Фрегат «Паллада» — первое и второе пришествие. Фрегат «Паллада» — первое и второе пришествие Парусный фрегат паллада

В творчестве И. Гончарова особое место занимают путевые очерки «Фрегат «Паллада». Они рассказали читателю много нового об устройстве иностранных государств, как цивилизованных европейских, так и колониальных на территории Африки, Азии, Дальнего Востока. Не меньший интерес вызвало и описание уклада жизни русского человека в Сибири.

Шедевр российского флота

В 1831 году по личному указанию Николая I произошла закладка одного из известнейших русских кораблей первой половины XIX века «Паллада». Фрегат был пущен в плавание спустя год и прослужил более 20 лет.

«Палладой» в разные годы командовали Н. Нахимов, П. Моллер, И. Унковский. Благодаря высоким техническим данным и умелым действиям экипажа судно не раз приходило на помощь попавшим в беду кораблям. Использовалось оно и для длительных поездок к берегам других стран. Последнее свое плавание судно совершило в Японию - его описал в своих очерках И. Гончаров. В 1855 году «Паллада» (фрегат перенес два мощных тайфуна и был порядком изношен) отправилась на покой в Постовую бухту на территории Императорской (Советской) гавани в Хабаровском крае.

Кругосветное путешествие

Целью предпринятой в 1852 году, стала необходимость наладить торговые отношения с Японией и провести инспекцию Аляски, принадлежавшей России. Был подобран опытный экипаж, заготовлен на длительное время провиант. Группу дипломатов возглавил вице-адмирал Е. Путятин, а секретарем стал служивший в то время в департаменте внешней торговли писатель И. Гончаров. Фрегат «Паллада» проплывал мимо Англии, Индонезии, Южной Африки, Китая, Филиппин и множества маленьких островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Все путешествие растянулось почти на 3 года.

История написания книги «Фрегат "Паллада"»

И. Гончаров воспринял новость о путешествии позитивно, отметив, что оно значительно обогатит его жизненный опыт. С первых дней он стал записывать все увиденное в путевой журнал, хотя позже, во вступлении к очеркам, отметил, что желал лишь в художественной форме запечатлеть важнейшие моменты поездки. К впечатлениям от заморских стран добавились наблюдения за жизнью русской Сибири: Гончаров добирался в Санкт-Петербург сухопутным путем с берегов куда причалила «Паллада». Фрегат нуждался в ремонте и не мог перенести дальнейшее плавание.

Спустя два месяца после возвращения в столицу (в апреле 1855 года) в «Отечественных записках» появился первый очерк о путешествии. Затем в течение трех лет Гончаров публиковался в «Морском сборнике». Полностью журнал был издан в 1858 году и сразу же привлек внимание всей читающей публики. Впоследствии книга - чего не планировал изначально автор - «Фрегат "Паллада"» дополнилась еще двумя очерками. В первом рассказывалось о заключительном этапе путешествия по Сибири, во втором - о дальнейшей судьбе корабля.

Главными достоинствами путевых записей называли обилие и разнообразие зафиксированного фактического материала, сообщение о явлениях, до той поры мало знакомых русскому человеку, художественное мастерство писателя.

«Фрегат "Паллада"»: краткое содержание книги

Очерки представляют собой подробное описание жизни в различных странах. Причем взгляд автора чаще критичен и сопровождается ироничными замечаниями в адрес иностранцев, кем бы они ни были. Например, английская цивилизация, по мнению Гончарова, уничтожает все живое. Здесь все идет по плану и нет никакой душевности. Такому укладу противопоставляется широкая русская душа. Например, вспоминается рассказ о моряке Сорокине, решившем выращивать в Сибири хлеб. Его задумка удалась, но он не останавливается на достигнутом и осваивает все новые территории, отдавая плоды своего труда тунгусам и церкви.

Отдельного внимания заслуживают воспоминания автора, скучающего на корабле «Паллада» - фрегат писатель на чужбине часто называл родным домом - о жизни русского дворянина. Это неторопливое чаепитие, спокойное лежание на диване, бесконечные праздники. Для Гончарова они не шли ни в какое сравнение с постоянной суетой англичан.

Негры и китайцы не понравились своим запахом, отчасти потому, что натирались особыми маслами. Японцев писатель посчитал хитрыми (чем старше, тем более глупые рожи корчили) и нерасторопными. Он считал, что необходимо непременно разрушить их систему изоляции от внешнего мира и очеловечить. Зато преимуществом диких народов была близость к природе, совершенно утерянная англичанами. В этом плане интересны выводы писателя об итогах колонизации, которые он наблюдал практически на всем пути следования «Паллады». По мнению писателя, «дикие» китайцы при их недостатках могли поучить цивилизованных англичан и американцев и манерам, и общей и отношению к дарам природы.

