Голова каркасной куклы. Самодельные куклы из проволоки своими руками

"1 этап
Рассаживаемся по партам, у нас первый мастер-класс.
Надеюсь, что все мы не совсем новички (давайте, хотя бы будем так считать в нашем тесном кругу ламеров)) и рассказывать о том, какие бывают куклы, материалы и основные технологии их изготовления, не придётся.
Мы все уже кое-что умеем, ручки у нас золотые, головушка варит, инженерная мысль работает, а уж таланту и художественного вкуса нам вообще не занимать)))
Поэтому просто-напросто без лишних экивоков начинаем делать куклу))
Так как каждый из нас любит "свой" материал, у каждого свои наработки по изготовлению куклы, своя схема, то я не навязываю свой вариант, а просто-напросто рассказываю как Я это делаю
Создание куклы по стадиям примерно таково
(кукла классическая, небольшая, из пластического материала, в одежде, с волосами, на подставке):
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
- головы
- кистей рук
- остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
- лица
- остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали

Все эти пункты не обязательно идут строго в таком порядке, каждый начинает делать куклу с того элемента, который побудил его к этому (Дима ПЖ, впрочем как и многие другие, признается в том, что начинает работу над куклой с лепки головушки, именно эта часть помогает ему сразу увидеть всю куклу целиком, её образ, её идею). Многие пункты идут параллельно, многие просто-напросто отсутствуют (кукла может быть без подставки, без одежды и волосиков, может быть не раскрашена, то есть вариантов много, но мы рассмотрим максимальное количество пунктов, чтобы в дальнейшем у нас была возможность варьировать их).

2 этап: КАРКАС
Как многим кажется каркас – простая конструкция, безо всяких подводных камней. Но, сделав уже третью куклу, начинаешь понимать, что именно каркас – основа куклы, и от недочётов в его конструкции идут дальнейшие проблемы. Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле, о том волшебном образе, что завис у вас перед глазами и снится вам ночами)))Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем....

Поэтому к каркасику, к этому проволочному скелетику куклы нужно подойти со всей ответственностью.

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Я перепробовала уже немало проволок и пока остановилась на двух вариантах. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не крошечка и обычные медные, алюминиевые проволочки не покатят.

Первый вариант: так называемая "вязальная" проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм, состав её я не очень понимаю, но по всей видимости это сплав стали и какого-то гибкого металла. В итоге она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
- Сейчас у меня эта проволока закончилась и я взялась за другой вариант: медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем ваш скелетик. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, заматываем со всей дури, потому что если проволочные ручки-ножки будут у вас шевелиться на том месте, где они впоследствии будут облеплены пластическим материалом, то он потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман вами со всей силы вашей инженерной мысли. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище))) Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу. Продумать сразу всё так, чтобы область таза была тяжелее, чем голова. А также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно головушка не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом). В принципе все эти приёмы известны и нормальный человек чувствует как нужно сделать, чтобы всё было крепко и устойчиво. Подвешенные и сидячие куклы также делаются в соответствии с вашим чувством гравитации и притяжения земли и конкретных советов тут дать нельзя.

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво и я свободно вздыхаю и иду дальше. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol). Каркас, без сомнения можно делать более сложным, приближаясь вообще к человеческому скелету: сделать грудную клетку, тазовые кости, черепушку выстроить. Но пока что я не чувствую такой необходимости в этом, наращенное ватное тельце восполняет эти человеческие объёмы.

Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной

по поводу центра тяжести:
я дополнительно утяжеляю ступни ног (в случае, когда обе они являются опорой) и "область таза" при помощи наматывания на каркас свинцовых полосок..
полоски получаются путём расплющивания рыболовных грузиков..
если композиция позволяет, то немного свинца можно спрятать в каком-нибудь противовесном аксессуаре, чтобы придать устойчивость..

проволка у для каркаса: медь - кабель 2,5 мм
подумываю не обдирать изоляцию, но не знаю, чем это может грозить
2 этап: КАРКАС (кисти рук)
Не так страшен чёрт, как его малютка))
На самом деле красивые и изящные кисти рук делать довольно просто. Главное набраться терпения и аккуратности.
Красивые и прочные пальчики получатся если вы правильно сделаете каркас для них.
В моём варианте я не леплю кисти рук, я не люблю делать сжатые пальцы, кулачки и жменьки. Я люблю красивые жесты, эффектные изгибы пальцев и ладони, как в индийских танцах)))

Материал для каркаса такой: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны. То есть если у вас есть какая-то похожая проволочка из других мест обитания, то она тоже подойдёт. Главное, чтобы она была тонкая и очень прочная. У меня здесь даже не просто стальная проволока, а с латунным покрытием, что делает её немного потолще и попрочнее (тоже из хоз.магазина). На вид может показаться, что проволока чересчур тонкая, но после покрытия её слоем ПВА, затем слоем краски, а кое-где и пластическим материалом придётся пройтись – пальчики становятся самых идеальных размеров.
Для толстых пальчиков такой каркасик тоже легко подойдёт, только придётся нарастить пластическим материалом побольше. Крепость гарантирована!

Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и "резиновость" пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.



в результате дальнейшей работы

ПВА жидкий и если сразу его наносить он будет стекать уродливыми каплями. Нанесите, подождите пока он немного загустеет и снова размажьте.
После высыхания ПВА становится прозрачным. Куклу сверху всё равно приходится красить акрилом при той технологии, что у меня получается. Фарфоровый эффект получается из-за лака.
Красит поверх ПВА можно смеью ПВА и гуаши нужного цвета (оттенка). Этап 3: наращивание тельца
На самом деле этап наращивания тельца и этап лепки головы (ручек-ножек и других открытых частей тела) может меняться местами, но в моём варианте наращивание тельца идёт первым.

Тушку я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем "Момент", где нужна особая точность в формировании силуэта (очень удобна "резиновость" этого клея и способность к быстрому высыханию). Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.
Вообщем-то это всё, что я могу сказать по этой теме)))Есть много способов делать тушку куколки: можно шить по выкройке (думаю, это очень интересный способ, но он более уместен при создании больших кукол, а также требует умений в кройке и шитье))); бывает вместо ваты и синтепона используют поролон, но поролон недолговечен и грубоват; также можно делать целиком куколку их пластичного материала, пусть даже он и не будет виден под одеждой.
Хочу пояснить, что данная обмотка годится для куклы, из самоотвердевающего на воздухе пластика. Если вы будете запекать куклу в духовке, то основу нужно делать из скомканной фольги. Но вообщем-то там и технология изготовления куклы несколько иная: голова и ручки-ножки на каркасе не закреплены и их удобно снимать-одевать.

4 этап: лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)
Следующим этапом, после этапа наращивания тушки, будет лепка головы и других открытых частей тела.

Напоминаю, что так как этот мастер-класс я даю от своего имени, то технология изготовления куклы может сильно отличаться от других, виденных вами. Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении))), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение, признаюсь сразу, лично у меня его не хватает до конца))))Вот у Лопусовой-Томской идеально отшлифованные личики, аки фарфоровые, но она же не придёт и не расскажет нам, как она этого добивается, так что сидим и дальше в неведении)))но думаю, всё достигается терпением и ещё раз терпением...
Другие пластические материалы лично я не слишком исследовала, поскольку признаюсь, что лепить я не люблю и липнущие к рукам эфапласты и фимошки не перевариваю физически)))Но может быть кто-то поделится своими наблюдениями за этими и другими пластическими материалами.

Результат видно на фотографии.

Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Но тут уж – дело вкуса))Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу. поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:

Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо. Вариантов – тыщща))))

Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова:

Примеряем тряпочки, формируем примерный силуэт, подбираем цветовую гамму и далее шьём костюмчик, исходя из ваших фантазий. Могу сказать, что итоговый результат лишь процентов на пятьдесят напоминает то, что в голове было изначально. Одежду я шью прямо на кукле, ни снять, ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.

волосы я делаю из ниточек всяческих...попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных (тож купила в парикмахерском магазе), и те, что для дредов тоже попробовала. Но не катит!!из-за того что кукла чертовски декоративна – реальные волосы никак не ложатся!выглядят чужеродно. А вот ниточки очень в тему. Были у меня запасы разных ниточек, да все поиссякли и я рыскала по магазинам тряпошных в поисках подобных, но всё не находила, а тут случайно забрела в магазин ВИП-тряпочек и увидала там идеально подходящие верёвочки, что я чуть не упала рядом со стойкой и цвета-то всё какие роскошные!но из-за того что магазин ВИП, то и цена соответствующая, хотя нитки такие используют чуть ли не для плетения сеток рыболовных, настолько они примитивные, а тут! и вот я хожу и давлю в себе жабу, чтобы, задавив, всё таки осчастливить себя)))(чё-то я разболталась))))

А лак – немецкий фирмы Nerсhau (логотип у них со слоником разноцветным с щёточкой на хвосте), называется по русски шелковисто-матовый прозрачный акриловый лак (Klarlack seidenmatt), очень такой приятственный!
фисташковый хоть и сохнет быстро, но липкость у него ещё на месяц!!!

высота 50 см
паперклей (кукла), папье-маше и гипсокартон(подставка), проволочки, бусинки, ткани и ленточки (одежда)

По созданию текстильной куклы на проволочной основе. Благодаря такой основе, кукла может принимать практически любую позу. У меня получилась кукла-мечтательница. Нежное платье, теплые гольфы и кофта, а также книга - это то, что нужно для юной мечтательницы!

