Геноцид цыган во время Второй мировой: как это было. Неизвестный геноцид цыган Уничтожение цыган нацистами

«24 апреля 1942 года в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было в тот день расстреляно 176 человек».

«Запретить неарийское потомство»

Это всего лишь одно сухое сообщение — из тысяч подобных свидетельств очевидцев массовых убийств. По разным подсчётам, на оккупированной нацистами территории СССР в 1941-1944 гг. было уничтожено до 50 процентов цыганского населения: жителей городов, колхозов и просто «вольных таборов». Всем в мире известно слово Холокост, но мало кто знает о Поражмос (это выражение в цыганском означает одновременно «резня» и «разрушение»). Нацистская Германия целенаправленно убивала цыган в той же степени, что и евреев. Идеологи Третьего рейха вскоре после прихода Гитлера к власти постановили: «рома» (самоназвание цыган) представляют угрозу «расовой чистоте арийской нации, представляя собой результат смешения с низшими расами мира». С 1935 года «чуждый народ» начали помещать в специальные «лагеря принудительного содержания», обнесённые колючей проволокой. На время праздников или спортивных состязаний (например, после старта Олимпийских игр в Берлине) все цыгане, даже оседлые, поголовно высылались из городов. С 1936 года цыганам (как и евреям) запретили вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, их официально лишили гражданства Третьего рейха. 8 декабря 1938 года появилось одно из самых отвратительных распоряжений главы МВД Германии, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера — о принудительной стерилизации цыган, «во избежание появления неарийского потомства». Стерилизовали (и взрослых женщин, и несовершеннолетних девочек) одним методом — укол в матку грязной иглой. Зачастую такие действия приводили к воспалению, заражению крови и сепсису — от «эксперимента» умерли сотни молодых цыганок. К сожалению, это было не худшее, что пришлось пережить «рома».

Расстреливали целые ансамбли

С 27 апреля 1940 года цыган из стран Европы начали депортировать в Польшу — в основном, их селили отдельными кварталами в еврейских гетто, как в польском городе Лодзь. А вот целенаправленно убивать «рома» нацисты принялись именно на территории СССР. Например, в Литве и Эстонии (при весьма активном содействии «полиции порядка» из местных жителей) были уничтожены практически все цыгане, включая женщин и младенцев. Весь декабрь 1941 года проходили казни цыган в занятом немцами Крыму — нацистам было всё равно, жили люди в таборах, городах, и кем они работали — сжигались здания цыганских театров, целиком расстреливали цыганские ансамбли, убивали актёров. Весной 1942 года «рома» масштабно вывозят из СССР в «лагеря смерти» — Освенцим, Майданек, Треблинку. Как правило, сразу после прибытия на поезде людей под видом «помывки» в душе отправляли в газовую камеру. Иногда немцы не утруждали себя транспортировкой — объявляли в местах проживания цыган всеобщий сбор для «переезда», просили обязательно взять ценные вещи, а затем расстреливали.

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр , дядя Григорий и его дети Таисия и Иван , дядя Василий и его дочери Валя и Анна . И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“. А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло». (Александр Степанович Степанов , цыган из деревни Бернгардовка, из книги «Цыгане под свастикой»).

Цыганский рейд. 1937 г. Фото: Commons.wikimedia.org / German Federal Archives

«Кричали днём и ночью»

Вскоре разразилась и массовая бойня цыган и в остальной Европе — во Франции, Югославии, Венгрии и Румынии. Убивали не только немцы — и «усташи» в Хорватии, и пронацистская «милиция» во Франции. Вариантов для «рома» было два — либо расстрел на месте, либо концлагерь с газовыми камерами. С 1943 года даже цыган, служивших в вермахте и имевших боевые награды, забирали с фронта, и отправляли в лагеря. Историки до сих пор не могут прийти к точному числу погибших из народа «рома». Низшая цифра — 220 тысяч убитых, высшая — 800 тысяч: учитывая, что тогда в государствах Европы (включая и Советский Союз) проживало около миллиона цыган. Из 23 000 цыган, посланных в Освенцим, за три года 19 000 умерли от жутких условий содержания и рабского труда.

«Я один раз видела прелюдию к их убийству, — вспоминала женщина по фамилии де Виек , сидевшая в концлагере вместе с посмертно известной благодаря своему дневнику еврейской узницей Анной Франк . — Цыганских девочек, совершенно обнажённых, провезли мимо — прямо к крематорию. Анна смотрела, как их отправляют, и плакала».

