Ажурный дом. Ажурный дом, архитектор А

Сейчас никого уже не удивишь типовыми многоэтажками, которые штампуются как «горячие пирожки», заполняя собой всю территорию растущих мегаполисов. Многоэтажные жилые дома, построенные из крупных блоков, прочно ассоциируются с мрачными невеселыми строениями спальных районов, которые навевают тоску. Это скучные однотипные коробки, для которых отсутствие любых украшений стало основополагающим принципом. Но могло ли градостроительство пойти по другому пути? Можно ли было соединить красоту здания с его функциональностью?

Оказывается, что можно было. Так, интересную страницу жилищной архитектуры Москвы 30-х годов составляют эксперименты с первыми постройками из крупных блоков, которые положили начало той мощной системе индустриального домостроения, без которой совершенно невозможно представить себе современную столицу.

Еще более семидесяти лет назад, в 1940-1941 годах, архитекторами Андреем Константиновичем Буровым и Борисом Николаевичем Блохиным был предпринят эксперимент по строительству жилого дома из крупных блоков. Так появился дом на Ленинградском проспекте, прозванный позднее «Ажурным».

Именно это здание может доказать, что жилой дом, построенный из типовых элементов, может быть очень даже красивым и функциональным. И хотя «Ажурный дом» так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром, он показал, что и крупноблочное здание способно стать настоящим произведением искусства.

Андрей Буров хорошо разбирался как в технике, так и в искусстве. Он был настоящим гением и разносторонним специалистом. Так, он изобретал новые строительные материалы, проектировал довольно необычные дома, разрабатывал успешную систему полярных самолетов и…даже занимался исследованием лечения рака. Поэтому вполне логично, что Бурова заинтересовала новая идея строительства здания из крупных блоков, изготовлявшихся на заводе.

Чем же так интересен «Ажурный дом»? Во-первых, стены здесь были разделены на простенки и перемычки, что создавало для них своеобразный каркас. Такая система получилась довольно практичной и технически целесообразной, потому как позволила сильно сократить количество типов элементов, которые изготавливались на заводе.

«Ажурный дом», схема разрезки блоков

В тоже время стены здания членились красиво и весьма энергично. Так, перед кухнями, обращенными на уличные фасады, в этом доме были созданы хозяйственные лоджии, где можно сушить белье, чистить платье, да и просто отдыхать. При этом они были прикрыты декоративными решетками из бетона, поэтому являлись недоступными для любопытных взглядов людей. Ажурные рельефы для лоджий были выполнены по эскизам художника В. Фаворского. Чередование лоджий и окон придало дому яркую декоративность, а также и некоторую экзотичность, за которую его стали называть «аккордеоном». Этот достаточно ранний пример показал многие неисследованные возможности для индустриального строительства жилых домов, придания им особой художественной выразительности, о которой, к сожалению, в последующие годы было забыто.

«Ажурный дом» интересен также тем, что архитекторы стремились на новой основе вернуться к идее комфортного и красивого жилища в сочетании с системой общественного обслуживания. Поэтому внутренние коридоры здесь связывают квартиры шести верхних этажей с лестницами, а на первом этаже проектировался комплекс общественных помещений, которые включали в себя продовольственный магазин, кафе-ресторан, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое должно было выполнять заказы на доставку обедов и продуктов, уборку квартир, стирку и другие услуги. Начавшаяся война нарушила планы по благоустройству общественной части дома. Затем ее помещения были использованы для иных целей, а общий замысел остался нереализованным.

План «Ажурного дома»

«Ажурный» дом и сегодня выглядит достаточно необычно, благодаря декоративным решеткам и «разводам» на стенах, похожим на мрамор. Причем изначально ничего подобного в проекте, конечно же, не предполагалось. Дело в том, что в последний момент перед началом строительства здания, Бурову позвонили с завода и сказали, что ровного цвета блоков никак не получается добиться. Тогда архитектор быстро нашел выход, в результате которого при заливке в блоки добавили краситель.

Интересно, что дом был построен не по красной линии, а немного в глубине. Поэтому в наше время «Ажурный дом» скрывается за многочисленными ларьками и небольшим сквериком. Но сам облик дома нельзя спутать ни с одним другим зданием, благодаря все тем же бетонным декоративным орнаментам. Узоры по эскизам Фаворского являются растительными, выполненными в двух типах. Издалека они напоминают узорные наличники на деревенских домах, иней на стекле или даже мох, который также порой принимает причудливые формы. Но подойдя ближе, мы можем разглядеть, что на самом деле это переплетение цветов, которое является своеобразным «приветом» эпохи модерна, который также напоминает проект Уильяма Морриса. Наверное, английский дизайнер был бы рад увидеть подобные элементы декора в жилом здании.

«Ажурный дом» - невысокое здание, в нем всего шесть этажей. Оно имеет простую форму, типично «индустриальную». То же можно сказать и о внутреннем пространстве: огромное помещение парадного с тремя лестницами, а также просторные коридоры, напоминающие школьные, - на каждом этаже. Говорят, что по ним когда-то дети катались на велосипедах. Подъезд здесь всего один, с двумя просторными лестницами в правом и левом крыле. Лифтов тут два, до недавних пор они были механическими, как поставленными в 1940, так и работавшими до нового века. Квартиры здесь начинаются со второго этажа, на каждом - по восемнадцать квартир.

Интересно, что нигде здесь нельзя найти вычурные украшения сталинской эпохи: мозаики, лепнину или драгоценные люстры. И это легко объясняется тем, что Буров строил вовсе не дворец для избранных, а образец стандартного жилого дома для обычных советских граждан.