Материалы и инструменты:
- проволока;
- коричневый джут;
- атласные ленты;
- белая и синяя пряжа;
- вата;
- ножницы;
- вязальные спицы;
- моментальный клей;
- клей-карандаш;
- бежевые, голубые и белые нитки;
- игла;
- бежевая ткань;
- белый тюль;
- цветные карандаши;
- краски по ткани;
- тонкая кисть;
- белый лист бумаги;
- кружево;
- полубусины.


Шаг 1. Каркас. Из проволоки делаем основу - туловище, руки, ноги, шея. Шею лучше делать с запасом, т.к. к ней мы будем присоединять голову. Длина всей конструкции - около 27 см.

Шаг 2. Обмотка джутом. Теперь будем обматывать джутом нашу основу. Сначала обмотаем весь каркас в один слой, затем продолжаем обмотку, придавая естественный вид человеческого тела.

Шаг 3. Делаем "кожу". Берем бежевую ткань и обшиваем куклу. Для этого вырезаем детали по форме тела. Затем прикладываем и примеряем, обрезаем лишнее. Теперь просто обшиваем куклу тканью, как манекен. Сшить детали отдельно, вывернуть и "одеть" на куклу не получается, т.к. мы придали ей формы реального человека. Такой способ подойдет лишь для кукол-примитивов (руки и ноги одинаковой толщины по всей длине).

Шаг 4. Голова. Займемся головой нашей куклы. Берем вату, "распушаем" ее, затем придаем форму головы. Обтягиваем ватную основу бежевой тканью и туго завязываем нитью сзади.

Шаг 5. Лицо. Приступаем к рисованию лица. Тонкой кистью аккуратно рисуем лицо красками по ткани. Лучше нарисовать его сначала на бумаге, а потом срисовывать на заготовку. Одно неверное движение и получиться нечто ужасное (у меня получилось со второго дубля; первым вариантом только пугать слабонервных людей). После того, как краска высохнет, ножницами проделываем отверстие на затылке под узлом, верхнюю часть шеи смазываем моментальным клеем и продеваем в отверстие. Устанавливаем голову, откладываем для высыхания клея.

Шаг 6. Волосы. Для изготовления волос нам понадобятся широкие атласные ленты. Отмеряем нужную длину и режем ленту на отрезки. Их должно быть не менее 7-8 штук, иначе волосы будут слишком жидкими. Один край каждого куска намазываем моментом, ждем высыхания, затем отрезаем ножницами боковые части лент и распускаем их.


Шаг 7. Прикрепление волос. Теперь приклеиваем пряди волос к голове куклы. Клеим в нужном направлении в зависимости от прически. Я приклеила еще и ленточку-ободок.

Шаг 8. Гольфы. Начинаем одевать нашу куклу. Из белой пряжи вяжем гольфы. Количество петель и рядов зависит от размера ног куклы и от толщины пряжи. Опытным вязальщицам известно, что сначала нужно связать образец (набрать 10 петель и связать несколько рядов). Прикладываем образец к кукольной ноге и рассчитываем нужное количество петель. Книзу нога тоньше, поэтому, по мере надобности, убавляем петли.

Гольфы зашиваем прямо на кукле.

Шаг 9. Платье. Из тюля и ленты шьем платье. Сначала отмеряем ткань для топа - это будет прямоугольный отрезок. Зашиваем его снова на кукле, чтобы хорошо сидел. Для подола платья, отмеряем длинную полоску нужной высоты. Стягиваем с помощью иголки и нитки, делая складки и придавая пышность. Пришиваем подол к топу, затем сшиваем сзади. На поясе завязываем ленту. Платье готово!

Шаг 10. Кофта. Для того, чтобы вид куклы был уютным, свяжем ей кофту. Снова воспользуемся образцом и, произведя нехитрые вычисления, вяжем детали кофты - спинку, передние полочки и рукава.

Шаг 11. Сборка кофты. Готовые детали кофты сшиваем и одеваем готовую вещицу на куклу.

Шаг 12. Книжные листы. Теперь приступим к книге. Из Картона вырезаем обложку, сгибаем в нужных местах. Также вырезаем листочки, но немного меньшего размера, сгибаем их пополам. Составляем из листочков несколько книжечек и прошиваем их по центру.

Шаг 13. Переплет. Складываем книжечки вместе и, подцепляя нити, скрепляем их.

Шаг 14. Обложка. Украшаем обложку книги. Я использовала картинку от конфет, кружево, полубусины и гель с блестками.

Шаг 15. Сборка книги. Используя клей-карандаш, приклеиваем книгу к обложке. Чтобы кукла не смотрела на чистые листы, я написала цветными карандашами в книге афоризмы о любви, дружбе, счастье и волшебстве.






Вот такая получилась у нас куколка!

