1985 1991 кратко. Перестройка в ссср: причины, этапы, последствия

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Политика «перестройки» и ее основное содержание

В марте 1985 г. в СССР произошла смена партийного руководства. Новый лидер М.С. Горбачев в оценке положения в стране сочетал оптимизм с элементами критики. Последняя была вполне уместной. В развитии экономики появились неблагоприятные тенденции. За предшествующие десять лет темпы экономического развития заметно снизились. Прирост в народном хозяйстве происходил главным образом за счет экстенсивных методов. Производственный аппарат постарел и нуждался в значительном обновлении. Страна все более отставала от западных государств в технологическом отношении. Положение дел в агропромышленном секторе было нелегким.

Снабжение населения продовольствием сопровождалось немалыми трудностями. Не в полной мере удовлетворялись потребности граждан в промышленных товарах. С начала 1980-х гг. статистика показывала стагнацию доходов населения. Обнаружились застойные явления в хозяйственных и социальных отношениях. В обществе сложилось ожидание перемен, хотя признаки революционной ситуации отсутствовали. Социально-экономические реформы назрели. Но какими они должны были стать? В этом вопросе ясности и единодушия в стране не было. Новые стратегии: ускорения и перестройки. Определяющий выбор был сделан пленумом ЦК КПСС, состоявшимся в апреле 1985 г. Пленум предложил разностороннюю и амбициозную программу, имевшую целью достижение нового качественного состояния общества. Оно включало в себя высший мировой уровень производительности труда, совершенствование общественных отношений, улучшение жизни людей, активизацию всей системы политических и общественных институтов, углубление социалистической демократии, самоуправление народа. Однако в докладе М.С. Горбачева на пленуме ЦК достижение нового качественного состояния общества не было соотнесено с такими традиционными задачами, как совершенствование развитого социализма или построение коммунизма.

Было ясно, что объявленное приближение новой ступени общественного развития потребует многих усилий и длительного времени. По этим соображениям пленум ЦК сконцентрировал основное внимание на более близких и конкретных экономических проблемах. Из различных возможных путей их разрешения этот партийный орган выбрал существенное ускорение развития народного хозяйства на базе интенсификации экономики, научно-технического прогресса, перестройки структурной и инвестиционной политики, повышения организованности. При этом ключевым средством достижения ожидаемых результатов было выбрано машиностроение, темпы развития которого предполагалось увеличить за предстоящую 12-ю пятилетку в 1,5-2 раза.

Состоявшийся в феврале-марте 1986 г. XXVII съезд КПСС подтвердил выбранные апрельским пленумом ЦК направления преобразований, одновременно расширив и конкретизировав многие из его установок. В частности, съезд сделал акцепт на необходимости от крыть простор инициативе и творчеству масс, дальнейшем развитии демократии, самоуправлении народа, упрочению законности, расширению гласности, психологической перестройки кадров. В принципе намеченные меры укладывались в привычные советские стандарты совершенствования общества и не заключали в себе какие то новые рецепты вывода экономики на новые рубежи.

С июня 1986 г. стратегия ускорения неожиданно была переориентирована на политику «перестройки». Новый термин отражал потребность в разносторонних преобразованиях, которые служили цели устранения тормозящих факторов субъективного и объективного характера на пути ускорения социально-экономического развития. М.С. Горбачев стал усиленно внедрять в общественное сознание идею о том, что перестройка - это революция «сверху», а ее авангардом является КПСС. Одновременно началась критика существующих общественных порядков, которые часто получали наименование «казарменный социализм». Широко обсуждались идеи «народного социализма», «социализма с человеческим лицом», «больше социализма», использования идей нэпа в современных условиях, «смешанной экономики», «шведской» модели социализма.

Первые полтора года перестройки привели к некоторому росту темпов промышленного производства, но это были далекие от ожидаемых результаты. Более того, финансовое положение страны ухудшилось. Антиалкогольная кампания и падение мировых цен на нефть сократили бюджетные поступления. Дефицит бюджета покрывался за счет займов и необеспеченной эмиссии. Рост зарплаты опережал повышение производительности труда. Отчисления в фонд накопления и развития сокращались.

