Выдающиеся ученые-руссисты. Наука о русском языке

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выдающиеся ученые-русисты МОУ Тоншаевская В(с)ОШ Буреполомский УКП Учитель русского языка и литературы Михеева С.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Как могуч и прекрасен наш русский язык», однако, чтобы он стал таким великим и богатым над ним надо было немало трудиться!

3 слайд

Описание слайда:

Среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения - к Слову. Разве не показательно, что термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч.philo- «люблю» и logos- «слово»).

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин.

5 слайд

Описание слайда:

М.В.Ломоносов был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). Первый разработал научную классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий. Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковно-славянском, либо на латыни.

6 слайд

Описание слайда:

Александр Христофорович Востоков (1781-1864). A. X. Востоков был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

7 слайд

Описание слайда:

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) B. И. Даль многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы». Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

8 слайд

Описание слайда:

Яков Карлович Грот (1812-1893) Язык объединяет сильнее, чем принадлежность к расе. Якоб Босхарт Немец по происхождению – знаток русского языка по призванию. Яков Карлович Грот ввел правила русского правописания, действовавшие вплоть до орфографической реформы 1918 года. Он пытался «осовременить» законы письменного языка. Его нововведения приняли не сразу, но постепенно правописание «по Гроту» стало общепризнанным. Ученый преподавал русский язык в Финляндии, а в России популяризировал шведскую и финскую культуру. Под его руководством вышли «Шведско-русский словарь» и ряд произведений по истории русской словесности. В том числе издание произведений Державина и Хемницера. Грот начал издавать многотомный академический «Словарь русского языка». Но в связи со смертью ученого эту работу продолжил уже академик Шахматов.

9 слайд

Описание слайда:

Федор Иванович Буслаев (1818-1897) Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского искусства, он был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета. Ф.И.Буслаев продолжил отечественные традиции сравнительно-исторического изучения славянских языков, заложенные А. Х. Востоковым. Свои научные исследования Ф.И.Буслаев обобщил в книге «О преподавании отечественного языка» (1844г.), которая по праву считается первой в нашем отечестве научной методикой преподавания русского языка. Основная мысль этого фундаментального труда о важности изучения родного языка в школе для развития личности, необходимости сравнительно-исторического изучения родного языка после усвоения его правил, значимости соизучения языка и национальной культуры.

10 слайд

Описание слайда:

Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891) Выдающийся русский и украинский филолог. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).

11 слайд

Описание слайда:

Алексей Александрович Шахматов(1864-1920) Внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он, наконец, выдающийся русский синтаксист. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

12 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря русского языка». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются ученики (выдержал более 30 изданий). Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение - основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

13 слайд

Описание слайда:

Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Пешковский первым доказал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры: « Умение говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».

14 слайд

Описание слайда:

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л.В.Щербы выходил школьный учебник русского языка. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»... Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

15 слайд

Описание слайда:

ГлокАЯ куздрА штекО будланулА бокрА и кудрячИТ бокрЁНКА. Это выражение для формального разбора русских предложений было создано лингвистом-академиком Щерба. В данном предложении четко прослеживаются окончания: - падежно-родовые (существительных и прилагательных), - глаголов (именные и временные), что помогает однозначно понять смысл предложения (состоящего из несуществующих в языке слов).

16 слайд

Описание слайда:

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) Русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.

17 слайд

Описание слайда:

Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)- Замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий. С.И.Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

18 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Реформатский (1900-1978) Он известен всем филологам, потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание». Он прекрасно знал русскую историю и культуру, был тонким ценителем музыки, заядлым шахматистом, писал остроумные стихи, но прежде всего он был лингвистом и во всех своих увлечениях оставался лингвистом: слушая оперную музыку, обращал внимание на особенности произношения, которые требовали лингвистического объяснения, будучи страстным охотником, думая над охотничьими терминами, писал о лингвистической сущности терминов вообще. Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями - выдающимися лингвистами П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым - он явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Все прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», - писал А. А. Реформатский.

19 слайд

Описание слайда:

Леонард Юрьевич Максимов (1924-1994) По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедры русского языка Московского государственного педагогического института, руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Обладая тонким аналитическим умом, он обостренно воспринимал художественное слово, многие его работы посвящены именно анализу языка художественных произведений. Докторская диссертация Л. Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л. Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса. Человек поразительно искренний и необычайно душевно щедрый, Л. Ю. Максимов притягивал к себе всех, кто с ним соприкасался.

20 слайд

Описание слайда:

Интернет-ресурсы: http://www.rlspace.com/vydayushhiesya-uchenye-rusisty/2/ http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl11-01.htm

Урок РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА. ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
(сообщения учащихся по рефератам)

Цели : систематизировать знания о выдающихся ученых-русистах, их вкладе в развитие науки о языке; совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы : исследовательский, самостоятельная работа, совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклады подготовленных учащихся о результатах мини-исследований по теме урока.

Материал для учителя .

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов.

Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

М. В. Ломоносов (1711–1765), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757 г.). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи.

Ломоносов первым разработал научную классификацию частей речи.

М. В. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка.

Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий .

Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII в., заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.

A. X. Востоков (1781–1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831 г.), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

B. И. Даль (1801–1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним – Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы».

Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

А. А. Потебня (1835–1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4-х томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862 г.).