Каркасная кукла своими руками .

"1 этап
Создание небольшой куклы с волосами из пластического материала по стадиям примерно выглядит так:
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
- головы
- кистей рук
- остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
- лица
- остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали
Необязательно все делать вименно в этом порядке - на Ваше усмотрение.

2 этап
Делаем каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы, поэтому к этому пункту необходимо подойти очень ответственно! Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле. Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем…

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не совсем маленькая и обычные медные, алюминиевые проволочки не подойдут.

1 вариант - так называемая «вязальная» проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм - она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
- 2 вариант - медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем скелет куклы. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, потому что если проволочные ручки-ножки будут подвижны. материал который Вы нанесете сверху потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище:). Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу, а также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом).

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol).




Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной.

3 этап
Руки - делаем каркас: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны.
Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и «резиновость» пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.








Что получится в дальнейшем:

ПВА жидкий и если сразу его наносить он будет стекать уродливыми каплями. Нанесите, подождите пока он немного загустеет и снова размажьте.
После высыхания ПВА становится прозрачным. Куклу сверху всё равно приходится красить акрилом при той технологии, что у меня получается. Фарфоровый эффект получается из-за лака.
Красит поверх ПВА можно смеью ПВА и гуаши нужного цвета (оттенка).
Этап 4
Наращивание тельца - я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем «Момент», где нужна особая точность в формировании силуэта. Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.



5 этап - лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)
Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение.
Результат видно на фотографии.

Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу, поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:


Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо.
Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова.
Одежду я шью прямо на кукле, ни снять, ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.
Волосы я делаю из ниточек всяческих… попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных, и те, что для дредов тоже попробовала. Но из-за того что кукла декоративна – реальные волосы никак не ложатся - выглядят чужеродно.
А лак – немецкий фирмы Nerсhau (логотип у них со слоником разноцветным с щёточкой на хвосте), называется по русски шелковисто-матовый прозрачный акриловый лак (Klarlack seidenmatt), очень такой приятственный!
фисташковый хоть и сохнет быстро, но липкость у него ещё на месяц!!!


Смотрите другие мастер-классы в этом разделе.

Каркасная кукла - это оригинальная игрушка, которая станет идеальным дополнением частной коллекции или украшением помещения. Стоимость таких игрушек достаточно высока, некоторые экземпляры вообще выполняют под заказ. Можно сделать куклу самостоятельно, проявив навыки к рукоделию, фантазию в создании образа, получив удовольствие от процесса. При этом экономится бюджет семьи.

Изготовление «скелета» игрушки

Каркасная кукла - это игрушка, основа которой изготовлена из гибкого материала. Зачастую для этих целей используется проволока, так как она прочная, хорошо гнется, легко деформируется, принимает необходимую форму.

Умудренные опытом мастера в своих работах используют не любую проволоку, а определенного вида. Удобно работать с медной, алюминиевой и стальной. Зачастую подбирают материал с диаметром в 4 миллиметра. Данный параметр может увеличиваться в зависимости от потребности в жесткости каркаса и величины куклы.

Для укрепления общего каркаса иногда переплетают несколько проволок между собой. Чтобы слишком не перегружать «скелет» проволокой, стоит укреплять несколькими переплетами лишь наиболее функциональные участки: ноги, руки, само туловище.

Определившись с размерами, следует отрезать два одинаковых куска проволоки, из которых будут формироваться ноги, туловище и голова. Отмерив длину ног, можно начинать скручивать заготовки. Место скрутки - это туловище. Дойдя до участка положения рук, требуется взять третий кусок проволоки и переплести с заготовкой. После выполнения скелета под руки из основных полосок проволоки следует продолжать формировать шею и в виде петли голову.

Существуют и другие техники формирования каркаса из проволоки. Каждый мастер подбирает тот вариант, с которым наиболее проще работать. Опытные умельцы делают туловище подвижным и гибким, соединяя все части тела игрушки с помощью петель.

Какой материал подойдет для отделки туловища

Когда «скелет» игрушки готов, можно приступать к изготовлению туловища. Здесь существует масса вариантов, которые предполагают применение той или иной техники выполнения,в зависимости от выбранного материала.

Туловище каркасной куклы может изготовляться из следующих видов материалов:

  • Полимерная глина подойдет для тех мастеров, кто обладает навыками лепки. Изделие из полимерной глины будет прочным, но не гибким.
  • В работе используются текстиль и синтепон, процесс происходит по аналогу создания мягкой игрушки: шьется основа, которая набивается мягким материалом.
  • Металлический каркас можно обвязать с помощью крючка или спиц. Создание аналогично работе с текстилем.
  • Туловище, изготовленное в технике папье-маше, точно повторяет все линии человека, но остается слишком хрупким.
  • С помощью техники, благодаря которой создаются куклы-мотанки, можно легко создать тело. На каркас наматываются нитки, полоски ткани, ленты.
  • Формирование основы с помощью ваты и паперклея. Вата используется для создания объема, а паперклей фиксирует мягкую основу.