Однако первым делом в «Ажурный дом» все равно въехали генералы и полковники, но если бы первоначальный план реализовался, и строительство таких домов пустили на поток, то и обычные граждане смогли бы в них жить. Квартиры здесь изначально рассчитаны на проживание одной семьи, но здесь есть совмещенные санузлы и совсем крошечные кухни. Такая планировка была призвана подчеркнуть «обычность», «неэлитность» здания.

Кстати, кухни здесь сделаны маленькими специально, потому что все-таки предполагалось, что еду будут готовить в ресторане, а у себя дома жильцы ее будут только разогревать. Это сейчас выглядит странно, а в то время подобная практика широко применялась в Америке, например. К слову, Андрей Буров ездил по делам в США, откуда и привез подобную идею общественного обслуживания.

Всем радужным планам по индустриальной постройке красивых и практичных домов не суждено было сбыться. Наступила война, которая внесла свои коррективы в последующее развитие страны, в том числе и градостроительное. Во время войны в квартиры «Ажурного дома» вселили по две-три семьи, а многие идеи социального обслуживания были успешно забыты.

Когда же начались массовые домостроения, то остановились на проектах многоэтажных домов попроще. Никто уже не стал думать о красоте зданий, только об их практичности. В итоге такие излишества, как ажурные решетки, стали невостребованными. На смену же крупноблочной новаторской технологии пришла сборка из панелей.

В «Ажурном» доме в разные годы жили и знаменитости, например, до 1949 года здесь жил Константин Симонов с Валентиной Серовой. Родилась и выросла в этом доме также фигуристка Ирина Моисеева.

В «лихие» 90-е из-за небольших квартир дом не был «в почете» у разных криминальных личностей. Зато кинематографисты этот дом очень полюбили за старые лифты и нестандартную планировку. Здесь снимали фильм о Серовой и Симонове, а затем стали регулярно делать фильмы о советской жизни. Впрочем, сейчас лифты заменили на новые, автоматические, что может расстраивать деятелей кино, но не может не радовать самих жителей дома. К сожалению, пропал теперь и знаменитый «Ажурный магазин», вместо него - магазин «Магнолия». Увы, время ничто не щадит.

Вообще, «внутренности» нарядного здания далеко не так красивы, как фасад. Так, в доме уже давно текут проржавевшие трубы, а сквозь старые довольно хлипкие окна слышен несмолкающий гул Лениинградки. Здание нуждается в капитальном ремонте и одной заменой лифтов, увы, не обойтись. Жильцы, кстати, мечтают не только о ремонте, но и о том, чтобы про «Ажурный дом» не забывали и помнили как о единственном в своем роде и ценном памятнике архитектуры. В советское время все знали, где находится это нарядное здание, любой москвич мог назвать его адрес. А сейчас? Молодежь точно не слышала о нем. Да и если замечают кружевной фасад дома, то с равнодушным видом рассматривают его пару секунд, а потом идут дальше. Именно поэтому домом нужно заниматься точно так же, как и другими памятниками. Хотя, в этом случае, многим жильцам придется нести ответственность за то, что многие увеличили кухни за счет лоджий, заложив изнутри ажурные решетки кирпичной кладкой.

Рассказ об истории уникального московского дома хочется завершить словами Андрея Бурова, которые он написал в своих воспоминаниях: «По существу не может быть никакого противоречия между современной техникой и искусством. Это противоречие возникло только в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, которые пропагандировали примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники».

Уже прошло более 70 лет после строительства «Ажурного дома», но подход Бурова так и остался нереализованным. Кто знает, быть может в будущем строительство жилых домов станет гармоничным синтезом искусства и техники?

Комментарии (14)

    10.04.2019 | 10:00

    Выберите Костюм женский Шалон с доставкой по всей России в разделе ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА У нас Вы можете приобрести лучший текстиль, производимый в России на фабриках города Иваново. Наши главные отличия от конкурентов: Огромный ассортимент - все виды постельного белья и трикотажа - женского, детского, мужского; Высочайшее качество российского производителя; Разумные цены; Разнообразные способы доставки по всей территории РФ; Сертификация всей продукции. Но, всё-таки, главной причиной для того, чтобы купить текстиль именно у нас, является максимальная прозрачность работы над заказом на всех этапах. На сайте Вы всегда без труда можете узнать текущий этап работы, а операторы нашей бесплатной горячей телефонной линии, которые работают без выходных, проконсультируют по любому вопросу. https://clck.ru/FPhJ3 - Купить в интернет-магазине Панно гобеленовое Пионы за 2 839 руб.

    • 11.04.2019 | 11:12

      Выберите Пижама детская Dozer с доставкой по всей России в разделе Пижамы У нас Вы найдете лучший текстиль, производимый в нашей стране на фабриках города Иваново. Наши основные отличия от конкурентов: Огромный ассортимент - абсолютно все виды постельного белья и трикотажа - женского, детского, мужского; Высокое качество отечественного производителя; Невысокие цены; Разнообразные способы доставки по всей территории РФ; Сертификация всей продукции. Но, всё-таки, главной причиной для того, чтобы купить текстиль именно у нас, является максимальная прозрачность работы над заказом на всех этапах. На сайте Вы всегда без труда можете узнать текущий этап работы, а операторы нашей бесплатной горячей телефонной линии, которые работают без выходных, проконсультируют по любому вопросу. http://bit.ly/2Hq81g0 - Купить узкую юбку от 1189 р. в интернет-магазине