А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX–XX вв. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

Д. Н. Ушаков (1873–1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины XX в. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое нормативное литературное произношение – основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

Одним из самых оригинальных лингвистов был А. М. Пешковский (1878–1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914 г.), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы». Увы, этот урок А. М. Пешковского остался не усвоен многими.

Л. В. Щерба (1880–1944) – известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928 г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния, – наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»…

Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» А. С. Пушкина и «Сосна» М. Ю. Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

В. В. Виноградов (1895–1969). Имя этого выдающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе.

Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для начинающего изучать язык студента.

Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.

Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузовском преподавании. Его этюды по истории отдельных слов составляют увлекательнейшую книгу, читать которую интересно не только специалистам-лексикологам. В. В. Виноградов принадлежит к числу выдающихся деятелей отечественного просвещения. Он преподавал во многих учебных заведениях, воспитал целое поколение русских лингвистов. Он был создателем и в течение 17 лет главным редактором журнала «Вопросы языкознания», с момента образования Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) был ее президентом. Многие зарубежные академии наук избирали В. В. Виноградова своим членом.

С. И. Ожегов (1900–1964) – замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

А. А. Реформатский (1900–1978) – замечательный ученый-филолог. Он известен всем филологам, потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание». А. А. Реформатский был яркой, колоритной личностью. Он прекрасно знал русскую историю и культуру, был тонким ценителем музыки, заядлым шахматистом, писал остроумные стихи, но прежде всего он был лингвистом и во всех своих увлечениях оставался лингвистом: слушая оперную музыку, обращал внимание на особенности произношения, которые требовали лингвистического объяснения; будучи страстным охотником, думая над охотничьими терминами, писал о лингвистической сущности терминов вообще.

Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями – выдающимися лингвистами П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым – он явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Всё прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», – писал А. А. Реформатский.

Л. Ю. Максимов (1924–1994). Доктор филологических наук, профессор Леонард Юрьевич Максимов был одним из выдающихся языковедов России. По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедрой русского языка Московского государственного педагогического института (теперь университета), руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Его научные интересы были широки и разнообразны. Обладая тонким аналитическим умом, он обостренно воспринимал художественное слово, многие его работы посвящены именно анализу языка художественных произведений. Докторская диссертация Л. Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л. Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса.

Человек поразительно искренний и необычайно душевно щедрый, Л. Ю. Максимов притягивал к себе всех, кто с ним соприкасался. Десятки аспирантов и сотни студентов Л. Ю. Максимова не только в России, но и за ее пределами с благодарностью вспоминают о нем * .

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Заполнение обобщающей таблицы «Выдающиеся ученые-русисты» по ходу выступлений.

Ф. И. О. ученого

Вклад в русистику

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: творческая работа «Русский язык в моей жизни».

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК
КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО
ИЗУЧЕНИЯ»
Русистика
Важнейшие ученые-русисты
Подготовила ученица 10 «Б» класса
Батыргареева Карина

Русистика - наука о русском языке, его истоках, истории древней и
новой, о языке его памятников и фольклора; об организующих его частных
системах: о народных говорах, о литературном языке; о строе литературного
языка - звуковом, грамматическом, лексическом, фразеологическом и о смежных
с ним сферах (просторечии и социальных диалектах); о языке русской
художественной литературы; о связях русского языка с другими языками, их
взаимодействиях и взаимовлияниях; об истории изучения русского языка.

Разделы русистики

РАЗДЕЛЫ РУСИСТИКИ
Грамматика -раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и
словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Совокупность
правил изменения слов и их сочетания в предложения также называется грамматикой. русистика
языкознание ученый
Лексика - совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек
или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и
передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Фразеология - раздел лексикологии, посвященный изучению происхождения, функционирования и значения
устойчивых словосочетаний: фразеологизмов или фразеологических единиц Фразеологические единицы
можно разделить на три категории: фразеологические сочетания, фразеологические единства и
фразеологические сращения.
Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
Графика - прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в
письме, и звуковые значения букв. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации
речи. Основными средствами графики являются буквы.
Орфография -раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.
Пунктуация - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в
письменной речи.
Орфоэпия - наука занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих
содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Стилистика - филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий
языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и
композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах
разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый
университет. Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом», - писал о выдающемся
русском просветителе и ученом А.С. Пушкин.
Значительны открытия М.В. Ломоносова в лингвистике.
Опубликованная в 1757 году «Российская
грамматика» М.В.Ломоносова является первым
научным описанием русского языка, в котором
рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса,
словопроизводства, систематизированы
орфографические правила и орфоэпические нормы.
На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х
годов XVIII века были созданы первые школьные
учебники русского языка.
Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории
красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к
красноречию» стало фактически первой книгой такого
рода, написанной на русском языке.
Оценивая значения трудов М.В.Ломоносова, А.С.Пушкин
писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял
все отрасли просвещения. Жажда науки была
сильнейшей страстью сей души…Историк, риторик,
механик, химик, минералог, художник и стихотворец,
он все испытал и всё проник…».

