном помещении выход один - на мыльницу снимать со вспышкой, на зеркалку - в ручном режиме или тоже со вспышкой.




В кафе "Карамель" в Пскове

Я обычно снимаю и так, и так. Потом выбираю тот кадр, который лучше получился.

6/ Отдавайте предпочтение горизонтальным фотографиям. Вертикальные фотографии всегда должны быть чем-то оправданы. Например, желанием передать (подчеркнуть) длину/высоту/перспективу объекта (лестница, мост, дорога, башня), стремлением убрать из кадра нежелательный предмет/объект (если нет возможности самому убрать помеху), необходимостью снять объект крупнее.
Случаи когда вертикаль оправдана:


В Кондопоге


Заповедник Кивач

Я люблю делать портретные фотографии вертикально. Тоже, мне кажется, получается к месту.


Соня в Кирилло-Белозерском монастыре

7/ Меняйте ракурсы, не снимайте объект с одной точки! Если есть возможность, обойдите объект по кругу, отойдите на разные расстояния, фотографируйте с разных ракурсов. Так вы убьете двух зайцев - найдёте лучшую точку для съемки данного объекта и увидите и покажете объект со всех сторон.



Георгиевский собор в Юрьеве-Польском



8/ Общий план и детали - место действия и акценты. Всегда снимайте как общие планы (панораму, объект, пейзаж), так и детали (элементы). Общий план покажет, где происходит то, о чем вы хотите поведать. Детали охарактеризуют сам объект. Снимаете дом - всегда снимите улицу, где он стоит, а также особо яркие архитектурные детали самого здания.



Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


9/ Съемка в музее - всё не так просто. Снимая стенд с информацией, стойте к нему прямо, а не под углом, если вы хотите, чтоб он были читаем. Снимите стенд в целом, а какой-то документ (объявление) и фотографии крупно - то, что наиболее вас заинтересовало и зацепило, что наиболее характеризует объект/предмет, придает ему/им дополнительные краски.



В целом то же касается и музейных экспозиций - общий план можно снимать под любым углом, детали, отдельные предметы - прямо.



Русский музей (Петербург)

10/ Кадрируйте правильно! Снимая крупный объект (здание), отойдите на достаточное расстояние для того, чтобы он попал в кадр полностью. Кресты на храмах не срезайте! Так же как ноги и руки людям. Делайте так, чтобы в кадр при этом не попали нежелательные предметы. Если попадания лишних предметов неизбежно, ищите варианты для более эстетичного ракурса, в котором объекты не вступают в диссонанс.
Бывают задачи в этом плане нелегкие. Например, собор в Кронштадте с этой точки с трудом поместила в кадр. Лично на мой вкус, здесь не хватает пространства, я бы отошла еще дальше. Но дальше было некуда, собор начинал скрываться за деревьями.



Морской Никольский собор в Кронштадте

С площади снимать Никольский собор намного легче - простора, а значит возможностей, больше.



11/ Снимая в городе, многолюдном или малолюдным, обязательно снимайте общие планы с людьми (или без оных). Как иначе вы передадите атмосферу города? Снимайте не только дома и их элементы, а улицы, площади, людей, движение и дыхание города. Именно такие фотографии дают представление о городе в целом.



Оптина пустынь



Петербург, ул. Малая Морская

12/ Делая общие планы, выделяйте отдельных людей . Местный житель иногда более колоритен, и более передает атмосферу города, чем дома и памятники.
Вот такой дедушка с удовольствием позировал моему мужу в Суздале.



Местный житель города Суздаля

А это мои наблюдения на Толстом мысу в Геленджике.



Геленджик

Молодой человек с книгой и велосипедом, сидит на высоком берегу и наслаждается жизнью.



13/ Не бойтесь фотографировать людей - своего ребенка, мужа (жену), фотографироваться самому. Но не на фоне каждого из пятидесяти памятников города (на фоне 2-3-х можно), а на улицах, на природе. Фотографируясь сами, будьте естественны, не переигрывайте, но и не стойте колонной.
Фотографируя, ловите интересные моменты , эмоции человека, походку, взаимодействие с другим человеком (жанровые сценки). Присутствие человека на фотографии всегда должно быть оправдано, всегда должно о чем-то говорить, что-то подчеркивать. Человек должен быть заинтересован в том, что видит и делает. Если это живая статуя, не выражающая ничего, не делающая кадр выразительнее, то "статую" лучше уберите.



Горицкий монастырь


Усадьба Архангельское


14/ Экспериментируйте, но не злоупотребляйте этим. Просто хороших фото должно быть больше, чем неудачных, хоть и смелых экспериментов. Хотя и эксперименты бывают хороши, признаю. :)



В Успенской церкви г. Кондопога


В Киролло-Белозерском монастыре


Софи под пальмой на набережной в Сочи

15/ Если нет уверенности, как лучше снять сразу, сделайте не 1, а 5 фото. Потом на досуге выберете лучшее, лишнее удалите. Я часто так делаю, когда снимаю здания. Бывает, что никак не поймаешь горизонт, не найдешь лучший ракурс. Терпеть не могу заваливающихся зданий. Борюсь с этим. Передвигаю фотоаппарат в разные позиции, меняю точки съемки. А дома уже выбираю лучшее фото.
Вот так я снимала театр Ленсовета в Петербурге (кстати, так и не нашла идеальный вариант, была ограничена по времени):




Театр Ленсовета в Петербурге



16/ Не простое дело снимать памятники. Часто они получаются темными. Если памятник небольшой, освещение достаточно ровное, рекомендую сделать два снимка - со вспышкой и без нее. Потом сможете выбрать лучший. А бывает достаточно просто снять памятник более крупным планом.



В Ораниенбауме

Однако если день очень солнечный, то ни вспышка, ни приближение скорее всего не помогут. Особенно если памятник внушительных размеров.
Так у меня получилось в Кронштадте, когда я снимала памятник адмиралу Макарову против солнца. Несколько раз меняла точку съемки.