      • 12.05.2019 | 06:30

        кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэккешбэк

        • 12.05.2019 | 10:58

          Привет любитель сбережений! Что вы можете купить онлайн? Да почти все! Таким образом, за все, что вы можете получить значительный процент от нашего кешбэк! Наши постоянные пользователи знают, что с помощью кешбэк сервиса вы можете не только выгодно купить одежду и оборудование, но и сэкономить на покупках бытовой химии, косметики и массы других категорий товаров. А у нас вы можете получить кешбэк с каждого заказа вашей любимой еды! Мы постоянно расширяем наш список партнеров среди интернет-магазинов, выбирая самые популярные из них, чтобы вам не пришлось ограничивать себя в выборе! Выбирайте из тысяч брендов и миллиона товаров разных категорий! И, конечно же, получать кешбэк с каждого заказа! Посетите наш сайт прямо сейчас и сократите свои расходы на покупки! Сэкономьте до 40% с каждой покупки! Воспользуйтесь услугой возврата денег. Представляем крупнейший в мире сервис кешбэк сервис! - 2078 популярных онлайн-магазинов кешбэк - 969 магазинов с увеличенным кешбэк. Сегодня банковские карты - это не только способ хранения денежных и безналичных платежей, но и очень интересный финансовый инструмент, открывающий ряд удобных и выгодных функций для их владельцев. кешбэк стал любимым предметом во многих функциях связанных карт. Быстрое снятие наличных удобным способом! http://bit.ly/2UwSyfW

          • 26.05.2019 | 23:09

            Самый простой способ начать зарабатывать биткойны: Просто замени свой браузер на CryptoTab и получай доход в биткойнах каждые 10 минут себе на счет за то, что пользуешься им для серфинга в интернете либо просто держишь окно браузера открытым. Чтобы установить, скачать и начать зарабатывать потребуется меньше минуты - http://bit.ly/2uZLOgc

            • 28.05.2019 | 11:18

              Получать плату за посещение сайтов - это утопия? Нет, если речь о CryptoTab - первом в мире браузере со встроенными функциями майнинга. Никаких вложений и затрат - всё просто, прозрачно и честно. Попробуйте сами! http://bit.ly/2Jd7Qo8

              • 09.06.2019 | 03:08

                • 09.06.2019 | 09:34

Построенный незадолго до Великой Отечественной войны "Ажурный дом" (также известный как "Кружевной дом", "дом-аккордеон" и дом Бурова) планировался в качестве типового проекта, но волей судьбы остался в единственном экземпляре и стал одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Шестиэтажный жилой дом П-образной формы был построен в 1936-1940 годах и стал одним из первых жилых домов, возведённых из крупных бетонных блоков заводского изготовления - по этой причине его считают первым многоэтажным панельным домом в Москве. Особенностью дома, за которую его прозвали ажурным и кружевным, являются изящные бетонные решётки в виде цветочного орнамента, закрывающие кухонные лоджии и то, что на них находится. Декоративные решётки выполнены по рисункам известного графика Владимира Флаворского. Есть у дома и другая декоративная особенность, менее заметная - панели на внешних стенах выглядят так, словно сделаны из мрамора, но на самом деле они тоже бетонные; секрет в том, что на заводе в бетон добавили краситель - по легенде, это была вынужденная мера, вызванная невозможностью добиться равномерного оттенка бетона. Так или иначе, благодаря этой детали дом не требует дополнительной внешней окраски, и дошёл до нас в том же самом цвете, в котором и был построен.

Сейчас это не так уж очевидно, но изначально проект задумывался как типовой - для массовой жилой застройки; его авторы - архитектор и инженер-изобретатель Андрей Буров и архитектор Борис Блохин. Появление на фасаде дома ярких декоративных элементов в виде цветочного орнамента - результат амбициозных задач, которые поставил перед собой Андрей Буров при разработке проекта жилого здания массовой застройки: по мнению архитектора, массовая советская застройка должна была быть не только практичной и функциональной, но и красивой, а жильцы дома должны иметь доступ к развитой инфраструктуре шаговой доступности. В какой-то степени это сказалось и на планировке квартир: кухни в них специально сделаны маленькими, поскольку предполагалось, что готовить для жильцов будут в ресторане на первом этаже, а в квартирах еда будет только разогреваться. Помимо ресторана, в доме также должны были быть гастроном, парикмахерская и детский сад, причём проход к ним предполагалось сделать прямо из подъезда. Идеи подобного обслуживания жильцов и взгляды на социальную инфраструктуру архитектор привёз из США, куда он ездил в командировку в 1930 году.

К сожалению, стать массовым проекту было не суждено: началась война, подвалы переоборудовали под бомбоубежища, а в квартиры поспешно заселяли по несколько семей. После войны массовое домостроение проект отвергло: страну нужно было восстанавливать, и выбор пал на более дешёвые и простые строения.

Сейчас "Ажурный дом" - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих и автомобилистов своим необычным и красивым видом. А ещё про него шутят: мол, вот какой дальновидный был архитектор Буров - предвидел, что люди будут хранить на балконах всякое говно, и с помощью красивых декоративных решёток спрятал позор с глаз долой.

Адрес, по которому находится "Ажурный дом": Ленинградский проспект, 27. Добраться до него можно пешком от станций метро "Динамо" и "Белорусская" Замоскворецкой линии, а также от станции "Беговая" Таганско-Краснопресненской.