Разбор сложившейся ситуации привел партийное руководство к выводу о том, что претворению задач перестройки мешали косность и бюрократизм государственного и партийного аппарата.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС принял важное постановление, в котором подчеркивалась решающая зависимость успехов перестройки от кадровой политики, от того, насколько быстро и глубоко партийный аппарат проникнется сознанием необходимости революционных перемен в обществе. Учитывая инертность партийного и государственного аппарата, предлагалось использовать значительное расширение демократии, отчетность выборных лиц, гласность, критику (особенно снизу) и самокритику, обеспечение прав граждан, повышение роли суда и независимости судей, приток в руководящий корпус новых сил, активизацию работы Советов. Данный пленум ЦК КПСС дат толчок к решительному обновлению среднего и высшего звена руководящих кадров партийных и советских органов. Ряд видных руководителей был выведен из состава политбюро и ЦК. В 1986-1989 гг. сменилось 82% первых секретарей райкомов и 91% первых секретарей обкомов.

Отсутствие желаемых хозяйственных результатов было итогом не столько влияния субъективного фактора (косности руководящих кадров), сколько воздействия многих объективных обстоятельств. Вопросами их устранения занимался июньский 1987 г. пленум ЦК. Он решил децентрализовать планирование, резко расширить границы самостоятельности предприятий, перевести их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, добиться широкого применения коллективного подряда, введения самоуправления трудового коллектива, установления прямой зависимости уровня его доходов от эффективности работы. Названные меры были призваны способствовать развитию предприятий в соответствии с законами экономики. В свою очередь плановые и хозяйственные ведомства обязывались осуществлять руководство экономикой на основе экономических методов.

В апреле 1989 г. на таких же принципах началась перестройка экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе.

Хозяйственные итоги 1987 г. были хуже, чем в году предшествующем. Начались инфляционные процессы. Дефицит государственного бюджета увеличился. Шло скрытое повышение цен под видом улучшения качества товаров. Себестоимость многих видов товаров оказалась выше их стоимости.

В 1988-1989 гг. финансово-экономическое положение в СССР продолжало оставаться тяжелым. В 1989 г. обещанного поворота к лучшему в народном хозяйстве не произошло: 30% промышленных предприятий не выполнили производственный план. Возникший частный сектор экономики эксплуатировал социалистический сектор за счет разницы между свободными и государственными ценами. Хозяйственные процессы пошли против «перестройки».

В период между этими двумя хозяйственными реформами был дан ход осуществлению грандиозной политической реформы. Ее одобрила XIX Всесоюзная конференция КПСС летом 1988 г. Модернизация политической структуры должна была дать новый стимул развитию экономики. Но еще накануне партийной конференции М.С. Горбачев объявил о «новом политическом мышлении», сердцевину которого составлял приоритет «общечеловеческих ценностей».

Партконференция высказалась за возрождение в полной мере внутрипартийной демократии, четкое разграничение функций государственных и партийных органов с оставлением за последними решения только задач политического руководства. Были намечены меры по демократизации советского общества и его политической системы, радикальному повышению роли Советов, борьбе с бюрократизмом, модернизации национальных отношений, развитию гласности и проведению правовой реформы. Партконференция поставила задачу построения в СССР правового государства.

Первая политическая реформа. Она проводилась в жизнь в течение примерно полутора лет с конца 1988 г. Она расширила демократию и значительно повысила роль Советов в управлении делами общества. На основе проведенных выборов были созданы новые представительные органы СССР и союзных республик, причем один из них - Верховный Совет СССР - стал постоянно действующим государственным органом. И хотя большинство мест в нем принадлежало членам правящей партии, руководящая роль КПСС сильно ослабла. В его составе была создана весьма влиятельная и хорошо организованная межрегиональная депутатская группа, занявшая по отношению к КПСС оппозиционную позицию, хотя в нее вошли и коммунисты. Она имела свою программу, включавшую такие положения как рыночная экономика, многопартийность, свобода выхода из СССР, свобода печати.