Памятник Макарову в Кронштадте



17/ Не злоупотребляйте вспышкой! Если у вас зеркалка, вообще о ней почти забудьте. Она только портит фотографии, делает их контрастными, очень темными.

18/ В каком бы городе (местности) вы ни были во время путешествия - ищите эффектные видовые площадки . Это могут быть специально оборудованные смотровые площадки (на зданиях или просто высоких точках города), а могут быть совершенно естественные места, откуда окрестности открываются как на ладони.
Вот такой вид на Оптину пустынь мы увидели по пути.



Дорога в Оптину пустынь

Вид со смотровой площадки в Сергиевом Посаде на Троице-Сергиеву Лавру.



Троице-Сергиева Лавра


А в заключение представляю вам мой алгоритм съемки нового места (например, усадьбы) в путешествии.

План фотосъемки на объекте, если вы планируете делать фоторепортаж:

  1. Вы приехали на машине. Снимите парковку.
  2. Вы покупаете билеты в кассе. Снимите кассу, стенд с информацией, ценами.
  3. Вы заходите на территорию. Снимите на расстоянии вход, ворота.
  4. Вы идете по аллеям усадьбы. Снимайте аллеи, указатели, памятники, строения. Передавайте перспективу. Фотографируйте людей - покажите, как много (мало) людей в усадьбе, что они делают (фотографируются, рассматривают памятники, общаются, задумчиво сидят на лавочке и пр.). Передавайте атмосферу.
  5. Безусловно, снимите Главный дом (дворец) со всех возможных точек. Сделайте несколько общих планов. Подчеркните, как вписан архитекторами дом в окружающую среду. А он вписан! Старинные дома всегда строились по этому принципу. Одно подчеркивало другое.
  6. Снимите все старинные детали - лестницы, статуи, балюстраду. Ищите интересные ракурсы, подчеркивающие красоту, старину, изысканность.
  7. Обязательно снимитесь сами или снимите тех, с кем путешествуете, на фоне окружающих красот. Особенно интересно фотографировать детей (они очень непосредственны, их любопытство и восторг, радость от окружающей красоты естественны). Фотографируйтесь сами. Не обязательно (хотя это и приветствуется) обладать актерскими данными. Не обладаете - будьте просто самим собой.

Мои фоторепортажи о посещении усадеб:


Что может быть объектом съемки в путешествии? Всё! Дома, улицы, люди, природа, музеи, усадьбы, кафе, гостиницы. Я снимаю все, что посещаю и что вижу. В таком случае у меня есть возможность делать подробные фоторепортажи. Обязательно ли снимать всё? Нет, конечно. У всех свой стиль, свой почерк, своя изюмина. Главное ее найти.

Успехов и удачи вам в путешествиях! Пусть воспоминания будут всегда светлыми, впечатления яркими, а фотографии... А фотографии четкими, сочными, интересными, а главное с изюминкой. Творите! Ищите свой секрет красивых фотографий. А если вы его уже нашли, если знаете как фотографировать в путешествии, поделитесь своим опытом с нами в комментариях.

Прежде всего, чтобы делать действительно хорошие фото, такие, при просмотре которых у других не будет возникать ощущение, что это неудачное попытки скопировать National Geographic, вам нужно очень мало.

Главной составляющей любой фотографии является эмоция, которая вложена в нее. Если картинка не показывает ничего, что провоцировало бы эту эмоцию, она пустая. Это философский и обширный вопрос, на который хорошо дискутировать за чашкой чего-нибудь.

А теперь давайте перейдем к более практическим советам, и грубым ошибкам, которых следует избегать, когда вы фотографируете в путешествиях.

1. Одна из самых частых ошибок — это когда вы присутствуете практически на всех фотографиях из путешествия. Не злоупотребляйте этим! Никому кроме вас не будет интересно смотреть такие фото, а вы будете закрывать собой действительно достойные внимания вещи.

2. Памятники и музейные экспонаты вряд подарят вам воспоминания о незабываемых моментах из вашего путешествия. Ищите интересные «живые» вещи. Это могут быть как люди, так и животные или растения, то, что будет рассказывать о том месте, где вы находитесь. (Местные фрукты и специи, товар, который продают местные жители, растения, присущие данному региону и т.д.).

4. Фотографии отдельных деталей могут сказать намного больше, чем общий план.

5. Будьте оригинальными, не повторяйте сценарий с автобусом и туристами, которые на 2 минуты выскакивают, чтобы сфотографировать одинаковые, никому уже не интересные фотографии.

6. Если вы уже и находитесь на автобусной экскурсии, ищите интересный ракурс, экспериментируйте с передним и задним планами, цветами и объектами, которые попадают в кадр.

7. Попробуйте найти время, чтобы записать несколько заметок о событиях дня и о своих эмоциях. Это поможет вам систематизировать в дальнейшем ваши фотографии, написать какие-то ключевые слова к ним, или даже маленькое описание с вашими впечатлениями от места.

8. Исследуйте законы и культуру поведения в странах, которые вы планируете посетить. В некоторых из них может быть незаконно фотографировать людей без их согласия. Также бывают верования или обычаи, которые одобряют фотографию. К примеру, аборигены в некоторых местностях считают, что их души попадают в плен, когда их фотографируют. Смешно, но факт.

9. Есть определенные ситуации, в которых съемка со вспышкой, может быть неуместной. Вспышка обычно не освещает больше, чем на несколько метров, поэтому фотографировать все подряд со вспышкой непрактично, так как она быстро сажает вашу батарею, беспокоит других, да еще и может испортить какие-то старинные вещи (фрески, картины).