В книге также рассказывалось (впервые!) о жизни чему способствовало личное знакомство писателя с некоторыми их представителями. Непоколебимая сам образ жизни (несмотря на нечеловеческие условия, лучшие представители дворянства старались поддерживать в своих избах-салонах необходимый уровень духовности) вызывали у писателя восхищение.

Несколько интересных моментов из очерков И. Гончарова

Современному читателю книга интересна описанием того, что сегодня кажется абсурдным. Например, смех и иронию вызвала у Гончарова привычка англичан здороваться. «Сначала попробуют оторвать друг у друга руку», - писал он. Откуда писателю было знать, что принятый у мужчин-англичан способ приветствия скоро появится и в России.

Другой забавный эпизод касается японцев. Одному из местных жителей матрос дал пустую бутылку. Вслед за этим переводчик-японец попросил забрать подарок назад. А на слова: «Да выкиньте ее (бутылку) в море» серьезно ответил, что нельзя. «Мы привезем, а вы уж бросьте … сами». Оказалось, таким образом местные власти боролись с контрабандой.

Так описывает свое необычное путешествие И. Гончаров, фрегат «Паллада» для которого на два с половиной года стал не только домом и напоминанием о Родине, но и позволившим создать высокохудожественное произведение.

23 мая 1853 года участник второй русской экспедиции по исследованию Амурского края (1850 – 1855 гг.) лейтенант Н.К. Бошняк открыл на западном берегу Татарского пролива прекрасную гавань. Спустя почти полтора года одна из бухт этой гавани стала последним пристанищем прославленного русского фрегата «Паллада»…

2 ноября 1831 года на Охтинском адмиралтействе его управляющий, полковник корпуса корабельных инженеров, известный кораблестроитель первой половины XIX века В.Ф.Стоке заложил 52-пушечный фрегат. Еще до закладки ему дали имя «Паллада», в честь древнегреческой богини, дочери Зевса, которая почиталась как покровительница мудрости, искусств и войны.

«Паллада» проектировалась и строилась по лучшим кораблестроительным образцам того времени. В конструкции корпуса фрегата и его оборудовании учитывались новейшие достижения кораблестроения. Поскольку корабль предназначался для заграничных визитов членов царской фамилии, Николай I издал рескрипт отделывать его «с особенным тщанием». Поэтому средств на постройку не жалели. Набор корпуса и обшивку делали из выдержанных лиственницы и дуба, а палубы настилали дорогим тиковым деревом. В бортах кубрика (жилая палуба, под батарейной) прорезали круглые отверстия и вставили бронзовые иллюминаторы с толстым стеклом. Это был один из первых случаев применения иллюминаторов на русских судах.

Весной 1832 года управляющим Охтинским адмиралтейством был назначен выдающийся русский кораблестроитель, капитан корпуса корабельных инженеров Иван Афанасьевич Амосов, который активно взялся за продолжение строительства «Паллады».

Командиром «Паллады» вскоре после закладки ее киля был назначен один из способнейших офицеров российского флота, капитан-лейтенант П.С. Нахимов, совершивший к тому времени кругосветное плавание и отличившийся в 1827 году в Наваринском сражении. По его инициативе в ходе постройки корабля внесли ряд важнейших усовершенствований. Нахимов просил установить на «Палладе» двойной шпиль, металлические баллеры, два железных румпеля новой системы, аксиометр на штурвал и только что появившиеся якоря системы Перинга. Кроме того, он предлагал заменить якорные пеньковые канаты цепями, а свинцовые клюзы – литыми чугунными.

По-иному, чем в первоначальном проекте, на «Палладе» сделали крюйт-камеру и судовую аптеку, а вместо деревянных бочек для хранения питьевой воды поставили квадратные цистерны из луженого железа. По предложению П.С.Нахимова вокруг нактоузов компасов железные гвозди палубного настила в радиусе 6 футов (1,83 м) заменили медными. Кроме того, будущий адмирал обратил внимание и на снабжение фрегата гребными судами, и на его артиллерийское вооружение. К полагавшимся по штату семи гребным судам он потребовал добавить восьмое – 12-весельный полубаркас, а в кормовую и носовую части батарейной палубы вместо малоподвижных тяжелых пушечных станков поставить шесть облегченных, чтобы ими можно было заменить любое орудие, поврежденное в бою.