Гиммлер предложил сохранить немного цыган для «показательных образцов неарийской нации», но рейхсляйтер Мартин Борман ответил — «Нет... мы уничтожим их всех». На цыганских детях в Освенциме ставил чудовищные медицинские опыты и врач-изувер, гауптштурмфюрер СС Йозеф Менгеле . Он замораживал людей заживо, колол прямо в глаз краску, чтобы изменить цвет, делал инъекции в организм химикатов. Узница Вера Александер из Освенцима рассказала, как доктор Менгеле однажды сшил (!) двух цыганских девочек спиной друг к другу — «Их звали Гвидо и Ина , им было всего-навсего четыре годика. Они кричали, не прекращая, днём и ночью. Их мать достала где-то смертельную дозу морфина, и положила конец страданиям своих детей».

Западная Германия официально признала геноцид цыган только в 1982 году. Жертвы Поражмоса не получили никаких выплат и других финансовых компенсаций. Министр внутренних дел земли Вюртемберг и вовсе заявил — «Это не было преступлением на расовой почве, цыган уничтожали за их вовлечение в преступность». Группенфюрер СС Отто Олендорф , руководитель «айнзатцгруппы Д», осуществлявших казни десятков тысяч мирных жителей на территории СССР, сказал на суде — «такие вещи оправданы, ведь цыган убивали и во время Тридцатилетней войны». Олендорф был повешен, а вот те люди, которые вынесли для Германии вердикт — избавиться от «расы бродяг», наказания не понесли. Впрочем, в дальнейшем им не повезло. Психолог Роберт Риттер , чьи рекомендации по «цыганскому вопросу» привели к попытке уничтожения целого народа, в 1951 совершил самоубийство. Эва Юстин , нацистский «расовый антрополог» (и заместитель Рихтера ), публиковала исследования, что «из цыганских детей невозможно воспитать полноценных членов немецкого общества, так как им свойственна природная лень, слабоумие, склонность к бродяжничеству, инцесту и воровству». Нацисты присвоили ей степень доктора философии, а цыганские дети (41 мальчик и девочка), чьё конкретно поведение она исследовала, были отправлены в Освенцим и там убиты. После войны Юстин работала в Германии детским психологом (!). В 1966 году, в возрасте 57 лет, она умерла от рака после долгих мучений. Да, справедливость иногда торжествует.

Геноцид цыган во время Второй Мировой войны история А вы слыхали о Параимос? (о массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны) О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает «Параимос»? А «Самударипен»? А про «Кали Траш» кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же. И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много. Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же. Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих. Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны. А что касается цыган… Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом. Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что «местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие». Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау. Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря. Но люди не побоялись и пришли. - Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники. - Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря. Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане. Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду… Но это так, к слову… Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа. В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев. Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ… оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию. Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по «цыганскому вопросу» в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной «Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции» при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе. Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника «за недостатком улик». Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда. Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ. В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой «за недостатком улик», нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются… легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года. Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как рейхсфюрер С С Генрих Гимлер в декабре 1942 года. Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера. К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла. Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы. Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками. Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников. Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что… у них было криминальное прошлое. Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила «необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках» (это уже Википедия). Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов. Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!.. Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган. Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями. Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми. В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много… О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга «Чёрная тишина». Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев. Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами). Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма. Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма. То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов. И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей. Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ. Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства? И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине. Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от… беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле. Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям? До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества? Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком. Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад. Для написания данного текста использованы материалы «THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER». 15.08.2013 Влад Ривлин

Геноцид цыган был - это никто не оспаривает и не подвергает сомнению. Но вот единого, общепринятого названия для тех кровавых событий нет. Чаще всего, используется термин «Параймос» (или «Пораймос»), предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком. Но у этого слова существует несколько значений и одно из них - «Надругательство» (или «изнасилование»). Поэтому даже среди цыган идут споры о правильности использования данного определения.

«Борьба с цыганской угрозой» по Гиммлеру

Нацисты, пришедшие к власти, отталкиваясь от своей расовой теории, определили всех цыган в категорию «опасных» для чистоты немцев. Вообще, этот кочевой народ представлял для идеологии серьезную проблему, поскольку цыгане, как и арийцы, являлись выходцами из Индии. Получалось, что жители таборов тоже являлись ответвлением легендарной «чистой» расы. А раз есть проблема, значит, нужно ее решить. Выход нашли быстро. По официальной версии, все цыгане, живущие в Европе, были признаны плодами смешения низших рас с арийцами. Именно «плохими» генами нацисты объяснили склонность к бродяжничеству и общую асоциальность. Причем представляющими угрозу были признаны не только кочевники из таборов, но и оседлые. Поэтому специальная комиссия рекомендовала верхам отделить чистый немецкий народ от соседствующего с ним «цыганства».

16 июля 1926 года в Баварии был принят «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». А оттуда это постановление быстро разошлось по другим регионам Германии, где также поспешили ужесточить законы, касавшиеся этого народа.