Иногда сочетаются несколько техник в одном изделии, каждый элемент тела куклы создается из определенного вида материала.

Дизайн формируется с помощью мелочей: цвета куклы, одежды, прически, украшений. Но общий образ требуется продумать изначально, при выборе темы. Самым популярным вариантом каркасных кукол является Коломбина, которая имеется в любой коллекции уважающего себя коллекционера.

Не менее интересны Арлекин, клоун, цыганка, кукла в готическом стиле. Более романтичными и светлыми образами являются: фея, ангел, девочка в легком платье, эльф и другие сказочные герои.

Выполненные своими руками каркасные куклы могут иметь любую тематику и дизайн, который подходит мастеру для довершения коллекции. Чтобы изделие получилось ярким, запоминающимся и оригинальным, стоит особое внимание уделить костюму, позе и раскраске лица.

Секреты относительно деталей

В любом изделии, которое выполняется вручную, важно продумать детали и мелочи внешности. Для лучшего понимания процесса создания уникальной игрушки полезно ознакомиться с мастер-классами. В каркасных куклах профессионалы большей частью акцентируют внимание зрителя на изготовлении волос, глаз, ресниц, бровей.

Мастера утверждают, что тяжелее всего сделать глаза. Есть несколько вариантов подготовки данного элемента: купить готовые детали из пластмассы, стекла, керамики либо самостоятельно сделать глаза для куклы: из прозрачных бусин, путем рисования на материале, с помощью вышивки.

Ресницы и брови формируются несколькими способами. Чаще всего эти детали внешности у куклы делают из накладных ресниц. Используются волоски натурального меха. Если кукла изготовляется в игривом стиле, то ресницы делают из распущенной тесьмы.

Чтобы кукла выглядела более естественно, лучше использовать натуральные или синтетические волосы. В специальных отделах можно купить заколки, шиньоны, пряди. Реже используются распушенные нитки, разъединенную на волокна парчу. Этот вариант отдалит куклу от сходства с человеком.

Что необходимо для вязания куклы крючком

Создать каркасную достаточно просто тем, кто умеет вязать. Таким изделием можно украсить интерьер, подарить его либо использовать для игр.

Чтобы воплотить задумку в жизнь, стоит подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • Для создания туловища подойдет Рекомендуется выбирать бежевые, белые, персиковые и розовые тона.
  • Для подвижного крепления рук и ног понадобятся пуговицы.
  • В соответствии с диметром нити подбирается номер крючка.
  • Если детали туловища будут сшиваться, то потребуются шелковые нитки, игла.
  • Катоновая пряжа подойдет для изготовления волос.
  • Бусины и несколько цветов мулине станут актуальными при создании лица.
  • Любые нитки для вязания - необходимы для наряда.
  • Декоративные материалы: ленты, капрон, пуговицы.
  • Подготовленный каркас из проволоки.
  • Наполнитель для создания объема.

Вяжем небольшую куклу крючком без отрыва

Самым простым вариантом для новичков станет выполненная крючком каркасная кукла (описание процесса по тексту ниже). Изделие вяжется целиком без соединения деталей. Высота игрушки будет составлять примерно 15-18 сантиметров.

Для создания каркасной понадобятся следующие материалы:

  1. 50 грамм хлопковой пряжи бежевого цвета.
  2. Крючок № 3.
  3. Синтепон.
  4. Проволока с поперечным сечением 2 миллиметра.
  5. Длинные шпажки.

Приступаем к работе: вяжем каркасную куклу крючком

Мастер-класс по изготовлению заключается в описании порядка действий. Начинать нужно с вывязывания определенных частей тела, лучше - с рук. Схема относительно начала работы:

  1. Сформировать кольцо амигуруми из 6 столбиков без накидов.
  2. Во 2-м ряду увеличить количество петель на 2 столбика без накида.
  3. 3-й и 4-й ряды вяжем по заданному алгоритму.
  4. 5-й ряд: 1 столбик без накида, 2 столбика с накидом провязать в 1 петлю, 6 столбиков без накида.
  5. 1 столбик с накидом, произвести убавление и провязать 5 столбиков без накида.
  6. Еще раз убавить петли и провязать 5 столбиков без накида.
  7. 3 ряда вязать 6 столбиков без накида.
  8. Столбик без накида, прибавить, 4 столбика без накида.
  9. 2 ряда вязать полученные 7 столбиков без накида.
  10. 2 столбика без накида + прибавка + 4 столбика без накида.
  11. 14 рядов вязать по 8 столбиков без накида в каждом ряду.