Координаты : 55°47′02″ с. ш. 37°33′59″ в. д.  /  55.7840917° с. ш. 37.5664528° в. д.  / 55.7840917; 37.5664528 (G) (Я)

«Ажурный дом» (также «Дом-аккордеон ») - шестиэтажный жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве , один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Внутренняя планировка здания основана на распространённом на Западе полугостиничном типе жилья (apartment house), с которым А. К. Буров познакомился во время командировки в США . Компактные квартиры на жилых этажах (со второго по шестой, по 18 квартир на этаже), с небольшими кухнями и прихожими, расположены по обеим сторонам длинных коридоров. Внутренние перегородки выполнены из плит «Дифферент» (алебастро-камышовые плиты), не требующих оштукатуривания перед оклейкой обоями. В конце коридоров на стыке с крыльями здания размещены широкие лестницы, имеющие запасные выходы во двор. Основной вход в дом, расположенный со стороны Ленинградского проспекта, ведёт в лифтовой холл с двумя лифтами, по сторонам которого изначально располагались две служебные квартиры, из которых осуществлялся контроль за всеми входящими и выходящими из дома. Остальная площадь первого этажа была отведена под общие нужды жильцов - здесь размещались продовольственный магазин, детский сад и ясли .

Напишите отзыв о статье "Ажурный дом"

Примечания

Литература

  • Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. - М .: Искусство-XXI век, 2015. - С. 295-296. - 320 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-98051-121-0 .
  • Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. - М .: Искусство-XXI век, 2014. - 616 с. - ISBN 978-5-98051-113-5 .
  • Иконников, А. В. Архитектура Москвы. XX век. - М .: Московский рабочий, 1984. - С. 93-94. - 222 с.
  • Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров. - Москва: Стройиздат, 1984. - 142 с. - (Мастера архитектуры). - 16 000 экз.
  • Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. О.И. Ржехиной, Р.Г. Буровой.. - Москва: Искусство, 1980.
  • Аронов, Н. // Коммерсантъ. - 2008. - № 168 .
  • Творчество А. К. Бурова // Архитектура СССР. - 1958. - № 7 . - С. 13-22 .

Ссылки

  • Закливенец Екатерина. . Где ты живешь? . The Village (4 августа 2016).

Отрывок, характеризующий Ажурный дом

– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, как устроена жизнь в одном из первых блочных зданий Москвы - Ажурном доме архитектора Андрея Бурова на Ленинградском проспекте.

Фотографии

екатерина закливенец

Историческая справка

Вопрос создания массового жилья волновал советских архитекторов задолго до эпохи Никиты Хрущёва. Ещё до войны они искали способы строительства из типовых элементов - это сократило бы время и затраты на возведение построек. Одним из первых примеров крупноблочного строительства стал Ажурный дом на Ленинградском проспекте в Москве, построенный архитекторами Андреем Буровым и Борисом Блохиным в 1940 году.

На самом деле «ажурным», или «кружевным», он был прозван позднее из-за витиеватых решёток, которые украшают кухонные лоджии и одновременно скрывают то, что на них стоит. Таким образом Буров и Блохин неожиданно решили одну из главных проблем будущей массовой застройки - захламлённые балконы, способные испортить любой аккуратный квартал. Ажурные рельефы выполнили на заводе по рисункам известного книжного графика Владимира Фаворского. Из-за чередования лоджий и окон дом также часто называли «аккордеоном».

В Ажурном доме всего один подъезд и шесть этажей. В здании два лифта, а также лестницы и просторные холлы, соединённые длинными коридорами - фактически дом имеет планировку гостиничного типа. На каждом этаже по 18 квартир, причём жильё начинается со второго этажа, так как на первом планировалось создать комплекс общественных помещений: продовольственный магазин, кафе-ресторан, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое бы выполняло заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, стирку и прочие услуги. Однако этим планам помешало начало войны. Она же стала причиной того, что дом так и не вошёл в серию, оставшись единственным экземпляром.

Несмотря на то, что дом Бурова строился для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины. (Впрочем, среди известных жильцов дома были и советский прозаик Константин Симонов, и актриса Валентина Серова.) Тем не менее все квартиры в доме были призваны подчеркнуть «неэлитарность» здания: во многих были совмещённые санузлы и крошечные кухни. Последние были сделаны намеренно: предполагалось, что люди будут брать готовую еду в ресторане на первом этаже и разогревать у себя. Эту идею общественного обслуживания Буров увидел во время командировки в США и хотел реализовать на родине.

Аня Крылова, дизайнер интерьеров и один из создателей бренда украшений OSA, 38 лет : В Ажурном доме мы с мужем живём уже четыре года. Так получилось, что квартиру, которую мы снимали до этого, продали, и нам срочно понадобилось жильё. Тогда наш приятель, который давно перебрался за город, предложил остановиться в его пустующей квартире в Ажурном доме. Я очень обрадовалась возможности пожить в первом блочном доме. Он меня пленил: ажурные сетки, большие рекреации, длинные коридоры - чума полная! Кроме того, мне близок этот район. Ещё до переезда я проводила здесь много времени: работала сначала на Верхней улице, затем на Ленинградке, просто тусовалась.

Об этом здании я слышала задолго до переезда, у моих родителей была книга про район Беговой. Из неё я узнала, что этот дом должен был стать типовым. Интересна и история ажурных сеток: их поставили на кухонных лоджиях, чтобы с проспекта не было видно советский быт с его беспросветной жутью. Про фасады тоже есть история. Говорят, что разводы на них получились случайно: якобы при заливке не могли добиться однотонного оттенка, и Буров предложил добавлять краску прямо в раствор. Лично я не верю, что это было случайностью, а не первоначальной задумкой архитектора. Слава богу, пока ни у кого не поднялась рука покрасить фасады!