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Александр Христофорович Востоков (1781-1864).
В России у истоков сравнительно-исторического
изучения славянских языков стоит Александр
Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение
о славянском языке…»(1820) А.Х. Востоков
сопоставил славянские языки и на огромном
фактическом материале установил звуковые
закономерные соответствия между ними как
доказательство их искомой близости, родства.
Научные интересы А.Х. Востокова были необычайно
широки: вслед за М.В.Ломоносовым он создал
научную грамматику; изучал памятники
древней письменности, опубликовал
«Остромирово Евангелие » середины XI века,
сопроводил его лингвистическим
комментарием; изучал диалектную лексику,
редактировал «Опыт областного
великорусского словаря» (1852); занимался
проблемами культуры речи, морфологии;
исследовал русское стихосложение и т.д

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Яков Карлович Грот (1812-1893)
Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученыйфилолог, известен прежде всего своими трудами по
упорядочению русского правописания. Им
разработаны также основные принципы составления
словарей.
В 1873 году вышла работа Я.К.Грота «Спорные вопросы
русского правописания от Петра Великого доныне»,
уникальный труд в истории русского языкознания,
заложивший основы научного изучения русского
правописания. В 1885 году Грот составил руководство
«Русское правописание», выдержавшее около 20
изданий и утвержденное как обязательное для
изучения во всех школах России. С выходом в свет
работ Я.К.Грота по правописанию впервые
установилась, по словам академика В.В.Виноградова,
«единая система русского правописания и
устранялись мучительные орфографические
шатания»…
С 80-х годов XIX века начинается новой этап в научной
деятельности Грота- он возглавляет работу по
составлению «Словаря русского языка». Это был
первый нормативный словарь, отразивший,по
утверждению Грота, «общеупотребительный в России
литературный язык в том виде, как он образовался со
времен Ломоносова».

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Алексей Александрович Шахматов(1864-1920)
А.А. Шахматов, великий русский лингвист, внес
огромный вклад в изучение
синтаксиса и истории языка. С ранних лет он
проявил глубокий интерес к проблемам
языкознания. Еще учась в гимназии, он
принимал участие в научных диспутах. Тогда
же была опубликована его первая статья.
Многогранны научные интересы языковеда.
А.А.Шахматов занимался историей и
диалектологией русского и других славянских
языков. Он возглавлял работу по созданию
академического толкового словаря и
комиссию по реформе орфографии. Он,
наконец, выдающийся русский синтаксист.
В книге А.А. Шахматова «Синтаксис русского
языка»,по словам В.В.Виноградова, «впервые
собран колоссальный материал,
характеризующий поразительное
разнообразие синтаксических конструкций
современного русского языка». А.А.Шахматов
первым в истории нашей науки выделил типы
односоставных предложений и описал
особенности их строения. Многие
синтаксические идеи Шахматова до сих пор не
потеряли своей актуальности.

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942)является
автором «Орфографического словаря", которым и
сегодня пользуются ученики.
Особое место среди русских языковедов занимает
В. И. Даль, создатель четырёхтомного «Толкового
словаря живого великорусского языка» (1863-66),
охватывающего огромный массив лексики (около
200 тыс. слов). В этом словаре объединены и
истолкованы как общенародная и областная
лексика, так и лексика литературного языка 19 в.,
подача словарных материалов
(включающих фразеологизмы, пословицы, погово
рки) отражает не только языковедческую
эрудицию, но и глубокую осведомлённость Даля в
самых различных областях русской народной
жизни.
Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) первым
доказал, что интонация является грамматическим
средством, что она помогает там, где другие
грамматические средства (предлоги, союзы,
окончания) не способны выразить значение.
Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что
только сознательное владение грамматикой
делает человека по-настоящему грамотным. Он
обращает внимание на огромную значимость
языковой культуры: « Умение говорить-это то
смазочное масло, которое необходимо для всякой
культурно-государственной машины и без
которого она просто остановилась бы»
Владимир Иванович Даль

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
В. В. Виноградов был известным и очень плодовитым филологом и языковедом. Он написал книги
«Язык Гоголя», «Язык Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова». Также он создал великий труд «Русский
язык. Грамматическое учение о слове», много преподавал и прославился не только на Родине,
но и за рубежом.
С. И. Ожегов (1900-1964) - замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего
как автор «Словаря русского языка», который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь
компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из
них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометки, приводятся
иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.
А. А. Реформатский (1900-1978) - замечательный ученый-филолог. Он известен всем филологам,
потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание».
Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным
проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания,
соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями - выдающимися лингвистами П. С.
Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым - он явился основателем московской
фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Все
прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», - писал А. А.
Реформатский.

Русистика за рубежом

РУСИСТИКА ЗА РУБЕЖОМ
Изучение языка, литературы и других элементов духовной культуры русского народа за рубежом прошло
несколько этапов развития. Практическое изучение разговорного русского языка в 14-17 вв.
определялось нуждами торговли и дипломатии, от этого периода сохранилось несколько практических
грамматик и главным образом словарей, составленных немцами, французами, скандинавами. В них
содержатся сведения о быте, культуре, воззрениях русских людей. В 18 в. этот интерес усилился - Россия
стала европейской державой. С 19 в. в сферу европейского внимания входит классическая русская
литература, особенно Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Первыми среди иностранцев, начавших научное изучение русского языка, были находившиеся на русской
службе Максим Грек (в России с 1518) и Ю. Крижанич, которые изучали язык, работали над переводами
церковных книг и т. п. На рубеже 19-20 вв. все русские университеты имели в своём составе иностранных
студентов, специализировавшихся в области русистики и впоследствии образовавших национальные
школы русистики у себя на родине.уууу
После Октябрьской революции 1917 и особенно после Великой Отечественной войны в связи с тем, что русский
язык стал одним из мировых языков, во многих странах возникла необходимость в профессиональной
подготовке русистов. Русский язык, один из официальных и рабочих языков ООН, важнейший язык науки
и мировых систем коммуникации, занимает 3-е место в мире (после китайского и английского), его
изучают в 1700 университетах 90 государств, а также на курсах, в школах и т. п.; в разной степени
совершенства русский язык знает около полумиллиарда человек.
На основе сложившихся научных традиций и в связи с общественно-политическими требованиями времени
возникли различные национальные школы русистики.