Демократизация режима изменила течение социально-политических процессов. «Перестройка» как революция «сверху», проводимая центральной властью, перестала быть таковой. Развитие событий стало принимать все более стихийный характер, во многом неподконтрольный власти. Партийные комитеты после XIX Всесоюзной партконференции пребывали в растерянности и практически прекратили свою работу. Новый механизм управления не сложился, так как Советы, особенно в союзных республиках, в освобожденной для них политической нише вели себя инертно. Напротив, антисоциалистические и националистические силы резко активизировались и инициатива стала постепенно переходить к ним. Гласность как средство «перестройки» превратилась в инструмент критики социализма. Последняя с 1989 г. приобрела фронтальный и интенсивный характер и способствовала проникновению в общественное сознание буржуазных идеалов. Руководящие органы КПСС с этими явлениями никакой борьбы не вели.

Вторая политическая реформа. В начале 1990 г. в стране прошли выступления, требующие дальнейшей демократизации. Демократы их назвали «февральской революцией» 1990 г. Власти вынуждены были провести вторую политическую реформу: ликвидировать руководящую роль КПСС, конституционно закрепить частную собственность, ввести пост Президента СССР.

Значительным успехом антисоциалистических сил и показателем их влияния было проведение ими 1 мая 1990 г. самостоятельной демонстрации на Красной площади в Москве под антисоциалистическими и антисоветскими лозунгами. Сама КПСС переживала кризис. М.С. Горбачев смог убедить партию в пересмотре фундаментальных положений действующей Программы КПСС, фактически означающих отказ от прежней социалистической доктрины. В программном заявлении XXVIII съезда (июль 1990 г.) «К гуманному, демократическому социализму» значились такие установки, как многоукладность экономики, многообразие форм собственности, регулируемый рынок, гражданское общество, разделение властей. Цели КПСС указывались очень неопределенно. Она объявлялась партией «социалистического выбора и коммунистической перспективы», что предполагало продолжение поиска этого пути и очень широкую свободу маневра.

Признание частной собственности и намечаемая приватизация народного богатства уже не оставляли никакого сомнения в буржуазной направленности общественного развития России. Неудачный путч 19-21 августа 1991 г., произведенный рядом высших должностных лиц союзного руководства, вызвал в России «августовскую революцию», которая привела к руководству буржуазно ориентированных лидеров и стала непосредственной причиной распада СССР.

Помимо решения внутриполитических задач, перестройка включала также международные аспекты. Более того, улучшение международного положения СССР рассматривалось как необходимое условие реализации замысла перестройки. Поэтому с 1986 г. резко усилилась внешнеполитическая активность Советского государства, направленная на приближение международной разрядки. Было достигнуто взаимопонимание с США и другими ведущими странами Запада. Между СССР и США подписано соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Парижский договор с участием СССР остановил гонку обычных вооружений. Советский Союз прекратил непонятную и разорительную войну в Афганистане и вывел оттуда свои войска. СССР согласился в 1990 г. на ликвидацию ГДР и включение ее населения и территории в состав ФРГ. «Холодная война» к концу перестройки закончилась поражением СССР.

Политика перестройки в СССР явилась импульсом для проведения аналогичных преобразований в социалистических государствах Европы. Процессы общественных преобразований пошли быстро и коммунистические режимы в этом регионе вскоре рухнули. К власти пришли пробуржуазныс силы. Организация Варшавского договора и СЭВ летом 1991 г. были распущены.

Политика «перестройки» как путь совершенствования социализма закончилась полным крахом. Ее финал обусловил возрождение капитализма. Такой неожиданный итог требует оценки политики «перестройки» и производства анализа причин, приведших именно к данному результату.

Оценка перестроечных процессов. В политической литературе оценка политики «перестройки» характеризуется широким диапазоном мнений, в том числе, с прямо противоположными взглядами на проблему. Между этими полярными точками зрения заключено много промежуточных позиций.

