Эротические фрески в древности. Секретный музей эротического искусства в неаполе
В наше время хорошо известно, что древние римляне отличались весьма либеральными взглядами на сексуальность. Однако, когда в середине XVIII века были обнаружены древнеримские города Помпеи и Геркуланум, погребенные под слоем вулканического пепла Везувия, общественность оказалась не совсем готова обнаружить также и пикантные подробности древнеримского общества, а именно - повальное увлечение эротикой.
В Помпеях процветала обширная секс-индустрия с десятками борделей, стены которых были покрыты эротическими фресками. Художественное изображение секса нередко встречалось и на стенах спален в богатых частных домах.
На шее жители Помпей носили амулеты фаллической формы, чтобы отгонять злых духов. А дома почти у каждого из них хранилась небольшая коллекция предметов искусства сексуальной тематики.
В хозяйстве часто использовались масляные лампы и другие бытовые предметы фаллической формы.
А самой скандальной находкой оказалась статуя греческого бога Пана - наполовину человека, наполовину козла, - совокупляющегося с козой.
Демонстрация всех этих откровенных сексуальных материалов вызвала немало смущения и неловкости среди общественности XVIII века, поэтому непристойные древности поспешили скорее спрятать от глаз публики, заперев в секретном кабинете.
Секретный кабинет, или gabinetto segreto, изначально располагался в Музее Геркуланума в Портичи. Доступ в него осуществлялся исключительно по специальному письменному разрешению короля. Но, как известно, запреты только подогревают интерес, поэтому изображения фресок и копии попавших под запрет экспонатов производились внутри кабинета и распространялись среди французской элиты.
После переноса из Портичи в Национальный археологический музей Неаполя коллекция ненадолго стала доступна публике безо всяких ограничений. Продолжалось это до тех пор, пока король Франциск I в 1819 году не нанес музею визит в сопровождении своей жены и дочери. Поспешно выпроводив семью, возмущенный король тут же распорядился запереть коллекцию в специальном зале, где ее смогут лицезреть только мужчины «зрелого возраста и устоявшихся моральных принципов». Женщинам и детям входить туда строго воспрещалось.
На протяжении следующих 200 лет секретный музей оставался в основном закрытым, лишь несколько раз открывая свои двери на непродолжительное время. Даже открывшись в охваченных сексуальной революцией 60-х, он сохранил прежние ограничения на вход. И только в 2000 году коллекция наконец-то стала публично доступна как для мужчин, так и для женщин.
В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.
В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.
4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным» . В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.
4-м стилем все и закончилось.
Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.
Фрески в Археологическом музее Неаполя
Храм Исиды в Помпеях
Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).
Фрески из храма Исиды:
Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.
Прибытие Ио в город Канопус.
Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.
Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.
Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.
Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.
Фрески из Боскореале
«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.
В 1893 году в городе Боскореале , была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.
Фрески из Боскореале:
На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.
Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.
Фрески из Помпей
Персей освобождает Андромеду . Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль
Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.
Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.
Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.
Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.
А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.
Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.
Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.
Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:
Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.
Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:
Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции
Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?
Вид на порт Путеолы
Причудливые архитектурные формы
Сцены жанровые и мифологические:
Древнее здание Лупанарий (именно так назывались бордели в древнем Риме), погребенное 24 августа 79 года вместе с остальными городскими постройками под лавой Везувия, неплохо сохранилось до наших дней, передает CBC .
На его стенах все еще можно разглядеть фрески с откровенными сексуальными сценами, которые служили своеобразным «меню услуг» для посетителей древних итальянских борделей.
Археологи утверждают, что это место пользовалось огромной популярностью среди местных политиков и богатых торговцев.
Всего на территории Помпей было обнаружено около 200 борделей на 30 тысяч населения. Тогда считалось нормой, если женатый мужчина спит с другими, но замужней женщине изменять своему мужу запрещалось под страхом заключения
Этот Лупанарий был самым крупным из обнаруженных в Помпее. Его раскопали в 1862 году, но свои двери для туристов он открыл сравнительно недавно из-за затянувшейся реставрации. Это был самый крупный бордель в городе.
Это двухэтажное здание в самом центре Помпеи с пятью комнатами — по два квадратных метра каждая — вокруг вестибюля. В стены комнат были встроены каменные ложа с тростниковыми одеялами. Именно в таких комнатах трудились лупы («lupa» – проститутка).
Во всех комнатушках не было окон. Освещались они огненными фонарями круглые сутки. Археологи утверждают, что в помещениях стояла сильная вонь и духота.
Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая лупа и привратница по совместительству.
Для особенных гостей были и VIP комнаты, которые находились на втором этаже. Но какого-либо отличия от нижних комнат они не имели, кроме балкона, с которого можно было зазывать клиентов.
В соответствии с законами, бордели открывались в 3 часа пополудни. Час пик приходился на поздний вечер – начало ночи.
За каждой проституткой была закреплена своя комната с выбитым над входом именем владелицы. Это дает возможность предположить, что местные лупы жили в других местах, а в бордель приходили только на работу.
Так же, как и во всем Древнем Риме, проститутки Помпеи должны были пройти государственную регистрацию для получения лицензии. Они платили налоги, и имели особый статус среди женщин. Их профессия не считалась чем-то позорным.
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Когда во второй половине 18 века начались систематичные раскопки Помпей, туда любили заглядывать знатные персоны. Многие открытия случались на их глазах - на свет извлекались найденные раньше и снова закопанные античные раритеты. Для этого были две причины: исследователи хотели сделать приятно важным гостям и не хотели случайно выкопать при них что-нибудь неподобающее. Этого добра в Помпеях хватало.
Извержение Везувия 24 августа 79 года привело к гибели городов Помпеи, Геркуланума, Стабии, а также нескольких небольших селений и вилл.