Понравилось сочинение, характеристика или краткое содержание - копируй!!! Качай!!! Скачал?
Добавь в закладки Ctrl+D или вступай в группу в ВК .

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Выдающиеся ученые-русисты . Ответ на билет № 4!!! =>>>

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов.

«Если Джего не заботится о тебе, как ты лежишь под острым мечом?». Заключенный хорош для всего мира. «Прощай, родная земля, прани, рудный пол"а, крик, солны и луна, рыскания, мир и деревенские люди». Кэт убивает своих жертв своим спутником. «Не плачьте о вас, не кричите, не драйтесь и не мчатесь», и вы видите, что вы острижете свой меч - вашу наготу с луком.

Кэт в русской пьесе, созаемщик пытки в чешской драме, лжет о своем поступке. Рассказывает о служении правителям и умирающим. Говорящий король Фабрисио с дьяволом и царем Максимилианой с «ужасающим гигантом» или смертью и обезглавливанием с престолом и вымиранием регента, заканчивает архаичные варианты обеих драм; в то время как конкретные детали переговоров приводятся в обоих случаях из старой отечественной литературы.

С М. В. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замечательный филолог, писатель и педагог., Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Дьявол: Просто приходите, вы должны быть здесь всегда, мучить навсегда в аду. Смерть: «Позвольте мне также построить вас три раза, и мой голос за вас - босс». Чешская духовная игра росла в русской среде: она ослабила агиографический цвет, удалила чудеса, ангела и дьявола, который даже в самой старой печатной записи пьесы Максимильянова является создателем подлости царя. Префект Фабрициус работал по латинской легенде св. Дорот был заменен Адольфом, это вопрос дальнейших литературно-исторических исследований.

Если бы Дорота была обращена в Адольф непосредственно за памфлетом? В любом случае «Автомобиль Максимилян» является красноречивым доказательством чешского влияния на начало российского театра. Богатырев, который посвятил специальный трактат внутренних родственный податливого ресурсов чешского кукольный театр искусство и русский фольклор в настоящее время находит следы традиционной чешской кукольный играет в вариантах Петрушка, играла и записывались в Украине.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка . Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

Помимо вопросов об общем происхождении и взаимных влияниях, сравнительное исследование включает в себя две существенные, противоречащие друг другу проблемы: к вопросу о расходящемся развитии проблема сближения является проблемой. Несмотря на обильные различия обеих национальных культур, чешский и русский, несмотря на значительные количественные и качественные различия в их международных ролей, их исторического развития и их географических предположений, мы наблюдаем геополитическую структуру двух стран существенные общие черты , культурно, определяющих эти страны от других славянских государственных ведомств.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – А. Х. Востокова (1781–1864) – является создание учебных книг по, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях » (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

Каждый из двух национальных подразделений, как чешских, так и российских, и каждого из двух правительственных ведомств, включает в себя два введения: он вводит северо-западные внутренние моря, Север и Прибалтику, а также представляет Юго-Восточные Внутренние моря, Черное и Каспийское. Позиция по обе стороны развода делает культурную жизнь этих единиц доступной двумя противоположными интенсивными влияниями, северо-западным и юго-восточным. Каждое из этих правительственных ведомств находится на дороге, соединяющей два культурных мира.

Вот дюнепр выходит из Оковского леса и течет до полудня; и Дина из того же леса выходит и выходит в полночь и выливается в море Харазита. Из того же леса Волха течет на восток и льет седьмой рот в море Чалина. Река Днепр вливается в море понтийского трех рот, сказал океан слово русского языка «Похожая ситуация государства, хотя Косма, грубо современником Нестора, партикуляристское забыто при описании чешской предысторию в Моравии и говорит:».

А. А. Потебня (1835–1891) – выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.

Все потоки большие и малые, выгнувшись в большую реку, которая течет через Эльбу в Северное море. Современный русский писатель подвел итог своим впечатлениям по пути Словакии в образе дерева, которое гораздо более прямолинейно, когда на него набрасываются двухсторонние ветры, чем когда он тянется к ветру в одном направлении. Именно эта возможность одновременного гравитации и отклонения является необходимой предпосылкой для культурного синтеза и, следовательно, для индивидуальной культуры. Именно в геополитическом положении чешских и российских государственных ядер необходимы императивные предпосылки для знаменитого отрывка: ни Запад, ни Восток.

А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов рубежа XIX–XX вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

Вся история чешского и русского государств определяется колебанием между двумя центрами: постоянными колебаниями к западу, востоку и постоянной реакцией на эти колебания. Однако оба элемента расположены в каждой из этих образований. В русской истории это кажется вопреки в течение двух столетий Петербург руководящая роль юго-восточной зоны введения, будь то Киев или Московского Центра с той разницей, несомненно, согласятся разнообразные иерархии направлений в культурной жизни обеих стран; дуализм направлений неоспорим в обоих.