Сторонники буржуазного пути развития России дают «перестройке» высокую оценку, считают ее «великой революцией». Политики и ученые социалистической ориентации, а также некоторые иные авторы объявляют перестройку «величайшей трагедией», «катастрофой», «катастройкой», «изменой». «Архитектора перестройки» М.С. Горбачева одни называют «выдающимся мировым лидером», «лучшим немцем», «человеком десятилетия», другие в нем видят «Манилова», «горе-реформатора» и даже «предателя», «Иуду», «Герострата».

Для того чтобы разобраться в этом калейдоскопе мнений, следует выяснить бесспорно положительные и бесспорно отрицательные итоги этой политики, а затем сравнить их между собой и подвести баланс.

«Перестройка» вызвала такие позитивные перемены , как демократизация политической системы и политического режима, плюрализм, гласность, ликвидация остатков тоталитаризма, реальность большинства конституционных прав, и прежде всего свободы личности, широкий доступ импортных товаров на внутренний рынок. Она демилитализиризировала страну, способствовала устранению угрозы мировой войны, более полному вовлечению России в мировой рынок.

Негативных моментов «перестройки» много больше, и они чаще всего масштабнее многих ее плюсов. Перестройка вызвала великий кризис, который уже около 15 лет терзал Россию. Произошло разрушение экономики и социальной сферы страны, многократное падение жизненного уровня населения, уменьшение социальной защищенности граждан, рост безработицы и социальной напряженности в связи с формированием антагонистических классов, усилении преступности и моральной деградации, кровавые конфликты на территории СССР и его распад. Отмечается падение роли России в международных отношениях, усиление ее экономической зависимости от развитых стран Запада. «Перестройка» не приблизила решение самых насущных экономических проблем - структурную перестройку народного хозяйства и модернизацию технопарка страны.

Как видим, общий итог складывается не в пользу положительной оценки «перестройки» 1 В.В. Путин, президент Российской Федерации, в послании Федеральному Собранию РФ назвал происшедшее «настоящей драмой» для российского народа (см.: Российская газета. 2005. 26 апреля). .

Теперь проанализируем причины, приведшие перестройку к тому финалу, который имел место в действительности. В качестве исходной идеи дальнейших рассуждений следует положить мысль о том, что данная политика не была в достаточной мере научно обоснована, хотя, с учетом огромного масштаба предполагаемых или реальных перемен, соответствующие разработки были совершенно необходимы. Она не имела четкого плана, была поверхностна и в отдельные моменты напоминала поспешные импровизации. Возникающие по ходу ее осуществления трудности оценивались не всегда верно и предлагаемые средства преодоления были ошибочными или спорными.

Начнем с констатации основных социально-экономических проблем советского общества середины 1980-х гг. Их несколько: сокращение прироста валового внутреннего продукта, отягощенная военными расходами экономика, стагнация жизненного уровня населения, неправильная ценовая политика. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уменьшение объема прироста ВВП было результатом недостаточного внедрения новых технологий. Эта проблема могла быть решена за счет структурной реформы народного хозяйства, прежде всего промышленности.

Средства на эти цели можно было получить за счет сокращения военных расходов. Рост ВВП, большая ориентация экономики на выпуск товаров народного потребления вызвали бы повышение жизненного уровня. Но первоочередной мерой была реформа цен, так как существовавшая ценовая политика создавала разбалансированность, перекосы и являлась причиной ряда экономических несуразностей. Однако все названные проблемы могли быть решены в рамках существующей экономики и не требовали формационного сдвига.

М.С. Горбачев решил изменить социально-экономическую ситуацию в СССР за счет ускоренного развития машиностроения, направив в этот сектор огромные капиталовложения. Выбор этого вектора перемен спорен и малообоснован. Действительно, почему надо было начинать не с сельского хозяйства, как поступил Китай? Или почему не с развития наукоемких технологий, обусловивших эффективное развитие экономики в ряде передовых стран Запада? Тем более что они были широко представлены в военном секторе экономики. Да и вообще, к чему принимать ответственное решение о путях дальнейшего развития общества всего через месяц после прихода к власти? Думается, что следы спешки налицо.