В полдень 1 сентября 1832 года «Паллада» сошла со стапелей Охтинского адмиралтейства. К моменту ее спуска на воду с Ижорских адмиралтейских заводов подвезли 30 24-фунтовых (150-мм) бронзовых пушек и 22 24-фунтовых (145-мм) бронзовых каронады, два комплекта по 175 железных точеных кофель-нагелей для крепления снастей бегучего такелажа, железные румпели и железные баллеры шпилей, а из Санкт-Петербургского военного порта – четыре якоря Перинга. Плехт (правый становой якорь) фрегата весил 175 пудов (2866,7 кг), а длина якорного цепного каната к нему составила 175 саженей (373,1 м).

Весной 1833 года «Палладу» поставили на камели и перевели в Кронштадт. Ввели ее в док, чтобы обшить подводную часть красно-медными листами для предохранения корпуса от обрастания живыми организмами и проникновения в него морского червя-древоточца. Хотя обшивка кораблей медью в русском флоте применялась с 1781 года, далеко не всякое судно удостаивалось такой чести.

После доковых работ приступили к постановке рангоута и такелажа. При оснащении фрегата стоячим и бегучим такелажем ввели ряд новшеств. Каждое из них тщательно обсуждалось П.С.Нахимовым и И.П. Амосовым. Так, например, вместо юферсных тросовых талрепов поставили винтовые, на многих блоках тросовую оплетку заменили железными оковками с вертлюгами, а для штага и бакштагов мартин-гика и для боргов нижних рей применили такелажные цепи. Кроме того, были сделаны и некоторые усовершенствования в проводке и креплении снастей бегучего такелажа.

Хотя по корабельной классификации первой половины XIX века «Паллада» относилась к фрегатам 44-пушечного ранга, фактически же по своим размерениям она соответствовала 60-пушечному фрегату и была лишь на 5 футов (1,52 м) короче 74-пушечного корабля. При длине по батарейной палубе 173 фута (52,73 м) она имела ширину без обшивки 43 фута 8 дюймов (13,31 м), глубину интрюма (высота от днища до палубного настила кубрика) 14 футов (4,27 м), осадку кормой 23 фута (7,01 м) и носом 18 футов 8 дюймов (5,07 м).

В начале августа 1833 года «Паллада» – шедевр отечественного кораблестроения – отдала якорь на внешнем рейде Кронштадта. Ее изящный, стройный корпус и великолепное парусное оснащение вызвали восхищение моряков Балтики.

Войдя в строй, «Паллада» под командованием П. С. Нахимова совершила свой первый подвиг – спасла от гибели русскую эскадру. Темной ночью 17 августе 1833 года эскадра вице-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, насчитывавшая 18 вымпелов, крейсировала в Балтийском море между островом Даго (Эзель) и полуостровом Ганге-Удд (Ханко). На «Палладе», шедшей в конце колонны, сумели, несмотря на плохую видимость, взять пеленг Дагерротского маяка. По расчету Нахимова, курс эскадры проходил через каменную банку. Он приказал подать фонарями сигнал: «Флот идет к опасности!» «Паллада». совершив поворот оверштаг, легла на другой галс.

Из-за дождя и большого волнения флагман не понял сигнала, и головной корабль, 74-пушечный «Арсис», сел на камни. Вслед за ним ударились днищем о грунт и получили повреждения 84-пушечный корабль «Императрица Александра» и шхуна «Град». Остальные корабли, разобрав сигнал «Паллады», успели повернуть на другой галс.


А – бом-клнвер; Б – кливер; В – фор-стеньги-стаксель; Г – фор-стаксель; Д- фок; Е – фор-марсель; Ж – фор-брамсель; 3 – фор-бом-брамселъ; И – фор-грн-ссль; К – грот-брам -стаксель (или мидель-стаксель); Л – грот; М – грот-марсель; I I – грот-брамсель; О – грот-бом-брамсель; П – грот-трисель-парус: Р – крюйс-брамстеньги-стаксель; С – крюйсель (или крюйс-марсель); Т крюнс-брамсель; У – крюйс-бом-брамсель; Ф – бизань

Шло время. Нахимова перевели служить на Черноморский флот, теперь командиром «Паллады» был капитан-лейтенант П.А. Моллер. За годы непрерывных плаваний фрегат обветшал и набор его корпуса расшатался.

В 1846 году в Кронштадтском порту «Паллада» прошла тимберовку. Из тяжелых и плотных досок лиственницы и частично из легких сосновых ей заменили почти все пояса обшивки. Подводную часть набора корпуса усилили дополнительными железными креплениями и обшивку заново покрыли медью. На фрегате обновили рангоут и весь стоячий и бегучий такелаж. В 1848 году «Палладу» причислили к гвардейскому флотскому экипажу. В это же время она посетила Англию, а спустя год – остров Мадейру.