10. Обращайте внимание на знаки запрета «Не фотографировать», особенно когда вы посещаете какие-то святые места, церкви и другие религиозные учреждения. Или во время определенных ритуалов или процессий. (Внимание, не «Не фотографируйте», а именно «Обратите внимание» ;-))

11. Дорогое оборудование привлекает воров, особенно в некоторых странах и, особенно, в туристических местах. Не стоит излишне щеголять вашей камерой. Если вы вытаскиваете фотоаппарат из сумки, оберните ремешок на запястье несколько раз и крепко держите его в руке. Не стоит также, особенно в туристических местах, ходить с камерой на шее, это привлекает воров-мотоциклистов. Фирменные сумки для фотоаппаратов привлекают внимание к тому, что лежит у них, возможно, будет безопаснее держать камеру в обычном рюкзаке или сумке, обложив ее, для смягчения, одеждой.

Нельзя не коснуться вопроса фотографии людей, ведь именно это является неотъемлемой, но и самой сложной составляющей тревел фото.

Нужно спрашивать разрешения у человека, перед тем как его сфотографировать? — Часто спрашивают именно об этом нюансе. Здесь нет однозначного ответа, но есть совет: Если вы хотите сохранить искренность момента и, в результате, фото не будет искажать или унижать человека, старайтесь сфотографировать незаметно. Но если вы сомневаетесь, что вам удастся остаться незаметным, или вы хотите сделать более личностный портрет, да еще и интересно пообщаться, тогда смело подходите к человеку и спрашивайте разрешения.

Самое худшее, что может произойти — это отрицательный ответ. Все зависит от очень многих факторов, и, скорее всего, люди будут улыбаться и кивать головой в знак согласия.

Как же правильно действовать, если вам дали согласие? Не навязывайтесь слишком сильно, попробуйте сделать несколько кадров. Часто вы увидите, что человек на фото получается скованным, видно, что стесняется, или ему не удобно. В таком случае важно разрядить атмосферу. Вы можете показать им их фотографии на экране вашего фотоаппарата, рассказать что-то интересное, смешное. Вам будет очень полезным изучить несколько иностранных слов, местному населению это точно понравится.

Ниже маленький список того, что интересно фотографировать в путешествиях :

— пейзажи

местное население (во время какой-то его активности);

— попутчиков, с которыми будете знакомиться;

— еда и напитки;

— транспорт;

— рынки / магазины;

— уличные сцены (стрит фото);

— интересные вывески, дорожные знаки, элементы архитектуры;

— себя (одного и с другими);

— присущие этой территории растения и животные.

И набор минимум, который стоит взять с собой в путешествие :

— Цифровой фотоаппарат зум объектив.

— Защитный, а еще лучше поляризационный фильтр.

— Легкий штатив.

— Микрофибра для очистки оптики.

— Сумка для фотоаппарата.

Эти маленькие и, якобы, очевидные факты, качественно улучшат ваши фотографии и сам процесс съемки.

Если говорить об обратной стороне медали, так называемой «изнанке тревел фото», здесь есть свои опасности и неприятные нюансы. Может возникнуть проблема, когда надоедает таскать фотоаппарат с собой и совсем пропадает настроение к фотографии. Почему? Все просто, исчезает мотивация и становится лень. Фотографировать — это большая работа, так же, как и творческий процесс. Как в работе, так и в творчестве есть спады, когда становится безразлично.

Но помните, нужно фотографировать со вкусом и с удовольствием и верить в свои мечты. Путешествия — это прекрасно, а тревел фото — это ваши воспоминания о самых ярких моментах вашей жизни. Делайте их правильно!

Предисловие

В любом фотоаппарате есть кнопка “шедевр”, но производители тщательно скрывают её местоположение.

Широко распространенное заблуждение

Я начал фотографировать лет в 14, когда родители купили нам с братом первый фотоаппарат – Смена 8М. Прошло много лет. Мое увлечение фотографией переросло в профессию. Я фотографировал юбилеи и корпоративы, директоров больших и малых предприятий и их продукцию, крестины и свадьбы. Больше 10 лет я преподавал фотографию начинающим и не только начинающим фотографам. И конечно же, я много фотографировал в путешествиях.

Из опыта общения с моими учениками я знаю, что многие хотели бы улучшить свои фотографии, но не знают, как это сделать. Это кажется весьма удивительным при том изобилии информации о фотографии, которое нам доступно в 21 веке, и учитывая, что все многочисленные учебники, статьи, уроки говорят по сути одно и то же, и притом совершенно правильно… А вопросы все равно остаются. Создается такое ощущение, что для большинства книги эти написаны все равно что на китайском языке. И если они и понимают что-то из этих книг, то шиворот-навыворот.

Каких только “законов” не придумали люди, чтобы усложнить свою фотографическую жизнь: что нельзя снимать против света, что ночью нужно обязательно использовать вспышку, что плохо фотографировать белое на белом и черное на черном, что нельзя “отрезать” макушки у людей, верхушки у деревьев и кресты у храмов, что линия горизонта обязательно должна делить кадр в соотношении 1:2 и т.д. и т.п.

В этой статье я постарался по возможности просто и с практической точки зрения изложить некоторые ключевые советы – как улучшить свои фотографии. Статья проиллюстрирована фотографиями, сделанными мною в разные годы, а также фотографиями моих учеников. Здесь также приведены работы некоторых именитых фотографов, а также их высказывания, которые, как я надеюсь, подкрепляют основные мои тезисы, делают их более выпуклыми.

О серии фотографий

Любая фотография может представлять интерес или сама по себе, или как часть серии, очерка, фотоотчета. Когда мы говорим о фотосъемке в путешествии, может иметь место и первый, и второй вариант.

В серии фотографий важны:

полнота (раскрытия темы);

разнообразие , но при этом и цельность иллюстративного ряда;

последовательность .

Даже не очень выигрышный сам по себе снимок может найти свое место и украсить серию в целом. Это плюс. Серия фотографий представляет собой разновидность повествования, это некая законченная вещь. И потому она с большим интересом воспринимается зрителем. Это тоже плюс.