Несмотря на большие вливания в экономику в условиях сохранения старого паритета цен успехи оказались незначительными. Надежды не оправдывались, так как сильных стимулов у производителей не появилось. Более того, чем более наращивались объемы производства, тем сильнее росли убытки у многих предприятий. Анализ ситуации, произведенный М.С. Горбачевым в январе 1987 г. на пленуме ЦК, оказался ошибочным: в отсутствии должных результатов были обвинены в основном руководящие кадры. М.С. Горбачев переоценил тормозящее воздействие руководителей на течение социальных процессов и не увидел просчетов в последовательности своих действий по проведению «перестройки». Началась трехлетняя кадровая чехарда, приведшая к полному обновлению руководящего ядра. Доступ к власти получили работники, не имевшие достаточной подготовки и опыта.

Далее принимается без должной подготовки и последующей корректировки ответственное решение о полном переводе промышленных и сельскохозяйственных предприятий на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Этот шаг был ошибочным и способствовал развалу экономики. Многие предприятия превратились в должников из-за отсутствия оборотных средств.

С конца 1989 г. власти объявили о вхождении экономики СССР в «социалистический рынок». Даже при наличии всех других необходимых условий нормальный рынок не мог возникнуть, так как в условиях выхода из плановой экономики не существовало механизма конкуренции. Кроме того, государственные заказы, заменившие плановые задания, практически не отличались от последних. Создание рыночной экономики на данной стадии было более декларативным, чем реальным шагом.

Тем не менее, государство потеряло контроль над ростом заработной платы и цен. Это вызвало инфляцию, привело к падению роли рубля, обострению дефицита и разгулу спекулятивного капитала. С 1990 г. началось заметное падение объемов производства. Непродуманные действия М.С. Горбачева развязали экономический кризис в стране.

КПСС и ее лидер М.С. Горбачев начинали «перестройку» в условиях энтузиазма и полной поддержки идей обновления населением. При этом общество было настроено на достижение быстрых результатов, как и обещал М.С. Горбачев. Однако они не появлялись, более того, экономическая обстановка ухудшилась. Поэтому политика «перестройки» начала вызывать разочарование и недоверие. Социальная база этого курса резко сокращалась. В такой обстановке для поддержания своего рейтинга М.С. Горбачев решился на проведение радикальной политической реформы, закрепленной решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Она была необходима для создания демократического политического режима, однако стала осуществляться несвоевременно, в условиях нарастающего экономического кризиса и быстрыми темпами. К тому же «новое мышление» предполагало более мягкие методы государственного руководства. В результате власть потеряла нужный контроль над экономическими и политическими процессами, степень государственного руководства обществом резко упала, развитие стало приобретать стихийный характер, что во многом обусловило крах «перестройки».

М.С. Горбачев затратил много энергии на борьбу со своими противниками внутри партии и государственного аппарата, на «демонтаж механизма торможения», на подавление сопротивления контрперестроечных сил. Однако он не обращал должного внимания на реальную опасность со стороны сил буржуазного реванша, которые своими действиями вызвали трагический финал политики «перестройки».

Эти силы разнородны по своим источникам, но суть следующие:

  1. теневая экономика и криминальный капитал, всплывшие на поверхность в конце перестройки в связи с либерализацией режима;
  2. международное давление («мировая закулиса»);
  3. буржуазное перерождение части КПСС, прежде всего внутри ее руководящего ядра (ЦК КПСС объективно во многом способствовал реставрации капитализма в России).

Однако самая главная причина краха перестройки связана с таким субъективным фактом, как личность М.С. Горбачева. Он, по его собственному признанию, прозвучавшему в речи на семинаре в Американском университете в Турции, имел целью всей жизни «уничтожению коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми». Однако этот свой образ мыслей он до поры скрывал от членов КПСС и граждан страны, но при этом оставался на посту руководителя партии, ставящей своей целью построение коммунизма.