В конце 40-х годов XIX века в Японию для заключения «торгового трактата» была направлена русская дипломатическая миссия во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным. «Паллада», приняв на борт более чем годовой запас сухой провизии и других припасов, укомплектованная опытным экипажем из 426 матросов и офицеров, была готова к трудному плаванию. Командовал фрегатом капитан-лейтенант И.С.Унковский, бывалый моряк, один из учеников адмирала Лазарева.

В составе дипломатической миссии был И. А. Гончаров, известный русский писатель, исполнивший обязанности секретаря миссии. (Его путевые очерки «Фрегат «Паллада» до сих пор служат образцом в русской описательной литературе.)

Хмурым осенним утром 7 октября 1852 года «Паллада» покинула Кронштадт. Первый этап плавания до Англии проходил не совсем удачно. Войдя в пролив Зунд, фрегат попал в такой густой туман, что, потеряв счисление, сел на мель у мыса Драго на датском берегу. Хотя команде удалось с помощью верпов стянуть «Палладу» с мели на чистую воду, по приходе на Спидхедский рейд Путятин принял решение ввести ее в док. Нужно было осмотреть и при необходимости отремонтировать медную обшивку, а также установить водоопреснительный аппарат.

Ремонт занял больше месяца. В первых числах ноября «Паллада», снова приняв все свои грузы и пушки, уже стояла в Портсмутской гавани, готовая к выходу в океан. Но выйти в Атлантику ей удалось лишь в январе следующего года. Сильные встречные западные ветры, часто переходившие в шторм, два месяца держали полторы сотни кораблей разных стран в Английском Канале (Ла-Манш).

Время было упущено, и Путятин отказался от намерения идти в Тихий океан вокруг мыса Горн: он опасался встретить штормовую погоду и плавающий лед. Новый курс к берегам Японии Унковский проложил вокруг мыса Доброй Надежды. Во время стоянки в Англии Путятин приобрел парусно-винтовую шхуну «Восток», чтобы использовать ее как посыльное судно и для гидрографической съемки малоизвестных берегов. Командиром «Востока» был назначен капитан-лейтенант В.А. Римский-Корсаков.

Неласково встретила западная Атлантика русские корабли. На третий день плавания засвежевший норд-ост поднял большую волну. Перегруженная «Паллада», переваливаясь с борта на борт, зарывалась в воду по самые коечные сетки. Ударом волны сломало утлегарь и чуть не смыло со шлюпбалок два 10-весельных катера. Через сутки погода улучшилась и ровный умеренный ветер сопровождал фрегат до самого мыса Доброй Надежды. В этом плавании «Паллада» в среднем проходила по 185 миль в сутки. Иногда ее ход достигал 12 узлов.

После 78-дневного океанского перехода 24 марта 1853 года она прибыла в Симонстаун – бухту у подножия Столовой горы (южная оконечность Африки). Спустя неделю подошла и шхуна «Восток». Здесь кораблям пришлось задержаться на целый месяц. Требовалось подготовить их к длительному переходу через Индийский океан. Корпус «Паллады» дал течь, и его пришлось снова конопатить как изнутри, так и снаружи.

12 апреля «Паллада», а днем раньше шхуна «Восток», подняв паруса, ушли из гостеприимной бухты. В 120 милях к востоку от мыса Игольного фрегат выдержал очередной жестокий шторм. От сильной качки и ударов волн несколько бимсов стронулись с мест, а в пазах под русленями открылась течь. Это вынудило Путятина принять решение о замене «Паллады», которую ожидало более чем годовое трудное плавание в морях Дальнего Востока. Путятин отправил в Санкт-Петербург депешу с просьбой выслать на смену «Палладе» «Диану» – новый фрегат, спущенный на воду в Архангельске в мае 1852 года.

Несмотря на тяжелые штормы, от мыса Доброй Надежды до Зондского пролива «Паллада» прошла за 32 дня 5803 миль, что, как писал впоследствии Путятин в своем отчете, «…вполне оправдало заслуженную фрегатом репутацию отличного ходока, ибо, сколько известно, этот переход не совершался быстрее ни одним парусным судном».

12 июня «Паллада» пришла в Гонконг, где ее уже ожидала шхуна «Восток». Дальнейший курс кораблей лежал в Японию. На пути к островам Бенин в районе Филиппинской впадины 9 июля фрегат попал в свирепый тайфун. Идя в бакштаг с наглухо зарифленными марселями и спущенными брам-стеньгами, он несся с невиданной для него скоростью 14 -15 узлов. Но потом ветер стал менять направление и размахи качки достигли 45 градусов. Один раз корабль так накренился, что нок и грота-рея ушли на мгновение в воду.