Геополитическое положение обоих ведомств существенно отличается от географии других славянских стран. Этнографическая Польша принадлежит к северо-западному введению и, таким образом, входит в одностороннюю роль периферии, провинции западного культурного мира. Весь исторический пафос Польши - это пафос маргинального членства на Западе. Если мы сравним культурную историю славянских единиц двунаправленной, а именно, России и Чехию, с культурной историей славянских однонаправленных единиц, мы видим, что на самом деле двусторонние единица, состоящие из таких национальных культурных течений, которые имеют далеко идущие значения экспорта.

А. М. Пешковский (1878–1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) – остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

Односторонние славянские культуры имеют далеко идущие экспортные ценности, в основном иностранные. Может возникнуть возражение: что означает польский романтизм? Но его влияние было слишком узким. Такое появление европейского масштаба, как музыка Шопена, обязательно ощущается как гениальный человек, а не как массовое национальное выражение. Даже если мы рассмотрим этот тезис монопольных двунаправленных славянских культур, достигающей стоимость экспорта слишком схематична и догматической, однако, мы должны признать, что эти культуры, по крайней мере, более способны к созданию аналогичных значений.

Л. В. Щерба (1880–1944) – выдающийся русский языковед и педагог – призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния, – наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

История России и чехословацкого образования также богатые драматические противоречия и множественные наложения противоположных направлений и воздействий, и, таким образом, учитывая прекрасные вопросы, культурные и исторические отношения обеих стран и часто удивительно конвергентной эволюции. Именно это драматическое противоречие между западничеством и его отрицанием в духовном развитии России привлекло Масарика. В российской истории центробежный склон к Западу никогда не монополистичен, а весьма преобладает.

Симптоматично, как мы уже отмечали, переселение метрополии: Киев выиграл соперничество с Новгородом, Москвой и Санкт-Петербургом. Чисто западная идеология русского мира и духовное творчество России вновь и вновь подвергаются. Ведущий российский критик Белинский хорошо справлялся с программными паролями. Он сказал: Чешские земли окружены тевтонским племенем; Немцы были правителями на протяжении веков; она развивалась вместе с ними на основании католицизма и настигала их словом и актом религиозного возрождения - и что тогда?

Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений . Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» и «Сосна» .

В. В. Виноградов (1895–1969) – выдающийся русский филолог и педагог. Его им

Сочинение опубликовано: 09.05.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Выдающиеся ученые-русисты. Ответ на билет № 4

Чехи все еще славяне и до сих пор не немцы, или даже европейцы. Есть метафора пафоса русской богемы. Российские исследователи заинтересованы в чехословацком мире, особенно то, что она отличается от западных соседей, будь то отечественные оригинальные культурные ценности старых славянских святынь или элементов взяты с востока.

Оба термина тесно взаимосвязаны, так как филологическая работа российских ученых выиграла и разработала свои методы в русской ткани. Кирилл и Мефодий Чешского воссоздание прошлого на основе своего случайного мусора было естественной и актуальной задача только для знатока древнерусской культуры, которая, несомненно, является самой богатой, самым важной и оригинальным ответвление церковнославянской традиции. Никольского выявила важность вопроса об историческом праве Иллирикума в великой моравской идеологии Кирилла и Мефодия и в отношении деятельности братьев Соланы.

Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты. (Презентация-приложение к реферату.) Работу выполнила Заплатина Екатерина ученица 10 класса МОУ Измайловская СОШ Научный руководитель Сергеев Н.П., учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Содержание: Русский язык среди других языков мира. Сколько лет русскому языку. Что такое филология и языкознание. История языка. Ученые-русисты.

Эти, которые уже давно не знают о западной славянской науке, о чем свидетельствуют блестящие речи польского слависта Брюкнера, стали основой российских исследований. В настоящее время считается, что эта точка зрения является большим подтверждением в работах Дж. Русские филологи имеют большую долю в открытии и изучении церковно-славянской литературы чешского происхождения. Паннонско-моравские легенды о Кириле и Мефодии; от Лаврова - их лучшее издание и список их Богемии. Российские ученые открыли и впервые опубликовали все церковно-славянские легенды св.

Русский язык среди других языков мира. В мире русским языком владеют свыше 250 миллионов человек. Входит в ООН. Всего в мире существует свыше двух с половиной тысяч языков. Языковые семьи: 1) индоевропейские языки 2) китайскотибетские языки 3) алтайские языки

Никольским, нашел, опубликовал и правильно классифицировал вторую чешскую легенду о Св. После долгого скептицизма эти открытия фактически признаны чешской филологией. В свете судьбы кирильско-методической традиции чешское культурное развитие также оценивалось в позднем средневековье. Лавры ставят , является ли раннее появление и расцвета чешской литературы на родном языке против польской задержки развития, не связанное с впечатляющей традицией церковнославянской.

«неподтвержденные русские», как метко назвали старочешским поэтом, заинтересованным в истории Чешского королевства, главным образом, потому что и первых признаки оппозиции к католицизму, как имя файла является русским Недлером. Подробно описано развитие сектантства и ереси в Богемии и ее кульминация в гуситизме. Двенадцать русских писателей посвятили гуситский вопрос специальным дебатам, некоторые из которых представляют собой обширные монографии. Новиков и приобрел значительную популярность в русских славянофильных кругах.

Сколько лет русскому языку. На фоне древнегреческого или латыни русский язык совсем юнец. Среди же языков современных - вполне почтенный и уважаемый язык средних лет.