Вяжем ноги

Теперь для вязаной каркасной куклы нужно изготовить ноги:

  1. Начинается работа с правой ноги.
  2. Первый ряд такой же, как и для рук.
  3. Прибавка в 3-х последующих рядах по 1 столбику без накида.
  4. Вязать 3 ряда по 9 столбиков без накида.
  5. Провязывая по 4 столбика без накида, 4 раза поворачивать работу.
  6. В следующем ряду, убавив после столбика без накида, 1 петлю вязать по кругу.
  7. Прибавлять столбики, пока не получится 12 петель.
  8. В каждом последующем ряду убавлять столбики, пока не получиться 9 петель.
  9. Провязать 6 рядов так.
  10. Прибавить 1 петлю.
  11. 2 ряда вяжется 10-ю петлями.
  12. Прибавить 2 петли = 12 петель.
  13. 7 рядов вязать 12 столбиков без накида.
  14. Убавить столбик.
  15. Еще раз убавить столбик.

Для создания колена стоит произвести плавное убавление петель до 10, а потом снова постепенно восстановить начальное количество. Для создания форм бедер, лучше никаких убавлений/прибавлений не делать.

В процессе сборки туловища и ног будет точно видно, где убавить, а где увеличить количество рядов. Иногда такая коррекция "на глаз" просто необходима, потому что вязание зачастую имеет разную плотность.

Вяжем туловище и голову

Каркасные куклы амигуруми вязать очень просто, если придерживаться схемы. Следующим этапом станет изготовление туловища:

  1. К первой воздушной петле присоединяется одна нога, потом вяжется 11 столбиков без накида, прибавить 3 столбика. Сделать воздушную петлю, которая является основой для второй ноги. Еще 3-и прибавления и опять провязать 11 столбиков. Замкнуть круг.
  2. Прибавлять в каждом последующем ряду по одному столбику, пока в сумме не получиться 19.
  3. Вязать 12 рядов с количеством столбиков 19.
  4. Далее присоединяются руки по той же схеме, что и ноги.
  5. В каждом ряду происходит 2 раза убавление.
  6. При переходе к шее должно остаться всего 5 столбиков.

Не отрываясь от туловища, стоит начинать вязать переход для головы:

  1. В четырех последующих рядах прибавлять по 5 столбиков.
  2. 11 рядов вязать по 40 столбиков без изменений.
  3. Убавить 4 столбика, и в 4-х последующих рядах по 6 столбиков.
  4. После того, как останется 12 столбиков, стоит произвести еще одно сокращение, чтобы осталось 6 столбиков.

Собираем изделие

Для опытного мастера каркасная кукла крючком изготовляется без швов, если вязка производится крючком или спицами. В процессе происходит последовательная сборка, посредством присоединения деталей тела на воздушные петли.

На вязаных куклах глаза и другие черты лица обычно вышивают. «Волосы» продеваются с помощью крючка. Дальше изготавливается наряд и производится декорирование. Вязаной кукле подойдет наряд с текстильными элементами.

Создание костюмов и вспомогательного инвентаря

Готовую каркасную куклу нужно красиво одеть. Порой изготовление костюма по времени длится дольше, чем создание самой куклы. Шить костюмы можно вручную или на швейной машинке.

Некоторые мастера шьют наряд прямо на кукле. Это устраняет массу проблем:

  • Наряд точно будет соответствовать размерам куклы.
  • Процедура изготовления упрощается и ускоряется.
  • Если надевать отдельно пошитые элементы, то можно повредить куклу.

Существует масса вариантов и дизайнерских решений для создания нарядов. Срезы могут отделываться лентами, кружевами, тесьмой, порчей - все зависит от дизайна самой куклы.

Каркасная кукла - это кукла с мягким тканевым телом на гибком проволочном каркасе с лепными головой, руками и ногами. Сделать её не так сложно. В этом мастер-классе я подробно покажу и объясню, как и из чего сделать хороший проволочный каркас, какой тканью его лучше обтянуть, что можно использовать в качестве наполнителя, как правильно и надежно присоединить слепленные голову, руки, ноги.

Материалы для изготовления каркасной куклы

Для создания собственной куклы на гибком проволочном каркасе вам потребуются следующие материалы:

  • проволока для каркаса (желательно - медная, но можно и любую другую взять);
  • синтепон для придания объемов телу;
  • трикотажная ткань для обтяжки тела куклы;
  • нитки, иголки и булавки - так как нам придется шить;
  • уже слепленные, высохшие и покрашенные голова, ручки и ножки куклы;
  • инструменты: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы.