Но хотелось бы, чтобы было из чего выбирать. В любом случае серия состоит из отдельных фотографий. И дальше речь пойдет именно об отдельной фотографии.

Что такое “хорошая фотография”?

Закат из окна городской квартиры интересно снимать только первые 135 раз.

Народная мудрость

В любой фотографии можно условно выделить “что” и “как” – (1) “что снято” и (2) “как снято”.

(1) “Что снято”, содержание снимка – это какая-то местность, уголок природы, растение, животное. Или же это город, здание, улица, площадь, памятник. Возможно, это некий предмет, фрагмент интерьера, архитектурная деталь, а может быть это люди – местные жители и приезжие, интересное событие, уличная сценка, удачно пойманный момент, наконец, мы сами и наши друзья в путешествии…

(2) “Как снято”, или по-научному – изобразительное, художественное решение снимка – это, главным образом, характер освещения и композиция кадра.

Замок Нойшванштайн. Германия. Июнь 2001 г.

Фейерверк на Рейне. Снято с движущегося теплохода. Германия. Июль 2001 г.

Деревня Глазово. Архангельская обл. Август 2003 г.

Пушкинские горы. Псковская обл. Май 2004 г.

Фотография может быть сделана “очень грамотно” (как), но объект съемки (что) совершенно неинтересен, даже автору снимка. С другой стороны, можно снять что-то весьма интересное, редкое, но так безобразно, по-любительски, что смотреть не хочется.

Мы исходим из того, что в хорошем снимке “замечательны”, или по крайней мере “весьма неплохи” должны быть и “что”, и “как”. Помните у Чехова – и душа, и костюм? Но первое (что) все же гораздо важнее второго (как). Без него снимок становится совершенно пустым, и тянет в лучшем случае на упражнение по освещению или композиции, пусть и блестяще выполненное.

На практике не тек легко отделить одно от другого. Так драматичное состояние природы, например, предгрозовое состояние, может рассматриваться как объект съемки (т.е. именно это состояние мы и снимали), но одновременно с этим совершенно очевидно, что это состояние представляет собой в то же время и условие съемки, определяющее характер освещения, что мы обычно относим к “как”.

Тем не менее, с методической точки зрения, а также с точки зрения оценки чужой и в особенности своей фотографии, весьма полезно, и даже необходимо различать содержание снимка и его изобразительное решение. Данная статья будет всецело посвящена именно содержанию снимка и содержательным достоинствам снимка. Об освещении и композиции мы поговорим в других статьях.

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Анри Картье-Брессон

Наши интересы в путешествии могут быть весьма разнообразны. Кому-то хочется сфотографировать главные достопримечательности и красоты, других больше интересует местный колорит и обыденная жизнь людей, а некоторым важно запечатлеть “себя любимого” на фоне исторических памятников или сделать репортаж о самом путешествии и путешественниках.

Жанры фотосъемки в путешествии так же разнообразны, как темпераменты фотографов. Люди спокойные, терпеливые и склонные к медитации тяготеют к пейзажу, открытым и общительным хорошо удается портрет, напористым и решительным “прописан” репортаж, жанровая и street-фотография.

Но к какому бы жанру не принадлежал снимок, очень хочется, чтобы снимок понравился. По крайней мере тем, кому мы его показываем. Рассуждая о том, что такое хорошая фотография, многие скажут “красивая”. Но красота не является содержательным достоинством снимка. Сфотографировать что-то само по себе красивое отнюдь не заслуга фотографа. Снять что-то красиво – вот достойная задача. А это относится к области изобразительного решения, т.е. к аспекту “как”.

С содержательной же точки зрения гораздо важнее, чтобы фотография была информативна, познавательна, чтобы она сообщала зрителю что-то новое или оживляла в памяти хорошо забытое старое. Возможно, это что-то знаменитое и широко растиражированное, ну, скажем, Гранд-Каньон в Аризоне, США, и тогда хотелось бы увидеть побольше новых подробностей, неожиданных красок или особенного взгляда. А может быть это что-то расположенное буквально под носом, но мало кому известное, как Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, близ Подольска, или замок в селе Муромцево под Владимиром.

Если снимок сделан не только для себя, своих родственников и знакомых, а предназначен широкому кругу зрителей, то желательно, чтобы он поведал нам о чем-то редком, малодоступном, необычном или даже уникальном (ни у кого такого нет, да и не будет). Правда, представление о том, что является редким и необычным зависит от богатства нашего визуально опыта. А опыт этот, к сожалению, не формируется из прочтения инструкции к фотоаппарату.

Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.

Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.

Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.

Мраморный каньон «Рускеала». Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

Каньон использовался для добычи мрамора еще в XVII в. В настоящее время на территории каньона создан туристический комплекс — Горный парк «Рускеа́ла»

Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.

Подобные закаты – довольно редкое явление. Солнце уже опустилось за горизонт, но подсветило розовым светом высокие облака. В результате создалась необыкновенная картина фиолетового заката.

Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.

Местные жители на моторных лодках перевозили туристов к храму. Мы с коллегой попросили высадить нас на островке напротив храма. Так, чтобы можно было снять общий вид.

Дерево в воде. Мраморный каньон «Рускеала». Карелия. Июль 2008 г.

Иногда по прошествии времени фотография приобретает дополнительную ценность: дома сносят и строят, деревья спиливают, и на их месте вырастают новые. И только на фотографии все остается таким, как много лет назад.

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.

К сожалению, в 2007 году башня была перевезена на новое место – дальше вглубь парка, на открытое место — на территорию музея деревянного зодчества, Поэтому такой снимок сделать уже нельзя.

Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.

На стенах росли трава, кусты и деревья.

Эмоциональность снимка

Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон

Смотрите пристальнее на окружающий вас мир и поверьте в свои ощущения и эмоции. Задайте себе вопрос: если я сейчас сделаю фотографию, будет ли она передавать мои эмоции и ощущения, смогу ли я донести их до зрителя?