Но до поры до времени цыгане жили относительно спокойно. Беда пришла вместе с новым, нацистским режимом. В 1935 году полицейские и сотрудники ведомства специального обеспечения получили приказы о задержании цыган и перемещении их в лагеря принудительного содержания. Они представляли из себя огороженную колючей проволокой территорию, на которой действовал строгие законы и распорядки. Например, в 1936 году, когда в Берлине проходили Олимпийские игры, из города выгнали всех цыган, выделив им «площадки для привала Марцан».

Но чуть раньше, с марта того же года, по положению «нюрнбергских расовых законов», которые ранее распространялись на евреев, цыганам запрещалось принимать участие в политической жизни Германии и создавать семьи с немцами, а еще их лишили гражданства Третьего рейха. Также был объявлен «всеобщий день облавы на цыган».

Вообще, через «площадки для привала Марцан» (а это был полноценный лагерь) прошло, по меньшей мере, полторы тысячи цыган. А оттуда, уже в начале 40-х годов, большинство людей были отправлены в лагерь уничтожения Освенцим.


В мае 1938 года рейхсфюрер СС Гиммлер приказал создать управление по борьбе с «цыганской угрозой», которое заменило собой Службу информации по цыганам. А в декабре того же года Гиммлер издал циркуляр «О борьбе с цыганской угрозой», главная мысль которого звучала так: «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».

Но самое страшное ждало цыган впереди — началась массовая стерилизация этого народа. Нацистские врачи нашли простой и бюджетный способ проведения этой процедуры. Женщинам и девочкам делали укол грязной иглой в матку. После чего их просто оставляли, не оказывая никакой необходимой медицинской помощи. Поэтому многие цыганки страдали от болезненных воспалительных процессов. У некоторых происходило заражение крови, оканчивающееся смертью.


В конце апреля 1940 года нацисты добрались до польских цыган. Синти и рома (родственные ветви цыганского народа) подверглись насильственной депортации как в трудовые, так и в концентрационные лагеря. Кроме этого, часть из них переместили в еврейские гетто. Имущество, конечно, конфисковали. После этого был принят закон, запрещающий цыганам вести кочевой образ жизни.

Крупнейшее цыганское гетто было образовано в городе Лодзь. А первые несчастные поселились здесь по осени 1941 года. По приблизительным подсчетам, в том гетто находилось порядка пяти тысяч цыган, половина которых — дети. Их депортировали на территорию Польши из австрийских лагерей. Из Лодзя цыган отправляли в лагерь смерти Хелмно. А узников Варшавского гетто — в лагерь смерти Треблинка.

От геноцида цыган не удержалась власть и марионеточного Независимого хорватского государства. Недалеко от Загреба была создана система лагерей смерти Ясеновац. Здесь уничтожались не только цыгане, но и евреи, и сербы.

Охота на территории СССР

Осенью 1941 года немцы взялись за цыган и на оккупированных советских территориях (вслед за евреями). Специальные Айнзацгруппы рыскали в поисках таборов и уничтожали все, которые только смогли найти. В декабре того же года АЙнзацгруппа «D» устроила кровавую зачистку Крыма. Причем уничтожали не только кочевых, но и оседлых цыган. Вскоре подобная практика распространилась на все оккупированные территории СССР. Руководствуясь «принципом крови», нацисты не щадили ни колхозников, ни рабочих, ни артистов. Под гребенку попали даже дети от смешанных браков.


В оккупированной Смоленщине за уничтожение цыган отвечал капитан Алферчик, являвшийся «русским немцем». Он в свое время эмигрировал из России, а затем примкнул к нацистам и вернулся в качестве руководителя особого отдела. Из нескольких тысяч цыган после резни в колхозах «Сталинская Конституция» и «Завет Ильича» в живых осталось около двух десятков. Почти всех — просто пощадили. Одну цыганку и ее внучку не стал расстреливать и сам Алферчик. По воспоминаниям очевидцев, он долго смотрел на ее нательный крест, а потом сказал по-русски: «Иди быстрее, пока я не передумал».

Но все же, это скорее исключения. Цыган истребляли нещадно. Особенно сильно это проявилось на территории все той же Смоленской области, а также в Ленинградской и Псковской. За несколько лет здесь (плюс территория Западной Украины) было уничтожено более тридцати тысяч цыган.


…В 1944 году советская армия довольно близко подошла к Освенциму. Нацисты в панике начали избавляться от детей и нетрудоспособных заключенных в «цыганском секторе». Их массово начали загонять в газовые камеры. А остальных экстренно эвакуировали в другие лагеря, находящиеся на расстоянии от линии фронта. Нацисты боялись, что советские солдаты освободят узников и не всеми силами старались не допустить этого.