Основа каркасной куклы - гибкий каркас из проволоки. Для его изготовления лучше брать прочную проволоку. Я взяла медную проволоку толщиной 4мм в оплетке . Если не удастся добыть медную проволоку, то и алюминиевая подойдет, и даже стальная. Толщина используемой проволоки зависит от величины создаваемой куклы. Чем крупнее кукла - тем толще и прочнее должен быть для нее каркас. Моя кукла будет высотой 35см, поэтому я использую проволоку диаметром 4мм. Этого будет вполне для нее достаточно. В некоторых местах для дополнительной прочности каркаса проволока используется в два (и более) сложения и переплетается. В работе с проволокой лучше использовать кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Поберегите пальцы! Обмотка каркаса должна быть тугой и прочной, каркас - устойчивым. Проволока не должна "расползаться". Чем лучше будет скручен каркас - тем прочнее получится кукла. Мои куклы на проволчных каркасах могут даже самостоятельно стоять.

Кукольное тело я обтягиваю хорошо тянущимся трикотажем. Совет для начинающих кукольников: лучше брать трикотажную ткань, которая при натяжении не пускает "стрелок" от обрезанного края. С такой тканью работать гораздо удобнее, не придется латать многочисленные "стрелки". Как это проверить? Потяните посильнее обрезаный край в разные стороны. Если край пошел стрелками - такая ткань не подойдет.

Итак, приступаем к созданию куклы.

Я разбила весь процесс работы над куклой на несколько этапов:

Процесс создания каркасной куклы

Создание чертежа и проволочного каркаса куклы

Сначала рисуем схему-чертеж. Это нужно для того, чтобы сделать каркас точно под задуманную фигуру. Ведь в случае с каркасной куклой каркас из проволоки выполняет ту же роль, что и позвоночник у человека. Заодноопределяем пропорции будущей куклы. Будет она у нас похожа на человека, или это будет какое-то неизвестное науке существо со своими особенностями.
Затем по получившейся схеме выкладываем как показано на фото кусок проволоки и обрезаем его. Это наш "образец". Выпрямляем полученный образец и отрезаем еще три таких-же куска проволоки. У нас должно получиться 4 равных отреза проволоки. Теперь начинаем складывать и скручивать каркас.
Берем два куска ранее отрезанной проволоки, и начинаем их скручивать между собой. Скручивать проволоку надо плотно и достаточно туго. Каркас желательно сделать попрочнее, от этого зависит, как долго она вас будет радовать в дальнейшем.
Фотографии стадий создания кукольного проволочного каркаса.
Это будет кукольное туловище.
"Намечаем" руки и ноги. Предполагаемые бедра лучше оплести проволокой два или три раза, чтобы были прочнее и толще.
Туловище тоже лучше обмотать проволокой несколько раз. Прочнее будет.
То же касается рук от плеча до локтя.
Дополнительная оплетка укрепит место соединения рук с туловищем,.
Формируем основу "грудной клетки". Так нам будет потом легче моделировать фигуру куклы.
Проволочный каркас для нашей куклы готов. Теперь надо придать ему необходимый объем и толщину. Делается это с помощью синтепона.

Формирование кукольной "фигуры" на проволочном каркасе

Перед тем как начать формировать кукольную фигуру необходимо порезать имеющийся синтепон длинными полосами-лентами. Ширина полос зависит от размеров куклы. Чем крупнее кукла - тем шире могут быть полосы. Для моей куклы высотой 35 см я делала полосы шириной 2-3см. Прежде чем резать ленты из синтепона, необходимо проверить, в какую сторону он тянется лучше и быстрее рвется. Ленты следует кроить поперек этой слабой стороны. Так они получатся прочнее и можно будет делать намотку более плотно. Обматывая проволчный каркас держим синтепоновую ленту с натяжением. Кукольное "тело" должно получиться плотным. Какой толщины делать обмотку? Это зависит от того, какая фигура должна быть у вашей куклы. На стройную потребуется меньше синтепона, на пухленькую толстушку, соответственно, больше. В начале обмотки кончик синтепона закрепляем будавкой, которую потом можно будет вытащить. Начинать обматывать кукольный каркас лучше всего с конечностей, с рук или ног. На "теле" закрепляем остающиеся "хвосты". Само тело обматываем самым последним.
Обматывая руки и ноги каркаса не забывайте оставлять проволочные "хвостики". К ним будем крепить лепные детали!
Обматывая каркас синтепоном мы формируем фигуру будущей куклы. Ее можно сделать пышной или худенькой. Если вы делаете человекоподобную куклу, то при формировании ее фигуры можно подглядывать в анатомический атлас (или на фото моделей в купальных костюмах). Если это "неизвестный науке зверь", то тут все зависит от вашей фантазии.
У меня получилось вот такое тело. Вернее - почти получилось. Потому что теперь его надо обшить трикотажем.