Чаши к православной традиции. Оба они постоянно смешивались; были созданы пограничные, временные, компрометирующие формы. Для того, чтобы охарактеризовать деятельность Славянского апостолов и их преемников Чехии в Риме могут наслаждаться сжатое политическое выражение - оппозиции Его Величества, а не Его Величеству: привилегии Славянская Церковь Рима была цепко и упорно бороться выздороветь, но суверенитет Святого Престола в то время как многозначительно признал. Однако работа русской филологии на чешском средневековье не останавливается в истории Церкви.

Что такое филология и языкознание. Филология- (греч. philo-»люблю» и logos-»слово»). Любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обстоятельства. Филология в старом ее понимании - это «служанка при тексте». Языкознание – одна из гуманитарных наук, в которой существенные виды деятельности часто обусловливались прямыми задачами общественного развития. Важная задача языкознания- развитие культуры языковой деятельности. История языка. История языка отражает не только социальную история народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. Уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка. Язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей, отвечать на их запросы, усложнять свою структуру в соответствии с развитием общества и вместе с тем оказывать влияние на совершенствование самого общественного устройства. Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Создал первую научную грамматику русского языка(«Российская грамматика», 1757). Исследуя язык, наблюдал его а в разных речевых проявлениях. Ломоносов устанавливал его произносительные и грамматические нормы. Огромным было влияние филологических трудов Ломоносова на развитие русского языка.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Русистика в Республике Крым», проект № 15-04-00080.

После вхождения в 2014 году Крыма в состав Российской Федерации изменились как отношение к научному сообществу русистов региона, так и законодательная база, определяющая его языковую политику. Поддержка государством развития русского языка, признанного в Республике Крым одним из трѐх государственных (наряду с украинским и крымскотатарским) и являющегося единственным обязательным языком обучения, осуществляется на основании действия федерального закона Российской Федерации об образовании, а также результатов новейших социологических данных. По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе, «население, отнесшее себя к русским, является наиболее многочисленным (1,5 млн. человек) и составляет 68% общей численности населения Крыма, указавшего национальную принадлежность. По сравнению с 2001 годом численность русских увеличилась на 3%, а их доля среди населения Крыма, указавшего национальную принадлежность, выросла на 7 процентных пунктов» .

Ведущее положение русского языка в Крыму закономерно приводит к ситуации, когда русистика региона становится самостоятельным объектом научного, в том числе и историографического, изучения. Для Крыма наиболее интересными можно считать неразрывную связь как с украинским, так и с российским языкознанием, русской культурой, а также с особой картиной мира, которая накладывают свой отпечаток на направление исследований и интерпретацию языковых явлений. Следовательно, актуальность рассматриваемой проблематики определяется тем, что существует достаточно много работ, описывающих те или иные языковые явления с других концептуальных позиций, через призму интеграции двух культур (хотя к настоящему времени не существует непроходимой пропасти между русистикой в Крыму и русистикой в Российской Федерации), но одновременно отсутствуют работы, в которых была бы предпринята попытка осмыслить такое явление, как русистика Крыма во всем его многообразии и развитии.

Цель предлагаемой статьи состоит в выделении и характеристике ведущих лингвистических направлений русистики Крыма, предварительном раскрытии наиболее существенных традиций, повлиявших на формирование этих направлений, и очерчивании круга тенденций развития в новых для региона условиях.

Развитие русистики в Республике Крым обусловлено уникальной геолингвистической ситуацией и особенностями функционирования русского языка в Крыму в разные периоды. Представляется возможным говорить о следующих периодах: раннем (1918–1922 гг.), советском (1922–1991 гг.), украинском (1991–2014 гг.), новейшем (начиная с 2014 г.). Описание основных направлений русистики способно дать обширный эмпирический материал для моделирования интеграции науки и системы образования Республики Крым в научную и образовательную сферы Российской Федерации, а также обогатить историю и теорию отечественного языкознания.

Началом развития русистики в Крыму можно считать создание в 1918 году Таврического университета, в его составе свою работу начала кафедра русского языка. В ноябре 1920 года «историко-филологический факультет был преобразован в философско-словесный, а в июне 1921 года – в факультет общественных наук. В это время университет был единственным высшим учебным заведением Крыма» .

Таврический университет стал мощным центром науки и образования в регионе. Кафедра русского языка (неоднократно изменявшее свое название: русского языкознания; русского и общего языкознания; русского, славянского и общего языкознания) в разные годы возглавлялась видными учеными-русистами (А. М. Лукьяненко, В. И. Борковский, А. И. Германович, В. Н. Мигирин, О. М. Соколов, В. М. Ронгинский, А. Н. Рудяков). Вклад в развитие русистики Крыма внесли также исследователи и педагоги других вузов полуострова:

Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, Крымского инженерно- педагогического университета, Севастопольского городского гуманитарного университета и др.

Представляется возможным говорить о следующих сформировавшихся в Крыму научных школах и лингвистических направлениях.

1. Научная школа «Методология и теория языкознания» профессора Виктора Николаевича Мигирина. Ученый разработал программу строгой модели отображения действительности в языке, развивал теорию переходности в области частей речи, имеющую в русском языкознании свою традицию (В. В. Виноградов, М. В. Панов, В. В. Бабайцева). Наиболее значимые публикации В. Н. Мигирина: монографии «Очерки по теории процессов переходности в русском языке» (1971) , «Язык как система категорий отображения» (1973) . 36 преподавателей защитили кандидатские диссертации под руководством профессора В. Н. Мигирина, среди них А. А. Соловьева, В. М. Ронгинский, Л. С. Пастухова, Е. Н. Сидоренко, Н. И. Пельтихина, А. А. Колесников, Л. В. Колесникова и др. Идеи В. Н. Мигирина продолжают развивать его ученики: профессор Е. Н. Сидоренко – лауреат Премии Автономной Республики Крым (2006), автор монографии «Диахронный и синхронный аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов» (1993), В. Н. Алиева – автор работ, посвященных сопоставительным исследованиям в области служебных частей речи на материале русского и крымскотатарского языков.