В нашем доме большой подъезд и роскошные коридоры, которые не оставляют ни одного человека равнодушным. По бокам расположены шикарные лестницы, около каждой из них - рекреация с остеклением от пола. Поэтому мало кто догадывается, что этот дом строился для обычных людей и что в нём очень маленькие квартиры. По замыслу архитекторов, человек должен был проводить весь день на работе, а ужинать в ресторане-кухне на первом этаже. Но, естественно, ресторана уже давно нет. Впрочем, как и планируемых выходов из подъезда прямо в магазин, детский сад и парикмахерскую.

После войны, когда не хватало жилья, многие квартиры здесь стали коммунальными. Не знаю, как люди находились в таких тесных помещениях - наверное, спасались в коридорах. Иногда я представляю, как по ним бегали дети. Обидно, что сейчас это пространство используется только как курилка. Мне кажется, в этих рекреациях дети должны играть, рисовать, а пенсионеры - йогой заниматься.

Мы живём на последнем этаже в небольшой квартире, полуторке - 38 или 40 квадратных метров, точно не помню. Но здесь довольно просторно благодаря окнам космических размеров и трёхметровым потолкам. У нас нет ажурных решёток, так как они стоят только на фасаде здания. Все окна в квартире выходят на солнечную сторону, поэтому в комнатах всегда светло, а по вечерам солнце прямо лупит. Здесь большие батареи - либо они такими были изначально, либо впоследствии жильцы сами доварили - поэтому зимой всегда очень тепло, а когда нет ветра, то вообще задыхаешься от духоты. Главный недостаток - то, что окна выходят на Третье транспортное кольцо, из-за чего летом невозможно открыть форточку: сразу летят пыль и копоть. Сейчас вид из окна не очень приятный: краны, строящиеся стадион «Динамо» и арена «ВТБ». Но вдали виднеется высотка, похожая на сталинскую, и тебе кажется, что ты в самом центре города. Ещё отсюда отличный вид на парады: самолёты пролетают мимо, техника выстраивается - можно даже никуда не ходить.

В нашей квартире есть французский балкон с дверью шириной в метр. Конечно, мне жаль, что на него нельзя поставить велосипед, но не могу сказать, что отсутствие стандартного балкона - серьёзный недостаток. Всё равно на него можно было бы выйти только ранним утром, когда не так много копоти поднимается с дороги. Что касается пыли, то здесь всё зависит от расположения квартиры: жильцы, чьи окна выходят на Ленинградку, жалуются на грязь, а те, чьи окна выходят на аллею и во двор, говорят, что у них очень тихо и практически нет пыли.

Мне кажется, самый главный минус жизни в доме Бурова - жуткая слышимость. Однажды к нам пришёл сосед снизу и сказал, что мы надоели, так как постоянно катаем что-то тяжёлое. А у меня из того, что может кататься, только рабочее кресло и пылесос. Ещё был период, когда соседи по обе стороны от нас делали ремонт. Было круто! Я работаю дома, мне звонят и говорят: «Ой, ты на объекте, я перезвоню». Бывало, сосед долго не выключал закипевший чайник, мне было так хорошо его слышно, что я периодически кричала: «У вас чайник кипит!» Но потом владельцы поменялись, сделали шумоизоляцию, и мы совершенно перестали их слышать, хотя у них живут дети. А вот другие, наоборот, отскоблили стену так, что мы знаем, во сколько сосед пришёл домой и как помылся в душе.

Когда мы только увидели эту квартиру, то уже решили, что ремонт делать не будем. Под ковролином обнаружился дубовый тонированный паркет из тёмного дерева. Я его помыла, и он был просто роскошным, пока не высох: местами на нём была краска, а слои лака потемнели. Циклевать его было бы очень дорого, да это и несерьёзно, поэтому мы его закрасили белым - так сказать, законсервировали. Но пол всё равно выглядит замечательно. В ванной вообще лежит метлахская плитка, она же, кстати, и в подъезде. Не знаю, что с ней делали, но на ней есть вмятины - может, топором что-то рубили. В двери на кухню прекрасная стеклянная фрамуга, которую, к сожалению, кто-то частично закрасил и даже забил фанерой. Ещё есть дверь-гармошка из одной комнаты в другую. Её можно совсем закрыть и пользоваться другой дверью, так маленькая комната не будет проходной. Подоконники сейчас, конечно, рассыпаются, но их, как и окна, можно было бы отреставрировать.

Я смотрю, какие ремонты делают другие жильцы, и часто мне становится очень обидно. Для меня жить здесь - счастье, а народ выбирает интерьеры совершенно без привязки к месту и времени, без какого-либо уважения к дому. Многие плюют на эти шикарные окна, паркет, плитку, закладывают ажурную сетку и кладут клинкерный кирпич - у них внутренний прованс в душе. Всё убивается. Когда в коридорах я вижу плакаты с котиками, вышивку, нелепые фотографии, мне хочется сказать: «Что вы вообще делаете? Ведь вы практически в музее живёте и должны кайфовать от этого, а не уничтожать, развешивая нелепые картинки и перекрашивая стены в зелёный». Я даже хотела заменить эти плакаты на репродукции современного искусства, но не поймут ведь, скажут: «Хулиганство!»