Стоившие на вантах винтовые талрепы на сильной качке себя не оправдали. Из-за поломок, стопоров талрепы стали раздаваться. На некоторых вантинах при создавшемся перенапряжении поползли бензеля. Ослабевшие ванты при такой качке бились о коечные сетки, а мачты гнулись, словно удилища. Матросы, рискуя жизнью, сумели заложить за топы мачт сейтали и выбрали их шпилем.

Более 30 часов продолжалась схватка с разбушевавшейся стихией. «Какую энергию, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие!» – с восхищением писал И.А. Гончаров о поведении команды во время тайфуна.

26 июля «Паллада» вошла в порт Ллойд (Футами) на острове Пиль (Титндзима), где ее ожидали русский корвет «Оливуца», транспорт «Князь Меншиков» и шхуна «Восток». Весь переход от Англии до острова Пиль, сквозь штормы и тайфуны, продемонстрировал исключительные мореходные качества фрегата. Вряд ли другой корабль столь почтенного возраста, как «Паллада», сумел бы выдержать такие перегрузки в наборе корпуса и в рангоуте, какие выпали на его долю. После исправления повреждений отряд Путятина 4 августа покинул порт Ллойд и уже через 6 дней бросил якорь в средней гавани Нагасаки.



1 – грен; 2 княвдигед; 3 якорные клюзы; 4 – фока-галсы: 5 – гальюн: 6 – крамбол: 7 – блок катталей; 8 – шкун; 9 – руслени; 10 – обшивка бархоута; 11 – коечные сетки; 12 – камбузная труба; 13 – люки; 14 – якорные вилки; 15 роульсы; 16 кофель-планка; 17 – крюйсовы: 18 – утка фор-трисель-шкота; 19 – ростры левого борта; 20 – платформы с кильблоками; 21 – ростры правого борта; 22-застекленные пушечные порты гон-дека: 23 – иллюминаторы орлоп-дека; 24 – вахтенная скамья; 25 – компас: 26 световые люки; 27 – офицерский трап; 28 – шпиль; 29 – перо руля: 30 сор-линь; 31 – бом-утлегарь; 32 – утлегарь: 33 – бушприт; 34 – бисы; 35 – мартин-гик; 36 – фока-реи: 37 – фор-марса-лисель-спирт; 38 – фор-марса-реи; 39 – фор-брам-лисель-спирт; 40 -фор-брам-рей; 41 – фор-бом-брам-рей; 42 – фор-трисель-гафель; 43 грота-реи; 44 – грот-марса-лисель-спирт; 45 – грот-марса-рей; 46 – грот-брам-лисель-спирт; 47 – грот-брам-рей; 48 – грот-бом-брам-рей; 49 грот-трисель-! афель; 50 бегин-рей; 51 – крюйс-марса-рей; 52 – крюйс-брам-рей; 53 – крюйс-бом-брам-рей; 54 бизань-гафель; 55 бизань-гик: 56 – бизань-трисель-мачта; 57 – шкив гика-топеианга; 58 – вагер-штаги; 59 – утлегарь-бакштаги; 60 ватер-вулннги; 61 – штаги; 62 – ванты; 63 – вант-путенсы: 64 – с гень-ван гы; 65 – путенс-ванты: 66 – фор-луны; 67 крюйс-марса-драйреп; 68 – марса-фал; 69 – фота-гоненаты; 70 – дирик-фал; 71 – брасы; 72 – шкоты; 73 – гитовы; 74 риф-банты; 75 – риф-сезни; 76 – бык-гордени; 77 – нок-гордени: 78 – эренс-бакпггаги; 79 – завал-тали; 80 – бизань-гика-шкот; 81 – булини; 82 – галсы

Хотя японские власти приняли русских любезно, в переговорах они придерживались тактики проволочек. Не имея возможности ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года увел свои корабли в Манилу. После кратковременной стоянки «Паллада» направилась для гидрографического описания почти не исследованного восточного берега Кореи. Тогда под руководством К.Н. Посьета русские моряки открыли заливы Посьета и Ольги, бухты Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова и рейд «Паллада».

Прибыв 17 мая в Татарский пролив, «Паллада» встретила там шхуну «Восток», которая доставила весть о вступлении Англии и Франции в Крымскую войну, а также распоряжение генерал-губернатора Сибири Н.Н. Муравьева всем русским судам на Дальнем Востоке собраться в заливе. Придя 22 мая в Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань), «Паллада» застала там транспорт «Князь Меншиков», с которого передали требование морского ведомства об освидетельствовании «Паллады» «на предмет ее благонадежности» для обратного плавании в Кронштадт и для использования ее в составе Сибирской флотилии. Освидетельствование фрегата показало, что для несения дальнейшей службы он требует капитального ремонта в доке.