Ансел Адамс

Фотография оказывает более сильное воздействие на зрителя, лучше запоминается, если она вызывает в нем душевный отклик, трогает, цепляет. Одним словом, если она эмоциональна.

Эмоциональность в пейзаже – это состояние природы, которое присутствует в кадре наряду с изображаемым. Это порыв ветра, которые клонит деревья и срывает с них листья, это тяжелые и мрачные тучи, нависающие над лесом, это зеркальная гладь озера, подчеркивающая полный штиль.

Эмоциональность в событии – это точно пойманный момент, это открытые улыбки, горючие слезы и характерные гримасы на лицах участников, это ясное и яркое отображения сути происходящего.

Фотография красивого вида не станет пейзажем, если она не передает состояния природы, её настроения. Снимок бытовой сценки не станет настоящей жанровой фотографией, если автор не смог поймать кульминацию события или, как говорил Картье-Брессон, решающего мгновения. Изображение человека нельзя назвать портретом, если в нем не сохранилось хоть чуть-чуть от характера этого человека.

Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.

Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.

Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.

Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.

Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Вологда. 2003 г.

Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.

Фото Сергея Хритова.

Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.

Кропотливый путь или удача

“Думается, в фотопейзажном деле фактор удачи не так уж велик, как принято считать. Ведь чем чаще вы бываете на природе, тем больше шансов, что вам повезет”

Том Тилл

“Хотя я много путешествую, я никогда не странствую налегке. Даже если я оставляю машину для непродолжительной вылазки в лес, за плечами у меня рюкзак с фотопринадлежностями весом в 25 килограммов, а в руках штатив”

Тео Оллофс

Итак, мы хотим чтобы наши фотографии были интересными, по возможности необычными, лучше – уникальными, да к тому же еще эмоциональными… Ну хотя бы 2 пункта из четырех… Ну хорошо, хотя бы один.

Но, как говорится, искусство требует жертв. Или лучше так: без труда не выловишь и рыбку… Короче, если хочешь что-то заполучить, надо чем-то за это заплатить.

Нужно забраться туда, куда на машине не проехать. Нужно снимать тогда, когда почти никто не снимает – в ливень и в пургу, в сплошной туман и в лютый мороз. Нужно больше ходить и меньше ездить. Нужно встать пораньше и бродить подольше, пока улицы пусты. Нужно не забыть про вечернюю прогулку и не полениться отправиться на ночную съемку, обязательно захватив штатив. Нужно занять оптимальную точку съемки и, только услышав, “молодой человек, здесь снимать нельзя”, ответить “простите, не буду”, зная, что пару раз вы все же успели нажать на кнопку затвора. Еще лучше завести знакомство человеком, который проведет вас в такие места, куда простым смертным ходить нельзя, и покажет такие виды, которые мало кто не снимал. Нужно не постесняться и снять выразительное лицо случайного прохожего или смешную сценку. Если вы считаете это бестактным, никто не мешает получить предварительное согласие на съемку. Или глупо улыбаясь и пожимая плечами, показать камеру как бы спрашивая – можно? Если проблема не в бестактности, можно воспользоваться ну очень сильным объективом.

Причем делать все это приходится, не очень-то рассчитывая на результат. Ведь в фотографии есть одна неприятная закономерность – чем больше усилий вы потратили на ту или иную фотографию, тем ценнее она вам кажется при последующем отборе, тем психологически сложнее ее забраковать. Так в наших отчетах появляются заведомо неудачные снимки, которые достались нам слишком дорогой ценой. Так что снимать нужно много, а отбирать – строго.

Валун. Фото Джека Дикинга.

“Этот снимок я привез из Национального парка “Джо-шуатри” в Южной Калифорнии. В ожидании оптимальных световых условий пришлось наведываться сюда раза три-четыре”

Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.

Обычно вокруг водопада снуют толпы туристов, поэтому снять “чистый” кадр не так-то просто. Приходится долго выжидать, а то и договариваться с экскурсантами, прося “подождать минуточку”. В таких случаях может быть весьма полезна помощь друга.

Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.

“Особенно я люблю забраться в машину и ехать, выискивая подходящую натуру. Иной раз, исследуя какую-то определенную местность, приходится целыми неделями жить в автомобиле, и мне очень нравится такой образ жизни, позволяющий забраться в нетронутые цивилизацией уголки, оставив далеко позади людские тропы”.

Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.

В России девственную природу вы скорее всего встретите лишь в таких местах, куда невозможно добраться на автомобиле. И наоборот, если в какое-то место можно доехать на машине, то очень скоро вы обнаружите кучи мусора, пластиковые бутылки и другие следы пребывания “хозяина природы”.

Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото Кена Дункана.

“Я набрел на красивое местечко в бассейне реки Янки-Бой, но утренний свет был слишком вялым. Дело усугубила масса других фотографов, которые присоединились ко мне и топтались по полям… Поэтому я ушел оттуда, решив немного развеяться. Когда же я снова вернулся на облюбованное место, там было уныло и пасмурно… И тут начался дождь… я раскрыл пестрый зонтик и уселся на складном стульчике под ним… Так прошло два часа… но затем облака разошлись, сверкнули лучи солнца, и над полем появилась изумительная радуга”.

Отражения. Фото Джека Дикинга.

“От дороги я прошел километров пять, прежде чем попал сюда; после урагана с ливнем во впадине образовалось озерцо, в центре которого виднелся высохший изогнутый корень. Я попытался сфотографировать его, но в первый раз мне не повезло с освещением. Я возвращался на это место в течение последующих двух недель. И вот однажды вечером я снова приехал сюда и устроился на стоянку. В 4 часа утра, с восходом солнца, я был уже на ногах, — условия были великолепны, и в результате получилась эта фотография”

На обратном пути

Искомое мгновение возникает как после длительного знакомства, так и внезапно.