Только для высокоморальных мужчин
Помпеи, Геркуланум и Стабии дошли до нас в том виде, в каком их застало извержение вулкана. Погибшей культуры не коснулась христианская цензура, и это стало проблемой. Раскопки показали, как наслаждалась похотью Римская империя во время своего наивысшего расцвета. На фресках, мозаиках, рельефах люди и животные совокуплялись во всех мыслимых позах, а боги и мифологические существа демонстрировали неувядающую потенцию.
В 1819 году раскопки вместе с женой и дочерью посетил будущий король Обеих Сицилий Франциск I. Возмущенный, он повелел увезти и запереть все непристойные артефакты. Так в неапольском Музее Бурбонов (теперь - Национальный археологический музей) появился Секретный кабинет (Gabinetto Segreto). Его экспонаты по специальному разрешению могли увидеть только «высокоморальные мужчины» . В самих Помпеях эротические фрески, которые невозможно было демонтировать, прикрыли металлическими заслонками. За дополнительную плату их приоткрывали, и снова только для мужчин.
То есть образованные мужчины из высших классов, не простолюдины.
Глиняные лампы из Секретного кабинета. Фото: Darren & Brad / Flickr
Не все экспонаты Gabinetto Segreto были найдены на раскопках Помпей, Стабии, Геркуланума. Коллекцию пополняли предметы со всей Италии. И сам Секретный кабинет никогда не помещался в одну комнату. Это галерея, которая со временем захватывала все новые помещения.
Возвращение «порнографии»
Чтобы описать коллекцию римских непристойностей, ученые вспомнили редчайшее слово порнография . В античной литературе древнегреческий термин «изображение проституток» встречается один раз. Сначала определение использовалось в научной литературе, а потом пошло в народ.
В 1860 году Джузеппе Гарибальди взял Неаполь и широким жестом открыл Секретный кабинет для всех. Но вскоре он закрылся снова, почти на полтора столетия. Только в 2000 году скрываемая коллекция стала доступна для всех, хотя подросткам для ее осмотра до сих пор требуется разрешение родителей.
Вот самые известные из непристойностей Gabinetto Segreto.
Сочинение «Пир мудрецов» Афинея, 2 век н.э.
Венера Каллипига (Прекраснозадая)
Римская копия более ранней греческой работы изображает девушку, приподнявшую тунику, чтобы посмотреть на свои ягодицы. Статуя была найдена в подземном зале римского дворца Нерона и до попадания в Неаполь хранилась в Коллекции Фарнезе.
19 век скульптура провела под замком в Комнате Венер при Секретном кабинета, куда со всей Италии собрали статуи с обнаженной женской натурой.
Одно из крупнейших собраний античных предметов, основанное папой Павлом III (1534-1549).
Венера Каллипига. Фото: ho visto nina volare / Flickr
Тайная жизнь пигмеев
Распространенной темой фресок в домах зажиточных жителей Помпей была жизнь пигмеев. Впервые их упомянул еще Гомер, сообщивший о войне, которую племя вело с аистами.
При раскопках Дома Квадриги в Помпеях в 1844 году выяснилось, как римляне представляли себе сексуальную жизнь африканцев. На фреске изображен групповой секс в лодке. Участники увлечены процессом и, кажется, не замечают крокодилов и бегемотов вокруг.
Условное название, данное археологами.
Секс втроем на лодке в окружении диких животных. Фреска, Помпеи. Источник: Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia
Фреска из Секретного кабинета. Фото: Sailko / Национальный археологический музей (Неаполь) / CC BY 3.0 Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia
Древнее здание Лупанарий (именно так назывались бордели в древнем Риме), погребенное 24 августа 79 года вместе с остальными городскими постройками под лавой Везувия, неплохо сохранилось до наших дней, передает CBC .
На его стенах все еще можно разглядеть фрески с откровенными сексуальными сценами, которые служили своеобразным «меню услуг» для посетителей древних итальянских борделей.
Археологи утверждают, что это место пользовалось огромной популярностью среди местных политиков и богатых торговцев.
Всего на территории Помпей было обнаружено около 200 борделей на 30 тысяч населения. Тогда считалось нормой, если женатый мужчина спит с другими, но замужней женщине изменять своему мужу запрещалось под страхом заключения
Этот Лупанарий был самым крупным из обнаруженных в Помпее. Его раскопали в 1862 году, но свои двери для туристов он открыл сравнительно недавно из-за затянувшейся реставрации. Это был самый крупный бордель в городе.
Это двухэтажное здание в самом центре Помпеи с пятью комнатами — по два квадратных метра каждая — вокруг вестибюля. В стены комнат были встроены каменные ложа с тростниковыми одеялами. Именно в таких комнатах трудились лупы («lupa» – проститутка).
Во всех комнатушках не было окон. Освещались они огненными фонарями круглые сутки. Археологи утверждают, что в помещениях стояла сильная вонь и духота.
Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая лупа и привратница по совместительству.
Для особенных гостей были и VIP комнаты, которые находились на втором этаже. Но какого-либо отличия от нижних комнат они не имели, кроме балкона, с которого можно было зазывать клиентов.
В соответствии с законами, бордели открывались в 3 часа пополудни. Час пик приходился на поздний вечер – начало ночи.
За каждой проституткой была закреплена своя комната с выбитым над входом именем владелицы. Это дает возможность предположить, что местные лупы жили в других местах, а в бордель приходили только на работу.
Так же, как и во всем Древнем Риме, проститутки Помпеи должны были пройти государственную регистрацию для получения лицензии. Они платили налоги, и имели особый статус среди женщин. Их профессия не считалась чем-то позорным.
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.