2. Научная школа «Лексическая и категориальная семантика» профессора Олега Михайловича Соколова, сформировавшаяся в 70-е годы, продолжала традиции классической русистики. Основные направления, развиваемые в рамках школы О. М. Соколова: системность в лексике и вариативность слова, учение о фазовости как лексико-грамматической категории глагола и ее связи с грамматической категорией вида славянского глагола (С. О. Соколова, Г. Ю. Богданович, Е. И. Семиколенова, Л. Е. Бессонова, Е. Я. Титаренко и др.). Е. Я. Титаренко является автором монографии «Категория фазовости и вид русского глагола» .

3. Научное направление «Обучение русскому языку как иностранному и лингвострановедение» (А. А. Соловьева, Т. А. Ященко, Э. М. Сапожникова и др.). Основные вопрос, развиваемые представителями данного направления: обучение иностранцев русскому языку, новейшие формы и методы обучения, межкультурная коммуникация, каузация в русском языке. Т. А. Ященко – автор монографии «Каузация в русском языке: онтология, концептуализация» (2006), а также соавтор монографии «Причинно-следственные отношения в современном русском языке» (1988) (в соавт. с М. В. Всеволодовой).

4. Научная школа «Функциональная лингвистика» профессора Александра Николаевича Рудякова. Истоками регулятивной теории языка, разрабатываемой в рамках данного направления, являются идеи о социальном детерминизме, трѐхуровневой модели языка (Ю. С. Степанов, Ж. П. Соколовская), понимании языка как орудия воздействия на поведение и картину мира человека (В. И. Абаев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев). Предложенный в своѐ время Э. В. Кузнецовой метод ступенчатой идентификации в работах А. Н. Рудякова применѐн к семантике лексических групп, т.е. автор концепции функциональной семантики предложил использовать данный метод не в качестве способа изучения семантических отношений между цепочками близких по значению слов, а как инструмент установления иерархии идентификации, благодаря которому стало возможным построить всесловарную иерархию сем и определить адрес каждой семемы в словаре по глубине еѐ семного набора. Прикладной задачей функциональной семантики является создание тезауруса семантем – идеографического словаря, представляющего своеобразный каталог понятий и номинативных средств их воплощения в русском языке .

В свете регулятивной теории языка решаются и вопросы об организации текста. Лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения – общей науки о человеческих инструментах. Автор концепции обосновывает мысль о том, что методика стилистического анализа художественного текста, предложенная в работах Н. А. Рудякова, является основой функционального понимания устройства текста. Данное устройство обусловлено необходимостью воздействовать на систему ценностей читателя и представляет собой универсальную для всех инструментов функциональную систему: соединение «острия» и «рукояти». Данной проблематике посвящены монографии А. Н. Рудякова «Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология» (2013) , «Homo textus: человек в паутине текстов, или учебник чтения для умеющих читать» (с соавт. с Ю. В. Дорофеевым) (2007) , Ю. В. Дорофеева «Функциональный анализ художественного текста» (2004) .

Следует также остановиться на таком направлении функциональной школы профессора А. Н. Рудякова, как георусистика и исследование языковых миров («-фоний»). Согласно данному взгляду, объектом русистики должен выступать не русский язык, а русофония – глобальное русскоязычное пространство: «Сложная и динамическая модель глобального русского языкового мира должна, на мой взгляд, включать, во-первых, описание всех частей и компонентов структуры русского языкового мира; во-вторых, максимально подробное описание всех «собственно языковых» взаимодействий русского языка с языками-партнерами (принципиально важно, чтобы это взаимодействие рассматривалось не как источник потенциальных «порчей» и «коверканий», а как ресурс для совершенствования русского языка); в-третьих, классификацию языков-партнеров с точки зрения того, является ли он языком-конкурентом, языком-союзником, языком-аутсайдером, языком-лидером, языком- попутчиком…» . Данной проблематике посвящен ряд работ, в том числе 2 выпуска сборников «Георусистика» и монография Ю. В. Дорофеева «Лингвистический функционализм и вариантность языка» . Результаты исследований Крымской школы функциональной лингвистики отражены в работах А. Н. Рудякова, Ю. В. Дорофеева, Л. А. Мори-Мицык, Н. А. Руденко, Р. В. Забашты, М. Г. Маркиной-Гурджи, Л. С. Москаленко, Т. В. Лановой и др.

5. Научное направление «Русский язык в полилингвокультурной ситуации Крыма и современное информационное пространство Украины и России» профессора Г. Ю. Богданович. В рамках этого направления формируется крымская школа журналистики, спецификой которой является мультикультурная среда и межъязыковые коммуникативные отношения в различных видах СМИ (пресса, радио- и тележурналистика, Интернет-издания). Особое внимание в разработке медиаобразования уделяется вопросам толерантности и культурно-национальной специфики подачи материалов. Результаты исследований отражены в работах Г. Ю. Богданович, Е. И. Семиколеновой, А. Г. Шилиной, Л. Г. Егоровой, Е. А. Коноваловой и др. Профессор Г. Ю. Богданович является автором монографии «Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии» (2003) .