В прошлом году на Венецианской биеннале ребята, кажется, из Аргентины изучали наш дом. Интересно, что для других стран он представляет какую-то историю, ценность, а для нашей - просто место для котиков, икон, позолоты и кирпича. Вообще нет ощущения, что люди живут именно в этом доме. Да, они стараются сделать что-то уютное, но это «что-то» совершенно оторвано от реальности. Мне кажется, так происходит от всеобщей неопределённости: наши идеологи внушают народу, что он и от Ленина, и от царя. В итоге у людей в голове каша, отсюда эстетика совка, православия и скреп духовных.

В доме есть определённый костяк жильцов. Остались старушки, половине из которых квартиры достались бесплатно после войны, когда сюда селили офицеров. Но есть и те, кто здесь недавно или снимает. Несмотря на то что я не самый общительный человек, могу сказать, что все друг друга знают, всегда здороваются и при необходимости обсуждают важные вопросы. Когда мы только переехали, на нашем этаже жила старшая по дому, но через некоторое время она скончалась, и должность перешла по наследству к её сыну. Обычно бытовыми вопросами никто не хочет заниматься, а он хоть что-то понимает и делает. Ещё у нас есть консьержка, но всё равно к нам часто приходят какие-то непонятные личности, предлагают счётчики поменять, какие-то конфеты купить, а из подъезда регулярно пропадают велосипеды. Так и получается, что гигантский холл, в котором могли бы стоять те же коляски, пустует.

Раньше в доме был очень атмосферный магазин с тётушками на каждой кассе. В нём можно было купить всё: от перстней до молока. Естественно, туда стекалась вся районная пьянь - они приходили за чекушками и часто переругивались с продавщицами, у них были очень тонкие отношения. К сожалению, года три назад магазин закрылся, а на его месте появилась сетевая «Магнолия», которая напрочь лишена той сумасшедшей эстетики. Мне кажется, жители дома грустят по старому магазину, несмотря на то что он был не самым удобным: в каждом отделе была своя касса, и приходилось отдельно платить за хлеб, отдельно за молоко, отдельно за колбасу. Из магазинов рядом ещё есть «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Но в них плохой выбор, поэтому мы чаще всего ездим в «Ашан», который находится в «Авиапарке».

В отличие от Петербурга, где полно экскурсий по различным домам и крышам, в нашем доме такого нет. Хотя вокруг дома часто крутятся люди с фотоаппаратами, всё снимают. Кажется, у Лебедева был проект, в рамках которого исследовали городскую среду: ходили по домам, лазили по крышам. Наш дом тоже много фотографировали. Ещё у нас постоянно снимают кино. Часто выходишь и видишь осветительные приборы. Знаю, что некоторые даже сдают квартиры под съёмки.

Прямо у дома есть небольшая детская площадка, а в соседних дворах - ещё несколько довольно больших. Через дорогу от нас стоит дом со шпилем, на него часто обращают внимание и удивляются, что это были просто конюшни. Сейчас здание передано театру балета, но реконструкцию забросили. С другой стороны - Дом авиаторов , . Также рядом находится ипподром. Сама я туда не хожу, но знаю, что там . Из окна видно машины, которые не могут найти места на парковке, и нарядную публику - бывают даже дамы в шляпках. А недавно после реконструкции открыли комплекс бывшей фабрики «Большевик», а на его территории - , благодаря которому в районе стало появляться больше приятной молодёжи. Вообще, я надеюсь, что благодаря преобразованиям здесь наконец-то появятся нормальные заведения с едой, потому что сейчас есть негде. Беговая - совершенно мёртвая улица, по ней даже пройтись нельзя, всё покрыто слоем пыли. На Ленинградке есть какое-то кафе «Москва», но там довольно странно.

В целом расположение дома - большой плюс, если не говорить об экологической составляющей и шуме от пересечения магистралей. Отсюда можно доехать на троллейбусе куда угодно за счёт Беговой улицы и Ленинградского проспекта. Наверное, поэтому мы и не видим смысла покупать машину. Кроме того, мы находимся не так далеко от Белорусского вокзала, но при этом «вокзальные» здесь не тусуются. Криминала тоже нет. Конечно, как и везде, бывают маленькие попойки и странная молодёжь, но ничего особенно неприятного.

Мне нравится жить в Ажурном доме, хотя когда мы только переехали, то не планировали оставаться надолго: с окнами беда, а летом вообще невозможно. Но пока уехать не получается. Муж работает на «Баррикадной», и ему удобно. Я тоже спокойно езжу на объекты, после чего успеваю вернуться домой, поработать и поехать по другим делам. Когда живёшь далеко, работать в таком темпе проблематично.

Цена двухкомнатной квартиры

19 миллионов рублей

Аренда двухкомнатной квартиры

60 тысяч рублей в месяц

Валентина Киселёва, пенсионерка, 80 лет: Мой покойный муж жил в этом доме с 1941 года, а я попала сюда в 1960 году. Мы много путешествовали по Германии, Чехии, Венгрии, Болгарии и Румынии, поэтому можно сказать, что здесь я начала постоянно жить только в 1977 году. До пенсии я работала врачом-хирургом, помогала детям с заячьей губой и волчьей пастью, а муж был инженером по железобетону, строил всякие станции и прочее.

Я живу в двухкомнатной квартире на пятом этаже. Все мои окна выходят во двор, это солнечная сторона. Пыли здесь мало, но, если я открою окна, в комнатах будет не только душно, но и ужасно жарко, и я вообще тут погибну. К счастью, вечером всё быстро проветривается, и я могу нормально спать. Вообще, мне не нравится здесь жить. Я просто не люблю этот дом: всё рушится, то зальют, то ещё что-нибудь произойдёт.