Более двух месяцев, с конца июня до начала сентября 1854 года, командир «Паллады», выполняя предписание Муравьева, пытался ввести фрегат в Амур, чтобы укрыть его от кораблей английской эскадры адмирала Прайса, появившейся в дальневосточных водах. Несмотря на то, что фрегат полностью разгрузили у мыса Лазарева, его осадка не позволила преодолеть извилистый и изобилующий барами амурский фарватер. Путятин принял решение оставить «Палладу» на зимовку в хорошо укрытой Константиновской (ныне Постовой) бухте Императорской Газани под охраной 14 матросов во главе с подпоручиком корпуса флотских штурманов Кузнецовым.

По мере сил матросы, откачивая из трюма воду, а зимой обкалывая лед, старались сохранить корабль. Но сил их оказалось явно недостаточно. Когда весной 1851 года в гавань пришли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» под флагом начальника Амурского края контр-адмирала B.C. Завойко с намерением перевести «Палладу» на буксире в Амурский лиман, она представляла собой жалкое зрелище: скованная льдом, ют и бак разрушены, ванты обвисли, вода в трюме достигла батарейной палубы. Попытка отбуксировать «Палладу» в Амур не увенчалась успехом.

В ноябре Завойко послал на место стоянки фрегата мичмана Г.Д. Разградского, которому было приказано затопить корабль. Через глухую тайгу на собаках мичман добрался до бухты только в январе следующего года. Сняв охрану, он выполнил приказ.

Бухта, на дне которой покоится «Паллада», многие годы служила местом паломничества русских моряков. Стало традицией, плавая в дальневосточных водах, посещать эти места и спускать водолазов на борт затопленного фрегата. Впервые это сделал в 1885 году экипаж клипера «Джигит». Многие предметы, поднятые русскими моряками в разные годы, как драгоценные реликвии хранятся в Центральном военно-морском музее в Ленинграде и в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Ныне на берегу бухты Постовой, против места, где на 20-метровой глубине лежит остов «Паллады», установлен памятник. В его постамент вмурован застекленный футляр с куском поднятого со дна корабельного бимса – немого свидетеля славной судьбы русского фрегата.

А. ЛАРИОНОВ

(Продолжение следует)

Осенью 1832 года с верфей Охтенского судостроительного завода был спущен корабль, которому было суждено войти в историю российского судостроения как фрегат «Паллада», прославившийся не столько своими боевыми, сколько политическими свершениями.

Постройка фрегата была начата по приказу самого императора Николая I, строительством занимался знаменитый корабельных дел мастер В.Ф. Стокке. Согласно высокому повелению новый фрегат должен был практически полностью быть скопирован с английского корабля «Президент» в свою очередь позаимствованного англичанами у американцев. Высшее указание о постройке фрегата прибыло во флот в сентябре 1831 года, в нем имелось указание о том, что судно обязательно должно быть выстроено по Сеппингсовой технологии, предусматривающей необходимость скрепления бортов корабля специальными продолговатыми ридерсами и раскосинами и железными связями.

Поскольку английский «Президент» на тот момент являлся лучшим морским фрегатом того времени, император весьма настойчиво рекомендовал не отклоняться от полученных тайно чертежей этого судна и постараться как можно точнее их скопировать. Тем не менее, конструктор решился на некоторые изменения в противовес приказу императора - в корме корабля были сделаны весьма значительные изменения - она получилась округлой формы, делающей корабль более легким и прочным.

Английский фрегат «Президент»

«Паллада» получилась совершенно новым и не имеющим аналогов фрегатом, не только в конструкцию, но и в оснащение которого были внесены значительные изменения. Так, обычные якорные канаты, достаточно часто перегнивавшие и обрывавшиеся в самую неподходящую минуту, были по западному иностранному образцу заменены тяжелыми железными цепями. Деревянные бочки для воды, весьма сложные в эксплуатации и очистке, из-за которых у матросов достаточно часто возникали опасные заразные заболевания, были заменены на железные контейнеры из луженого металла.

Длину фрегат по современным меркам имел совсем небольшую - всего около 53 метров, ширину свыше 13 метров и посадку практически 7 метров. Скорость хода целиком и полностью зависела от попутного ветра, поскольку фрегат был красивым парусным кораблем, не имевшим никаких иных дополнительных сооружений для ускорения движения. На вооружении корабля стояло 52 мощных орудия.