Анри Картье Брессон

Если бы фотограф только искал, поджидал и ловил момент, его продуктивность была бы крайне мала. На самом деле, большинство снимков делается по ходу дела , или на обратном пути .

Вообще, в копилке каждого фотографа найдутся фотографии, полученные двумя способами. Одни были добыты кропотливым путем , другие случайно . В первом случае фотограф приезжал на одно и то же место день за днем, а то и год за годом, в разные сезоны и в разное время суток, выжидал оптимального момента, пытаясь добиться наилучшего результата . Во втором случае – просто увидел и снял.

Однако такого рода удача , по какому-то закону фотографической справедливости, подстерегает в основном тех, кто часто ходит первым, кропотливым путем. А может быть мы именно для того и снимаем по нескольку раз одно и то же в разные дни, при разном освещении и в различных ракурсах, чтобы на обратном пути снять свои лучшие кадры? Может быть иначе мы их просто не увидели?

Предположим, мы нашли классное место и сняли его так и сяк и еще вот так, но все что-то не то. “Вот если бы розоватые лучи утреннего солнца светили вон с той стороны… Вот была бы сказка. Нужно будет прийти сюда завтра пораньше”. И мы вылезаем из палатки в четыре часа утра, делаем глоток теплого чая из термоса, заварено с вечера и как-то нехотя направляемся в облюбованное место на ходу протирая глаза… Застаем наш сюжет именно таким, каким мы и хотели его увидеть, неспешно делаем несколько кадров, стараясь добиться наилучшей композиции и идем назад… А на обратной дороге (зрение-то обострилось), случайно слету делаем свой лучший кадр чего-то совсем другого…

Неудивительно, что среди фотографов (подобно рыбакам) популярны байки о том, как кто-то увидел что-то совершенно потрясающее… и НЕ снял (фотоаппарата не было, штатива не было, банально не успел).

Снимок - единственный результат, который засчитывается, он является доказательством, иначе нам осталось бы бесконечно описывать загубленные фотографии, существующие лишь в нашем собственном воображении.

Анри Картье Брессон

Архипелаг Кузова, Карелия. Фото 2005 года.

Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.

Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.

Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.

Автопортрет в профиль. Сзади (справа) — фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.

Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.

Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.

“Этот снимок был сделан на востоке пустыни Мохаве в рамках работы над проектом “Пустыня Мохаве и Долина Смерти”. Свет сделал всю работу за меня, и результат я приписываю чистой игре случая”.

Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.

“Я остановился близ скалы Капитан для того, чтобы быстро заснять проступавшую из мглы гору Соборные Шпили, и сделал несколько кадров. Собравшись ехать дальше, я понял, что мой автомобиль увяз в снегу. Я сидел в машине, проклиная свою невезучесть и поджидая помощь, и тут тучи разошлись. Мгла над скалой рассеялась, выглянуло солнце. Я увидел удивительную, никогда не виданную мною картину.”

Фотографии, составляющие наши отчеты о путешествиях, всегда слишком эпизодичны и фрагментарны, чтобы суметь сохранить всю полноту впечатлений от поездки. “Вот это не было снято, а от этого – только один снимок, и он не передает вполне…” – с досадой вспоминаем мы, просматривая привезенный улов.

С другой стороны, их слишком много, чтобы все их стоило показывать знакомым и незнакомым. Приходится выбирать лучшие. А потом – лучшие из лучших. А через много лет выбирать уже из самых лучших. И если не выбирать, не перебирать, не раскладывать по папочкам, по годам, по странам, по жанрам, то постепенно они “умирают”, превращаются в старый хлам.

И все же, снимать нужно больше. И снимать можно все, что угодно.

Итак, «начинаем отличаться» или «как фотографировать в путешествии».

Первая причина, по которой все фотографии выглядят одинаково - в туристических маршрутах. Туристов приводят к достопримечательности, группа внимательно (или не очень) слушает гида и - что? - правильно, фотографирует. Все - с одной и той же точки.

Гид, скорее всего, будет нервничать, но в этой ситуации у Вас только один способ найти другую точку съемки - отойти в сторону от группы. Если такой возможности нет - попробуйте изменить точку съемки, например - фотографируйте от земли или с вытянутых рук. Даже этот нехитрый прием позволит внести в фотографию долю неожиданности.

Другая беда классических туристических маршрутов - при их составлении никто и никогда не думает о хорошем свете. В результате типичная туристическая фотография сделана под полуденным солнцем. Люди на снимках жмурятся, тени короткие, все становится плоским и скучным. Конечно, при определенной сноровке и в полдень могут получиться отличные кадры, но всё-таки идеальное время для фотосъемки - утро или вечер.

Слышали о «золотых часах»? Ранний подъем вполне компенсируется прекрасным мягким светом и чудесными красками - равно как и закатный свет. А как Вам мысль о ночной съемке? Не взяли штатив? Эх… Используйте тумбы, перила, землю - уверяю, приспособиться вполне реально, не бойтесь длинных выдержек!

Еще одна катастрофа для туриста-фотографа - другие туристы. Вернее - толпы туристов. Огромные живые «змеи», ползущие от одной достопримечательности к другой.

Люди в кадре - безусловно - могут стать изюминкой - со своими эмоциями или колоритной внешностью, но чаще сотни любознательных гостей кадр подпортят. Есть ли выход? Конечно! Можно прийти рано утром, в безлюдье, а можно поставить камеру на штатив и сделать несколько дублей с одинаковыми параметрами. Будет чем заняться длинными зимними вечерами в фотошопе, собирая все эти дубли в один кадр, стирая людей… Не взяли штатив? Приходите утром!