Про Ажурный дом я знаю совсем мало, хотя у нас раньше даже книжка была, но куда-то запропастилась. Я помню, что это был первый блочный дом, его построил товарищ Буров. Муж мне говорил, что здесь в железобетоне не хватает щёлочи, поэтому строение быстро развалится. И действительно, сейчас я не могу поменять окна, потому что они вываливаются потихоньку. Кроме того, от фасада здания отваливаются плитки, одну машину даже пробило. У меня есть подзорная труба, и я наблюдаю, как всё здание облезает и рушится, - не дом, а ужас! Никто ничего не чинит, ведь наш дом относится не к Мосжилимуществу, а к министерству культуры.

Мне давно ещё муж говорил, что у нас под домом есть бомбоубежище, из которого ведут три выхода: на бега, к гостинице «Советской» и ещё куда-то. Я тогда ему не верила, думала, он просто дурака валяет. А потом встретила товарища, который имел отношение к гражданской обороне, и он мне всё подтвердил. После этого я и сама под дом спускалась, но там теперь всё завалено хламом и мусором.

Скорее всего, этот дом строили для высокопоставленных товарищей, хотя квартиры в нём фиговые. Например, в угловых все комнаты проходные. Самая лучшая планировках в тех, которые выходят на проспект: в них все комнаты изолированные. Но в любом случае во всех квартирах очень маленькие кухни. У меня, к примеру, только четыре квадратных метра. Пришлось заложить балкон, чтобы на кухне поместился холодильник. Кухни маленькие, потому что это был дом коммунистического быта. Ещё когда я была студенткой и мы с моим мужем только встречались, на первом этаже находилась столовая, в которой за плату можно было брать еду и разогревать у себя. Но потом на месте столовой открыли магазин.

После войны в Ажурном доме жили очень приличные люди: были и генералы, и заслуженные врачи, и спортсмены. Во времена моего студенчества здесь жили Симонов и Серова, у них любовь была. А почему я знала, что это Симонов, так мне наш электрик Николай Васильевич рассказал - он Симонову электричество чинил. Другая наша соседка, портниха, шила для Серовой шторы и одежду. Ещё здесь жила чемпионка мира по фигурному катанию Ира Моисеева. Её мама была заслуженным врачом, а папа, кажется, Героем Советского Союза. Неудивительно, что здесь раньше столько фильмов снимали.

Сейчас из стареньких нас человек шесть осталось: кто-то давно получил квартиру и переехал, а кто-то умер. Врачи наш дом называют «раковым корпусом»: за последние два года от онкологии здесь не стало семи человек, ещё пятеро борются с болезнью. Я проверяла дом на радиацию, но она в пределах допустимой нормы.

Раньше старшей по дому была Алласанна (Алла Александровна. - Прим. ред.) , когда она умерла, должность занял её сын, Антон. Алласанна была потрясающей женщиной. Она окончила художественный институт, вела для нас всевозможные кружки, устраивала праздники, субботники. Например, на Новый год, после домашнего застолья, мы все собирались в вестибюле, куда приносили пироги и музыку на все случаи жизни. Танцы и веселье продолжались до утра. К сожалению, сейчас такого больше нет. Только с другими бабками собираемся на скамейке, мужики ведь давно поумирали. Но я стараюсь быть инициативной, постоянно приглашаю других пенсионеров сходить куда-нибудь, для этого развешиваю объявления. Иногда меня даже спрашивают: «Валя, а что мы так долго никуда не ходим?» Например, у нас рядом с домом есть Международный университет, где с сентября по май студенты проводят потрясающие концерты. Сейчас у меня ещё одна мечта есть - собрать всех и пойти в картинную галерею, которая недавно открылась на фабрике «Большевик». Вообще, мы любим искусство, иногда собираемся у меня, завариваем чай и рассматриваем книгу о Ренессансе.

Восемь лет назад мне поставили ножной протез. Какое-то время я ходила в кружок для инвалидов, где нас обучали рукоделию. После этого и начала мастерить разные вазы из всякого барахла, очень хотелось занять себя чем-нибудь. Сначала на помойках собирала интересные вещи, а сейчас мне периодически под дверь подкидывают то люстру, то лампу какую-нибудь. Иногда приносят очень любопытные вещи, например люстру XIX века. Не могу сказать, что я что-то особенное делаю, это просто дурь в голове. Своими поделками я украшаю коридоры. Жильцы по-разному к этому относятся: четвёртый этаж равнодушен, третий очень любит, а на втором этаже много новеньких, им как-то до лампочки всё это. Ещё мои поделки берут на выставки - недавно мне за участие в них подарили телевизор. Также у нас в подъезде много рисунков - это соседка Таня делает. И фотографии есть, их нам отдало туристическое бюро, которое раньше находилось в доме. Для детей я вешаю разные игрушки и картинки со зверятами, им нравится.

Раньше в нашем доме спали бомжи и пьяницы. Но в 1998 году мы с Аллой Александровной объединились, сделали домофон, выжили всех пьяниц и навели порядок. Долгое время у нас круглосуточно были консьержи. Сейчас же в подъезде никто ничего не оставляет, потому что воруют. Конечно, я не хочу обижать новую консьержку, она ведь у нас только до семи вечера, а потом уходит. Иначе пришлось бы собирать намного больше денег, а многим это тяжело.