Первым капитаном, новенького корабля был назначен П.С. Нахимов, именно под его руководством фрегат в мае 1837 года вышел к берегам Туманного Альбиона с грузом российского золота, весьма успешно справился с поставленной задачей и сумел покрасоваться перед англичанами во всей своей силе и грациозности, показав, что и русские судостроители могут чего-то стоить.

В последующие годы «Паллада» не раз принимала участие в морских учениях, ходила с дипломатическими и исследовательскими миссиями в разные части света. После перевооружения на фрегате были установлены новые орудия.


Российский фрегат «Паллада»

В 1852 году «Паллада» отправилась в свою самую знаменитую миссию, целью ее являлась Япония - страна долгое время остававшаяся загадкой не только для русской дипломатии, но и для русских путешественников. Правительство Японии в целях воспрепятствования проникновения в государство западной культуры на целых 100-200 лет закрыло собственные границы от всяческих попыток проникновения, причем не пускало на территорию государства не только посольские миссии, но и частных лиц. Впервые Америка для иностранцев была открыта незадолго до похода русской «Паллады», сделали это американцы при помощи пушек и винтовок. Повинуясь силе и мощи американских кораблей, японское правительство было вынуждено согласиться на открытие границ, чем незамедлительно воспользовались также и русские, незамедлительно выслав дипломатическую миссию в целях налаживания контакта.

Возглавлял миссию вице-адмирал Путятин Е.В., «Палладой» командовал капитан Унковский И.С. В состав миссии для ведения полезных для истории и дипломатии записей был также включен работник департамента и по совместительству журналист и писатель - Гончаров И.А., впоследствии посвятивший пережитым в путешествии приключениям целую книгу, дав ей наименование - «Фрегат «Паллада»».

Несмотря на то, что конечной целью плавания являлась Япония, по пути планировалось также зайти и в европейские и даже американские порты. Выйдя из Кронштадта в направлении дальнего Востока «Паллада» попала в сильный шторм, погода стояла крайне плохая все время плавания, чего старый и разбитый корабль не выдержал, в трюме образовалась течь, которую пришлось заделывать прямо на ходу. Для хорошего ремонта фрегат встал на якорь в порту Портсмута, откуда вышел лишь в начале 1953 года. 12 апреля «Паллада» обошла мыс Доброй Надежды и ровно через месяц, пройдя через весь Индийский океан, посетила Гонконг, Яву и Сингапур. Приблизительно в это же время командующий получил известие о начавшейся Крымской войне, из-за которой небольшому отряду, состоящему помимо «Паллады» еще из одного судна - яхты «Восток», приобретенной во время стоянки в английском порту для исследовательских целей, пришлось несколько изменить курс, чтобы избежать встречи с английскими, турецкими, либо французскими военными судами.


Российский фрегат «Паллада» в порту Портсмут

Изменение курса привело к тому, что у берегов Японии яхта появилась несколько позже ожидаемого и вместо того, чтобы идти в центр страны пришвартовалась в Нагасаки, откуда ее экипаж попал на острова Рюкю и Окинаву.

Переговоры, ведущиеся между дипломатами, несколько затянулись, японцы стали известны русским как любители долгих и весьма нудных церемоний, их этикет поражал своей напыщенностью и одновременно простотой, высшие офицеры корабля, допущенные лицезреть императора, впоследствии жаловались, что им пришлось не только стоять на коленях, но и вкушать рис, запивая его при этом горячей водой, а единственное блюдо, которое подали на стол есть было нельзя, так как оно предназначалось для церемоний.

Пока политики и дипломаты договаривались, исследователи изучали японские берега, наносили их на карту и составляли подробные описание увиденных обычаев и традиций. Из Японии «Паллада» вышла лишь в конце 1954 года, весь 1955 проведя в странствиях, опасаясь встретить по пути следования английские боевые корабли. Осенью 1955 года правительство приказало ввести старый фрегат в Амурскую бухту, но ее к этому времени уже успели сковать льды, потому «Паллада» осталась дрейфовать в открытом море, продолжив странствие.

В то же время обстановка в мире сильно накалилась, всем было ясно, что Россия войну не выиграет, потому оставаться боевому кораблю, не имеющему возможности себя защитить, в нейтральных, либо в каких-либо еще водах было крайне опасно. Капитан Унковский получил приказ дождаться присланных для буксировки корабля фрегата «Аврора» и корвета «Оливуц», чтобы с их помощью все же войти в бухту. Но прибывшие корабли не сумели ничем помочь, ветхий корпус «Паллады» вот-вот должен был развалиться и не подходил для крепления на нем буксировочных тросов и цепей.