***

Те ужасные события нашли отражения в фильмах цыганского режиссера Тони Гатлифа «Добрый путь» и «Сам по себе», а также поляка Александра Рамати, снявшего «И скрипки умолкли». Об уничтожении цыган на территории СССР рассказывает картина российского режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви».

И, конечно, не мог пройти мимо этого цыганский театр «Ромэн».

В конце октября 2012 года в Берлине появился мемориал, посвященный памяти цыган, погибших от рук нацистов.

Стран-союзников Третьего рейха и оккупированных стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуалистов , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 150 000-200 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

25 октября 2012 в Берлине открыт мемориал памяти цыганам, ставшим жертвами геноцида в нацистской Германии .

Терминология

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (англ. Ian Hancock )). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина. В качестве альтернативы используются «Самударипен» (убийство всех) и «Кали Траш» (чёрный ужас)

Начало преследований цыган

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 года имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

Офицер немецкой полиции и специалист по «расовой психологии» Роберт Риттер беседуют с цыганской женщиной

Расстрелы на оккупированных территориях СССР

С осени 1941 г. на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О.Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при очищении городов от подпольщиков и так далее.

Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган.

Уничтожение немецких цыган

16 декабря 1942 года приказом Гиммлера было предписано «отбирать по определенным критериям цыган-полукровок, цыган-рома и не имеющих немецкой крови представителей цыганских родов балканского происхождения и в ходе акции в течение нескольких недель поместить в концентрационный лагерь». В иерархии жертв геноцида было, таким образом, три ступени:

  • первая, численно небольшая группа (около 300 человек) - «чистокровные» или же «хорошие в цыганском понимании полукровки». Они рассматривались как «наследие арийских предков» и должны были быть оставлены в живых для научных исследований; их предписывалось поселить под надзор СС между Бургенландом и Нойзидлерзее ;
  • вторую группу составляли «социально адаптированные». Они подлежали стерилизации по достижении 11-летнего возраста;
  • третья группа подлежала отправке в Освенцим .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Геноцид в Хорватии

Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве , активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана хорватскими националистами -усташами в августе 1941 года для уничтожения сербов , евреев и цыган.

Медицинские опыты, проведенные над цыганами в концлагерях

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Геноцид по странам (некоторые факты)

Знаменитые цыгане, умершие или пострадавшие от геноцида

Организаторы геноцида

  • Роберт Риттер
  • Эрнст Рюдин
  • Эва Юстин

Отображение геноцида в фольклоре и творчестве цыган

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

  • В фильме цыганского режиссёра Тони Гатлифа «Добрый путь » в одной из сцен пожилая цыганка поёт песню, посвящённую умершему в концлагере цыгану. Другой его фильм, «Сам по себе», полностью посвящён геноциду цыган.
  • Геноциду цыган на оккупированных территориях СССР посвящен фильм российского актера и режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви ».

Библиография

  • Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. - М., «Текст», журнал «Дружба народов», 2001.
  • Bársony, János: Pharrajimos: the fate of the Roma during the Holocaust , IDEA, 2008, ISBN 978-1-932-71630-6 .
  • Guenter Lewy, The Nazi Persecution of the Gypsies , Oxford , Oxford University Press, 2000 ISBN 0-19-512556-8
  • Fonseca, Isabel: Bury Me Standing: The Gypsies And Their Journey , London , Vintage, 1996. Chapter 7, The Devouring

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические «чистки» 1933 года, во время которых сотни цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в европейской части СССР оставалось немало цыган. Часть из них продолжала вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не только любили свою родину, но и трезво понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовую медицину.

Примечательна история цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил меткими выстрелами немало фашистов. Командир полка доложил о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на личном счету Виктора были 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов Беляков подсказал коллегам, как выманить противника из укрытия. Заметив скопление немцев, Виктор просил командование открыть минометный огонь по траншеям врага. Гитлеровцы в испуге выскакивали из окопов и попадали в прицел снайпера.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года была произведена высадка советского десанта в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

Гитлеровцы безжалостно уничтожали цыган на оккупированных территориях. В захваченных германскими войсками областях Советского Союза были уничтожены до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, уходили в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыпить подозрения гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии вступили в партизанское движение Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим провел успешную диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков и успешно им командовал.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в мирных городах и поселках. Собранные средства направлялись на поддержку Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления – залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. При этом согласно отчету на 01. 01. 1944 года коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч прибыли в доход бюджета страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попадает в концлагерь, где на нем отрабатывают удары эсэсовцы. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убивают.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москва-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона цыган, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник потерям кочевого народа находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с нацизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.

Loading...Loading...