Для достижения своей цели он «должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах». Его идеалом в то время «был путь социал-демократических стран». В свете этого признания становится более понятным смысл тех кадровых перемен, которые начались с январского 1987 г. пленума ЦК КПСС. И надо ли удивляться тому, что перестройка потерпела поражение.

Введение

К середине 1980-х гг. советская система управления оказалась в состоянии острейшего системного кризиса. Одной из основных причин кризиса было превращение партийного аппарата в некий привилегированный слой общества. Правящая верхушка проповедовала двойную мораль, что дискредитировало ее в глазах народа. Народное доверие к властям и существующей политической системе резко падало.

В условиях однопартийной системы, выборы в органы власти носили чисто формальный характер, являлись безальтернативными и в конечном счете, служили только прикрытием для сохранения номенклатурного принципа подбора и расстановки кадров. Выборы в члены районных, областных (краевых), республиканских комитетов партии и на съезды КПСС, происходили путем выборов делегатов от первичных организаций по спущенному сверху, заранее утвержденному списку. Отсутствие информации и какого-либо контроля вело к ухудшению состояния партийно-государственного аппарата и вызывало все большее народное недовольство.

История и итоги перестройки в СССР 1985-1991 гг. сегодня не утратила своей остроты, поскольку, являясь частью истории нашей страны, она накладывает отпечаток на нынешнее положение дел во внутренней и внешней политике России. Актуальность изучения причин неудачи модернизации страны незадолго до распада СССР заключается в том, что это время глобальных перемен в жизни общества, затронувшее не просто одну страну, а содружество народов, огромную державу. События тех дней по-прежнему вызывают много споров и порождают множество исследований.

Целью данной работы является анализ причин неудавшейся перестройки СССР в 1985-1991 гг.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины и цели перестройки

2. Выделить этапы перестройки

3. Проанализировать события, приведшие к распаду СССР

4. Проанализировать причины неудачи модернизации

Объектом исследования являются общественные отношения, существовавшие в период перестроечных реформ, а предметом - период перестройки в СССР.

Причины перестройки в СССР

Причины и цели перестройки

Усиливавшаяся в конце 1970-х - начале 1980-х гг. консервация политических и государственных структур делала очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Во всех сферах жизни общества нарастали негативные явления, сопровождавшиеся равнодушием, социальной апатией граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения являлся утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства.

Кроме того, в стране существовал и экономический кризис. Сельское хозяйство находилось в разрушенном состоянии, промышленность не развивалась, поскольку большая часть усилий государственной власти была направлена на поддержание «гонки вооружений» во внешней политике. Страны социализма зависели от дотаций Советского Союза, то есть крах страны все приближался. Это время называют периодом «застоя».

Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; молодое население страны испытывало большое недоверие к властям, то есть кризис наблюдался и в идеологической сфере. В этой ситуации настоятельной становилась смена отжившего свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. О кризисном состоянии общества свидетельствовали и зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути, представлявшего начало формирования элементов «антисистемы» в рамках существующей политической системы.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества, ставший генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года М. С. Горбачев олицетворял эти перемены.

9 февраля 1984 г. умер Ю. В. Андропов, руководивший страной неполные 15 месяцев. И хотя его меры по преодолению кризиса власти в стране народ встречал с одобрением, поскольку все устали от чиновничьего произвола и хотели видеть перемены, результатов они не приносили. История государственного управления: учебник для бакалавров / Н.А. Омельченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2013. - с.402

После смерти Андропова главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К.У. Черненко, с назначением которого стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах. Однако, как показали дальнейшие события, старый и больной руководитель партии и государства не годился для этой роли. Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание необходимости радикальной перестройки управления государством и обществом.