Со внутренним двором у нас тоже всё очень плохо. Каждый раз недобрым словом вспоминаем нашего мэра за то, что он убрал забор. Раньше там росла трава и цветы, а сейчас всё вытаптывают. Вообще, у нас не двор, а самый натуральный гараж - вечером под окнами может стоять до 40 машин. Ещё и асфальт больше не метут, только мусор совком собирают. То ли дело было раньше: бабы придут, ведро поставят, возьмут метлу - и весь двор блестит! Недавно один сосед решил проверить асфальт у нашего дома, в итоге нашёл почти все злые элементы таблицы Менделеева: ртуть, свинец, кадмий и прочее. Мы стараемся здесь не сидеть и ходим в соседний двор, где есть большая детская площадка с множеством скамеек.

Сейчас в нашем доме находится магазин «Магнолия», а раньше на его месте был другой продуктовый, с которым мы очень дружили. Его директор Алексей Ефимович делал пенсионерам подарки каждый Новый год и 8 Марта, дарил пакеты с фруктами и конфетами. Мы же устраивали для них концерты, на которых наши дети выступали, приходили на все праздники. На Новый год Алла Александровна даже Дедом Морозом наряжалась! В общем, крепко дружили и веселились всегда. А в «Магнолии» я продукты не покупаю, там дорого. Предпочитаю ходить в «Пятёрочку», зимой же мне всё необходимое соцработник приносит.

Я никуда не езжу, потому что не могу пользоваться общественным транспортом из-за протеза. Да и ездить мне, наверное, некуда: в поликлинику хожу пешком, пенсию снимаю вместе с внуком. Вот сейчас жду, когда приедет дочь, и мы вместе на такси отправимся в Третьяковскую галерею на выставку Айвазовского. Ради такого и денег не жалко!

Крупноблочный жилой дом, известный как Дом Бурова, «Ажурный дом», «Кружевной дом».
Ленинградский проспект, д.27, стр.1
1939-1940
Авторы: архитекторы А. К. Буров и Б. Н. Блохин, инженеры А. И. Кучеров и Г. Б. Карманов, художник В. А. Фаворский.

Борис Кондаков, архитектор, урбанист:

«Перед нами пример здания эпохи «освоения классического наследия с человеческим лицом», образец советского ар деко. В эпоху, когда на фасадах зачастую требовалось слепо воспроизводить образцы античной классики (что не исключает блистательных примеров и в этом жанре), Андрей Константинович Буров пошел своим путем, руководствуясь принципом «лучшее, в чем нужно подражать древним, - это не подражать им»: эти слова П.А. Вяземского Буров процитировал в своем труде «Об архитектуре».

Этот дом, предвестник массового жилого строительства в СССР 2-й половины XX века, имеет мало общего с тем, что создавалось в последующую эпоху, когда архитектура отступила даже не на вторые, а на третьи позиции. Здесь удалось соединить несовместимые, казалось бы, вещи - дешевизну индустриального производства и высокохудожественный подход «штучной» архитектуры.

Фасад дома олицетворяет поиск новой тектоники (по Бурову - пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции) здания, созвучного времени, здания, которое должно было собираться, как самолет, из произведенных индустриальным способом крупных элементов, а никак не из кирпича. Буров нащупывает в этом произведении новый пропорциональный ритм современных строительных материалов. Здесь впервые была осмыслена технологическая особенность строительства из крупных блоков: швы не маскировались, а, наоборот, акцентировались.

«Попытка навязать неорганическому, кристаллическому строю повторов (например, одинаковых квартир, выраженных на фасаде) динамический строй золотого сечения, спрятать их под него, - искажает и задачу, и ее решение. Архитектура превращается в фальсификацию,» - рассуждал Буров. Уместна и еще одна цитата мастера - того времени, когда он уже окончательно утвердился в мысли, что за индустриальными материалами - будущее. Здесь он критикует, по всей видимости, собственный жилой дом Наркомлеса (Тверская улица, д.25), первая очередь которого была закончена несколькими годами ранее дома на Ленинградке: «Так мы вгоняем восьмиэтажный дом с повтором одинаковых квартир в фасад трехэтажного итальянского палаццо (где в первом этаже жили конюхи и охрана, во втором - сеньор, а в третьем - челядь), и тогда восьмиэтажный дом приобретает вид трехэтажного. И я тоже был повинен в подобных фальсификациях.»

Можно представить себе, как в некоей параллельной реальности из подобных постройке на Ленинградском проспекте домов создавались бы целые города. Их описание есть у Андрея Константиновича. «Здесь будут и выстланный мрамором пол центральной площади с фонтанами, окруженной зеркальной стеной магазинных витрин, оправленных в позолоченную сталь переплетов, - площади-зала, перекрытой небом и вписанной в зелень жилых районов… и торжественный центр, современный, такой же красивый и современный, как был красив и современен Акрополь для его создателей».

Но, как мы знаем, история сложилась иначе, дом так и остался штучным прототипом. Между тем, дом этот удивительно современен, он сочетает в себе те качества единицы городской застройки, которые кажутся нам сейчас наиболее важными: общественный первый этаж с кафе и детским садом - активный фасад; богатая и вариативная пластика фасада при индустриальном подходе к его созданию, полностью раскрывающаяся при близком, «тактильном» контакте человека с архитектурой - вместо нарочитой монументальности; жилье типа апартаментов - решение, основанное на личных впечатлениях Бурова от американских отелей.»

Loading...Loading...