К счастью, в специализированных фототурах этих проблем не возникает - всегда есть возможность поискать лучший ракурс, лучшую точку. Все маршруты продумываются именно с точки зрения фотографов. Да и в съемочные локации мы всегда приезжаем в идеальное для съемки время. Я специализируюсь на фототурах в Израиль - удивительную страну, очень фотогеничную и разнообразную по съемочным возможностям и тематике. Это и исторический Израиль, и религиозный, и современный. Здесь пустыни, леса, моря, древние города и хай-тек. Но где бы мы не снимали - главным остается все-таки сюжет снимка.

Прежде чем нажать на кнопку «пуск» - спросите себя - «о чем фотографии и что она расскажет». Здание? Живописный закат? Рыночные торговки? Пусть будет главный герой. Пусть будет настроение. Пусть будет Ваше собственное, личное ощущение от места, где Вы побывали. Детали, вывески, надписи, интересные лица - всё это добавит колорита Вашему альбому.

Ищите сюжеты, необычные ракурсы, хороший свет и Ваши фотографии станут интересными не только для вас.

Можно бесконечно разговаривать о съемке в путешествиях, но я хочу напомнить о самом важном - подготовке к поездке. Не поленитесь - напишите список необходимого! Флешки, запасные аккумуляторы, зарядное устройство, ноутбук, жесткий диск, кардридер, поляризационный фильтр - для солнечных стран это может быть актуально, салфетки для чистки оптики - в фотопутешествии нет мелочей! Важна даже обувь - она должна быть удобной и лучше в количестве двух пар (на «мокрый» случай).

Искренне желаю отличных фотографий из поездок!

Наталья Маруся Токарева,

преподаватель фотошколы «Мамарацци»,

лауреат национальной премии «Фотограф года»,

член израильского союза фотохудожников «Art Photo Group»

Фототур в Израиль в апреле 2013 года.

Собираетесь в путешествие? Хотите посетить красивейшие пляжи Таиланда, Карибского бассейна и т.д.? А может быть мечтаете увидеть «старушку» Европу? Неважно, куда вы хотите поехать. Важно в путешествии запечатлеть свои красочные воспоминания на фотографиях , чтобы дома показать своим близким и друзьям те места, где вы побывали, передать атмосферу этих городов.

Но бывает и так, что фотографии , которые вы сделали в путешествии , оказываются нечеткими и блеклыми, неинтересными и плоскими. Некоторые снимки вообще не передают тех эмоций, той атмосферы, которую вы бы хотели передать. А еще обиднее бывает, когда в самый неподходящий момент у вас сел аккумулятор. Если у вас в жизни такое бывало, то эта статья для вас. Прочитав наши советы, вы научитесь делать качественные и интересные снимки в путешествиях. Итак, начнем.

Держите камеру всегда наготове

Когда вы выходите из гостиницы, посмотрите, сколько заряда осталось в аккумуляторе и на сколько кадров хватит вашей флеш карты. Может быть, именно сегодня вы увидите какой-то неожиданный и интересный момент или сцену. Такое часто бывает.

Самые интересные и запоминающиеся кадры – это те, которых вы не ожидали. Рекомендуем вам взять в путешествие хотя бы пару запасных аккумуляторов к фотокамере. Также неплохо, если у вас в запасе окажется несколько флеш карт, или одна, но большого объема. А еще лучше, если вы захватите с собой специальное устройство для хранения фотографий . Оно называется «Фотобанк ».

Постарайтесь заполнить кадр только объектом съемки

Подойдите ближе к объекту съемки. Уберите все лишнее из кадра, тогда объект на снимке будет детализированным и акцентированным. Если вы хотите сфотографировать человека или животное, но так, чтобы не привлечь к себе внимания (тайно), используйте зум вашего объектива. Но здесь важно отметить, что самые качественные фотографии получаются при съемке с близкого расстояния.

Людей лучше всего снимать в то время, когда они чем-то заняты, например, делают какую-то работу, разговаривают или просто двигаются. При этом хорошо, если они вас не замечают. Они тогда ведут себя более естественно. Вам же не нужны на фотографиях люди с застывшими неестественными лицами, которые ждут, когда «вылетит птичка».

Если вы фотографируете событийные фотографии людей, удостоверьтесь, что они вас не замечают, и вы никак не привлекаете их внимания. Иначе лучше всего попросить разрешения их снять, так как нравы людей разных стран могут отличаться от ваших, и им фотосессия может не понравиться. Очень здорово получаются фотографии людей , когда они спокойно занимаются своим делом, а не смотрят напряженно в ваш объектив.

Старайтесь найти для объекта съемки равномерный, неяркий и неброский фон. Задний фон должен иметь как можно меньше деталей, которые отвлекают от основного объекта съемки, то есть фон должен быть не пестрым. Взгляд зрителя должен сосредоточиться на самом объекте съемки, поэтому, чем однороднее будет фон, тем лучше будет смотреться фотография.

Постарайтесь выбрать такую точку съемки , чтобы в кадр не попали ненужные детали фона. Если это сделать не удается, просто размойте фон, открыв диафрагму пошире (выберите малое значение диафрагмы). Тогда объект будет выделен на размытом фоне. Такой прием называется съемкой с малой .

Как правильно разместить объект съемки в кадре

Старайтесь при компоновке кадра не размещать главный объект съемки в самом центре кадра. В таких случаях ваш снимок будет казаться статичным и скучным. Вам нужно немного сместить объект съемки от центра в сторону. Такая компоновка придаст фотографии динамику и выразительность.

Есть в фотографии такое правило – . Оно означает, что вам нужно разбить мысленно изображение в видоискателе на три части по горизонтали и вертикали, чтобы получилось сетка, содержащая 9 квадратных областей. Теория фотографии гласит, что снимок получится более сбалансированным и произведет сильное впечатление на зрителя, если важные объекты съемки будут размещены в точках пересечения или по линиям этой воображаемой сетки.