Черненко умер в марте 1985 г. На состоявшемся 11 марта Пленуме ЦК КПСС, новым Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партийной пирамиды и занимавший к этому времени положение второго человека в партии. Его непродолжительное по историческим меркам руководство страной (менее 7 лет) не только отличалось невероятным по своему драматизму развитием событий, но и знаменовало собой последний, завершающий этап советской государственности. Там же, с.403

Цели правительством в проведении перестройки ставились масштабные. Во-первых, в планы руководства входило обновление производственной базы страны в техническом плане. Предполагалось модернизировать производство и увеличить выпуск машин и оборудования, однако, не за счет улучшения работы предприятий, а за счет ужесточения трудовой дисциплины, введения государственного контроля качества выпускаемой продукции.

Во-вторых, на новый уровень планировалось перевести и экономические отношения внутри Союза. В середине 1990-х гг. руководство страны приняло решение ввести понятие частной собственности на средства производства. Предусматривалось и серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства и ускорение технического перевооружения предприятий.

Однако, все это не было подкреплено какой бы то ни было программой конкретных преобразований, и результаты таких действий будут рассмотрены ниже. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. -- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.273

Введение 2

1.Перестройка в СССР. Основные события. 3

2. Россия в период перестройки 3

3.Общественная жизнь и культура в период Перестройки. 8

4. Экономика Сибири в перестроечный период 12

Заключение 18

Библиографический список 21

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокуп­ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

Актуальность темы работы: несомненно, тема Перестройки в СССР будет актуальна еще и не год и не два, потому что последствия данного шага правительства, в то время еще советского, сказывается и в настоящее время. До сих пор еще идут дискуссии и споры о том, необходимо было так кардинально менять курс страны: экономический и политический, были ли положительные результаты, или это только негативно сказалось на ситуации в стране.

Целью данной работы явилось изучение Перестройки как исторического этапа в жизни русского народа.

Задачи работы:

Перечислить основные этапы Перестройки;

Проанализировать политическую и экономическую ситуацию в стране;

Рассказать о культурной и общественной жизни того периода;

Рассказать о Сибири в эпоху Перестройки.

1.Перестройка в ссср. Основные события.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, «Сухой закон», в конце 80-х гг. - начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит).

В январе 1987 г. на пленуме ЦК - провозглашение политики «гласности».

1988 г. - по решению Политбюро ЦК КПСС создана Комиссия по изучению сталинских репрессий.

Июнь 1988 г. - XIX конференция КПСС (начало реформы политической системы СССР, закон о кооперации).

Февраль 1989 г. - вывод войск из Афганистана.

Май 1989 г. - I съезд народных депутатов (резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений).

Март 1990 г. - III съезд Советов (избрание Горбачева президентом СССР, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС).

Август 1991 г . – путч.

2. Россия в период перестройки

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который взял курс на изменение политической и экономической системы СССР.

Отставание от США в гонке космических вооружений, неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему (существующая вполне устраивала правящие верхи). Систему эту стремились лишь приспособить к новым международным условиям.

В первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек, которому отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

Причины наступившего кризиса в экономике надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

На XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне Марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было “ускорение”- наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом из-за нехватки производственных площадей. А то, что удалось смонтировать, давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец, поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. Раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономиического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 – 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20 %. Дефицит государственного бюджета, превышение государственных расходов над доходами, составлял от 20 % до 30 % валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50 % в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Важным элементом структуры отечественной экономики является завышенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. Отсюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производительности труда и соответственно еще большая напряженность на потребительском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, возникшая в 1991году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно возможного средства-инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25 – 30 % от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активной частью либерально-демократической интеллигенции в большинстве своем были люди, связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклатуры вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно, в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура прежде других обогатилась в ходе раздела собственности.

Сегодня налицо последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия. Страна развалена. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985 – 1995 гг.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек.

В 1990 – 1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей.

В середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, экономических основ, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

В марте 1985 г. (после смерти К.У. Черненко) на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства - М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском Пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции осуществлялся его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников , партократов-обновленцев и реформаторов.

Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи классовой борьбы, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали диссидентские настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике гласности смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д. Сахаров.

Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и со стороны либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров.

Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка, развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти был утвержден Съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. Председателем Верховного Совета СССР стал М.С. Горбачев.

Loading...Loading...