Особую роль в развитии русистики Крыма новейшего периода играет одно из ведущих образовательных учреждений полуострова – Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования. В контексте вопросов интеграции Крыма в образовательное пространство Российской Федерации, КРИППО является важным консолидирующим центром для учителей-предметников, в том числе учителей русского языка. Целевая программа переподготовки учителей украинского языка по образовательному профилю «русский язык и литература» также была реализована в 2014–2015 гг. на базе института. Ректор КРИППО профессор А. Н. Рудяков является председателем оргкомитета Крымского международного лингвистического конгресса «Язык и мир», хорошо известного и отечественным русистам, и специалистам из стран СНГ и дальнего зарубежья. За последние годы в конгрессе приняли участие известные ученые (В. А. Виноградов, И. С. Улуханов, И. Г. Милославский, О. В. Лещак и др.). Усилиями КРИППО также начата в Крыму деятельность регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ). Для решения прикладных задач с целью создания благоприятных условий функционирования русского языка в Крыму существует своя методическая база: написанная профессором А. Н. Рудяковым и коллективом соавторов серия учебников по русскому языку (с 1-го по 11-й класс) широко использовалась в школах Украины и Крыма. За создание серии учебников профессор А. Н. Рудяков и соавтор доцент Т. Я. Фролова стали единственными в странах СНГ русистами, удостоенными в 2013 г. Государственной премии Украины в области образования .

Таким образом, исследование функционирования и развития русистики в Республике Крым на протяжении последних десятилетий является актуальным для развития русского языкознания, поскольку обнаруживает как прочные связи с русской языковедческой традицией, так и оригинальные подходы к решению вопросов функционирования русского языка в полинациональной среде. Более глубокое исследование предполагает подготовку к публикации наиболее значимых для русистики Крыма работ, в которых в том числе рассматриваются вопросы функционирования и развития русского языка (т.е. акцент делается на региональный геолингвистический аспект), а также издание сводной работы справочного типа.

Список литературы

1. Богданович Г. Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии / Г. Ю. Богданович. – Симферополь: Доля, 2003. – 397 с.

2. Георусистика. Вызовы ХХI века / Под ред. А.Н. Рудякова. – Симферополь: Антиква, 2011. – 156 с.

3. Георусистика. Первое приближение / Под ред. А.Н. Рудякова. – Симферополь: Антиква, 2010. – 154 с.

4. Доклад об итогах федерального статистического наблюдения «Перепись населения в Крымском федеральном округе» со 100-процентным охватом населения // Перепись населения в Крымском федеральном округе // Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/perepis_krim.html (Проверено: 20.07.2015).

5. Дорофеев Ю. В. Лингвистический функционализм и вариантность языка [Текст] : [монография] / Ю. В. Дорофеев; Крым. респ. ин-т последиплом. пед. образования. – Симферополь: Таврида, 2012. – 306 с.

6. Дорофеев Ю.В. Функциональный анализ художественного текста [Текст] : [монография] / Ю. В. Дорофеев.– Симферополь: ТЭИ, 2004. – 135 с.

7. Забашта Р. В. Функціональна ідеографія як засіб опису лексики (на матеріалі номінативних одиниць зі значенням ‗особа‘ в сучасній російській мові) : автореферат дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук: спец. 10.02.02 «Російська мова» / Р. В. Забашта. – Дніпропетровськ, 2009. – 19 с.

8. Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке [Текст] : [монография] / В. Н. Мигирин. – Бельцы, 1971. – 227 с.

9. Мигирин В. Н. Язык как система категорий отображения [Текст] : [монография] / В. Н. Мигирин. – Бельцы: Штиинца, 1973. – 238 с.

10. Рудяков А. Н. «Активный» словарь русского языка / А. Н. Рудяков // Русский язык: исторические судьбы и современность: международный конгресс: сб. науч. работ. – М., 2000. – С. 185–186.

11. Рудяков А. Н. Homo textus: человек в паутине текстов, или учебник чтения для умеющих читать / А. Н. Рудяков, Ю. В. Дорофеев. – Симферополь: МСП «Ната», 2007. – 176 с.

12. Рудяков А. Н. Георусистика и функциональная лингвистика / А. Н. Рудяков // Филология и культура. Philology & Culture. – № (2)28. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – С. 103–106.

13. Рудяков А. Н. Лингвистический функционализм и функциональная семантика / Александр Николаевич Рудяков. – Симферополь: Таврия-плюс, 1998. – 224 с.

14. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука, 2013. – 312 с.

15. Рудяков А. Н. Функциональная семантика / Александр Николаевич Рудяков. – Симферополь: Таврия, 1992. – 154 с.

16. Рудяков А. Н. Язык, или Почему люди говорят: (опыт функционального определения естественного языка)/ Александр Николаевич Рудяков. – К. : Грамота, 2004. – 224 с.

17. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений с русс. яз. обучения / А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова. – К.: Грамота, 2008.

18. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений с русс. яз. обучения / А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова. – К.: Грамота, 2009.

20. Факультет славянской филологии и журналистики: путь в филологии и образовании / Составители: Г. Ю. Богданович, Л. Е. Бессонова. – Симферополь, 2008. – 24 с.

Loading...Loading...