Завершающий этап формирования тела куклы на каркасе - обшивка трикотажем

Какой трикотаж лучше брать для куклы? Цвет зависит от вашей задумки. А про способность "пускать стрелки" я уже упоминала. Моя кукла - человек, но ее тело не будет видно под одеждой, поэтому я к цвету ткани не придиралась и просто взяла то, что попалось под руку. Мне попался светлый трикотаж.

Прежде чем начать вырезать из трикотажа лоскут для обшивки кукольного тела необходимо проверить, в какую сторону ткань тянется лучше.Относительно проволочного каркаса ткань должна хорошо растягиваться сверху-вниз, и плохо тянуться вширь. Это нужно для того, чтобы кукольное тельце получилось максимально тугим. Кладем "тело" на трикотаж, проволочной "шеей" очень аккуратно протыкаем в ткани дырку, но не разрывая, а раздвигая волокна. Если допустить разрывы волокон, можно получить "стрелки" в изобилии, которые будет потом очень проблематично зашить.

Отмеряем необходимый по величине кусок, отрезаем все лишнее. По вертикали отрез должен доходить до середины кукольных бедер.

Так как трикотаж отлично тянется именно "сверху вниз" по "росту" тушки, мы его будем старательно натягивать при обшивании кукольного тела и дотянем как раз до конца ног. Длина ткани для обшива кукольного тела так же зависит от того, какую часть ног вы собираетесь лепить. Только стопы, или почти до колена.

Перед тем как начинать шить, натягиваем ткань и обкалываем фигуру булавками по силуэту, делая отступ от края. Лишнее отрезаем и сшиваем швом "через край", постепенно избавляясь от булавок.
Шов делаем аккуратный, как можно мельче и плотнее. И вот у нас уже получилось кукольное тельце.

Как крепить руки, ноги и голову каркасной куклы?

Теперь поговорим о лепных частях. Я решила лепить кукольные ножки почти до колена, а руки - по локоть. Вот на фотографии ноги. Присмотритесь: в центре каждой детали есть отверстие для проволоки.

А по краю каждой лепной детали, которая будет соприкасаться с "тельцем", сделана довольно глубокая ложбинка. По этой ложбинке будем крепить ткань тельца. Чем глубже ложбинка - тем лучше удастся обшить стык тканью и спрятать "крепление".

Чаще всего для каркасных кукол мастера делают голову сразу на шее, жестко скрепляя их. Иногда к шее "добавляют" плечи, если это, например, будет дама в вечернем платье с декольте. В этом случае голову закрепляют на каркасе по той же схеме, что и руки с ногами. Я решила немного усложнить себе задачу и слепить часть торса, чтобы можно было одевать куклу в распахивающуюся на груди рубашку. Грудную клетку с шеей я сделала в виде объемной накладки на каркас, которой попыталась придать некие анатомические человеческие черты. Чтобы кукла крутила головой я слепила голову отдельно от шеи, а крепление головы к телу устроила наподобие крепления у шарнирных кукол. Сделала в шее аккуратное отверстие, через которое прочной резинкой соединила голову с торсом.

Голова у моей куклы полая, глаза можно вставлять изнутри и периодически менять (по аналогии с БЖД). Черепная коробка сделана с крышечкой. Голова соединяется с грудной клеткой и проволочным каркасом с помощью резинки. Под грудной клеткой резинка прочно охватывает каркас и крепится к нему, а в голове фиксируется металлическим крючком.

Проволочные хвостики каркаса вставляем в готовые детали рук и ног, в те самые отверстия по центру каждой детали. Можно внутрь этих отверстий для большей прочности добавить клей, чтобы склеить проволоку каркаса с лепными деталями. Сверху натягиваем ткань и прошиваем по краю несколько раз прочными нитками, притапливаем ткань в сделанные ложбинки. Таким образом мы прочнее прикрепим лепные детали к каркасу и закроем места стыков, оформим их аккуратно. У моей куклы лепные части из пластика LaDoll . При закреплении проволоки в лепной детали я добавила в отверстия ручек и ножек куклы немного сырого LaDoll, разведенного клеем ПВА. Смесь получается весьма прочной и обладает хорошими склеивающими свойствами.

Если у вашей куклы ручки-ножки сделаны из запекаемого пластика, то в отверстия для проволоки можно добавить несколько капель клея "Момент" (ацетилакрилат в маленьких тюбиках). Это позволит склеить каркас с лепными частями практически намертво. Прочитать про запекаемые пластики и как с ними работать - вы можете в на моём сайте.

Одеваем нашу куколку в подходящие одежки. Наша каркасная кукла готова! Ручки-ножки гнутся, голова вертится. Однако, с подобными каркасными куклами не рекомендуется слишком активно играть и часть менять им позы. Проволока может не выдержать, а починить ее будет уже сложно.

Надеюсь, этот мастер-класс окажется вам полезен и поможет создать свою собственную каркасную куклу. Поверьте, это очень интересно!

Спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Loading...Loading...