В результате кратковременного совещания было принято решение затопить «Палладу», чтобы она не досталась противнику, 17 января 1856 года это решение было исполнено и «Паллада» оказалась навсегда погребена в водах Константиновского поста, где находится и по наши дни.

Паллада - российское учебное парусное судно с полным парусным вооружением по типу корабль, в регистре числится барком, но на самом деле является фрегатом.

Фрегат «Паллада» был спущен на воду в 1989 году на Гданьской судоверфи им. В.И. Ленина в Польше. Он стал одним из пяти парусников серии однотипных судов: , , «Херсонес», «Дружба», «Паллада», построенных по типу польского судна «Дар Молодежи» .Парусник имеет три мачты с прямым парусным вооружением. Общее количество парусов – 26, все они управляются в ручную. Корпус судна стальной, длиной 108,6 метров, шириной – 14 метров. Фрегат снабжен двумя дизельными двигателями, которые используются преимущественно во время шторма и для лавировки в порту. Высота грота судна 49,5 метров. Численность экипажа 51 человек, кроме того корабль может принять на свой борт 144 практиканта.

Свое имя фрегат получил в честь , совершившего путешествие от Кронштадта к берегам Японии в 1852-1855 годах.

Первым капитаном фрегата «Паллада» стал Юрий Арсентьев (1989-1993), с 1994 по 2012 судном командовал Николай Зорченко, с 2012 года плаваниями руководит Толовиков Сергей.

Фрегат «Паллада» принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету во Владивостоке и служит для обеспечения морской практикой курсантов этого учебного заведения. Помимо этого, «Паллада» выполняет научно-исследовательские и представительские функции.

В основном фрегат «Паллада» участвует в тихоокеанских рейсах, но в 2007-2008 гг. парусник совершил кругосветное путешествие, посвященное 190-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П.Лазарева . Корабль пересек экватор, посетил 19 иностранных портов, побывал в таких странах, как Филиппины, Фиджи, Венесуэла, Куба, Испания, Тунис, Китай, Греция, Египет и другие.

Фрегат «Паллада» занесен в книгу рекордов Гиннеса за скоростной рекорд в 18 узлов среди парусных судов класса А. Во время кругосветного путешествия этот рекорд был побит самой же «Палладой» , парусник развил скорость до 18,8 узлов, но новый рекорд был зафиксирован только в бортовом журнале и официально не оформлен.

В 2010 году фрегат «Паллада» принимал участие во Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае в качестве представительского судна.

Ежегодно фрегат «Паллада» принимает участие в международных парусных гонках, где регулярно занимает призовые места.

"Паллада" - фрегат русского военного флота.
"Паллада" вышла из Кронштадта и прошла через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Страны восходящего солнца. В рейсе так же участвовал известный русский писатель И. А. Гончаров, который во время путешествия вел путевые заметки, впоследствии воплотившиеся в роман "Фрегат Паллада".

1 сентября 1832 года в Петербурге со стапелей Охтенской верфи был спущен на воду новый фрегат, на корме которого золотом отсвечивало его имя - "Паллада".
Под командованием первого своего командира капитан-лейтенанта П. С. Нахимова, ставшего впоследствии одним из выдающихся русских флотоводцев, а затем других офицеров этот корабль на протяжении почти двух десятилетий достойно нес ратную службу и неоднократно совершал дальние плавания.

В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. Для составления летописи плавания и ведения протоколов переговоров с японцами на борту "Паллады" находился служащий департамента внешней торговли известный русский писатель И. А. Гончаров. В 1858 году свои впечатления об этом плавании он описал в знаменитом путевом очерке "Фрегат Паллада".

Бури и штормы сопровождали корабль во время всего похода. Уже на первом этапе плавания в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат продолжил поход. Вместе с ним шла небольшая шхуна "Восток", купленная в Англии для нужд экспедиции.

12 апреля 1853 года "Паллада" покинула гостеприимные берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил "Палладу" в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.

Пока шли длительные переговоры с японцами, офицеры "Паллады" под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К. Н. Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева (ныне Самсанбон).

В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести "Палладу" в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать это не удалось, и "Паллада" направилась для зимовки в Императорскую (ныне Советскую) гавань.

Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца" для буксировки "Паллады" в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.

Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко приказал уничтожить корабль, и 17 января 1856 года у поста Константиновский "Паллада" была затоплена экипажем.

Благодарные потомки и сейчас помнят знаменитый корабль. На берегу бухты Постовая, возле того места, где затоплен фрегат, 23 октября 1956 года в честь его подвигов и походов был установлен памятник; в музеях экспонируются поднятые водолазами детали и снаряжение "Паллады".

Сам корабль лежит здесь

Loading...Loading...