Были проведены исследования, которые установили одну очень важную особенность нашего зрения – человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек пересечения линий этой сетки, а не центр изображения. Это и есть . Поэтому вы должны стараться располагать все важные объекты съемки, на которых вы хотите сконцентрировать внимание зрителя, в точках пересечения этих линий. А если вы снимаете пейзаж, то линию горизонта нужно расположить на одной из этих горизонтальных линий.

Оптимальное освещение объекта

Выбирайте всегда оптимальное освещение для объекта съемки. Это очень важно для того, чтобы ваши фотографии оказались четкими, ясными и красивыми. Для этого на матрицу фотоаппарата должно попасть достаточное количество света.

Лучшие условия для съемки - это естественное освещение днем (солнечный свет). Если на улице пасмурно, сумерки или света недостаточно (например, в помещении), включите все возможное освещение и, при необходимости, воспользуйтесь вспышкой. При съемке со вспышкой расстояние до объекта съемки не должно превышать дальность действия вспышки вашего фотоаппарата.

Дальность действия встроенной вспышки колеблется от 1 до 6 метров в зависимости от вашей модели фотокамеры. Уточните дальность действия вспышки в инструкции к вашему фотоаппарату. Если есть возможность, не пользуйтесь вспышкой. Дело в том, что при съемке со вспышкой фотографии получаются неестественными и менее красивыми. Из двух вариантов, или сфотографировать с рук, но со вспышкой, или без вспышки, но со штатива, выбирайте второй вариант.

Каждому жанру и объекту съемки подходит определенное освещение. Можно использовать рисунок теней во время съемки. Чаще экспериментируйте с различными источниками света – это могут быть фонари, лампы накаливания и люминесцентные лампы, а также свечи или естественный свет солнца или луны. Разнообразив свой опыт, вы будете получать очень интересные и завораживающие фотки.

Экспокоррекция

Если вы снимаете вечером на автоматическом режиме камеры, то есть вероятность получить слишком светлый кадр. Если хотите передать вечернее освещение, сделайте поправку экспозиции на одну-две ступени. При съемке объекта белого цвета, например, человека в белой одежде или белой машины, рекомендуем вам прибавить 1-2 ступени диафрагмы (примерно +1,5 EV).

Если вы фотографируете в пасмурную погоду , то снимок может получиться серым и невыразительным. Чтобы этого избежать, сделайте поправку экспозиции +0,5 - +1,5 EV. Можно сделать несколько фотографий с разной экспозицией и выбрать лучший. Не бойтесь экспериментировать!

Основные ошибки при съемке в путешествии

Многие люди, будучи на отдыхе, не придают особого значения композиции и качеству полученных снимков. «Времени мало, сняли, лишь бы успеть снять, а дома разберемся» - так думают они. Это большая ошибка, так как спешка главный враг фотографа .

Наиболее частые ошибки таких «горе-фотографов» - это «мыльные» фотографии, заваленный горизонт и неправильное размещение объекта в кадре.

«Мыльные» кадры (нечеткие снимки) получаются тогда, когда во время съемки произошло движение камеры. Даже если вы снимаете абсолютно неподвижные объекты, смазывание на фотографиях может появиться в результате дрожания руки при съемке. Такое дрожание больше скажется при съемке на большом фокусе и малом поле зрения.

По правилу, если снимаете с рук, то максимально возможная выдержка, которая не допустит «шевеленки» равняется обратному фокусному расстоянию в миллиметрах. Например, если вы снимаете на фокусе 300 мм – нужно ставить выдержку 1/500, либо 1/1000. В крайнем случае, можно попробовать снять на выдержке в 1/250 секунды. А вот 1/125 уже недопустима.

Что же делать, чтобы избежать шевеления камеры? Установите камеру неподвижно, например, поставьте ее на стол, на ступеньку или другой жестко закрепленный предмет. Но лучше всего использовать для этого дела штатив. Если вы счастливый обладатель зеркальной камеры, то можете выбрать себе небольшой походный штатив, а если у вас небольшая цифровая компактная мыльница, то можно обойтись и настольным, портативным штативом. Его размер и вес не будет слишком обременять вас.

Заваленный горизонт

Если на фотографии горизонт наклонен в сторону, это не украсит вашего снимка, поэтому его можно исправить в Фотошопе. Но тогда вам придется пожертвовать краем кадра. Лучше всего следить за правильным горизонтальным расположением камеры изначально во время съемки.

Смотрите, чтобы горизонт был ровным. Если в фотоаппарате есть такая возможность, включите сетку третей. Она поможет вам сориентироваться по горизонтальной плоскости. Если в фотокамере нет такой функции, но отображаются в видоискателе точки фокусировки, можете ориентироваться по горизонтальным симметричным точкам.

Граница кадра

Следите за границами кадра внимательно. Бывает, что вертикальные объекты (деревья, люди во весь рост, высокие здания, башни) не попадают целиком в горизонтальный кадр. Тогда поверните фотоаппарат так, чтобы кадр стал вертикальным, убедитесь, что объект съемки не обрезан по краям и попадает в кадр целиком. Чтобы увеличить или уменьшить объект в кадре, воспользуйтесь зумом вашей камеры. Если зума нет, можете подойти поближе или отойти подальше от объекта съемки.

Конечно, бывают случаи, когда вам не нужно, чтобы объект полностью входил в кадр. Можно сфотографировать часть объекта, фрагмент здания и так далее. Все зависит от вашей задумки. Может быть, именно какой-то одиночный фрагмент представляет больший интерес, чем весь объект в целом. Не допускайте пустоты в кадре, избегайте лишних и посторонних предметов вокруг главного объекта съемки. Если нет возможности поместить весь объект целиком в кадр и некуда отойти, можно сделать несколько перекрывающих кадров, которые дома без труда можно склеить в графическом редакторе, чтобы получить панораму.

И самое главное. Чаще фотографируйте . Чем больше вы будете уделять времени фотографии , тем быстрее вы станете опытным фотографом , а ваши снимки будут все интереснее и качественнее. Удачных вам снимков!

Loading...Loading...