Сравнение фрг и гдр таблица. Почему германия была поделена на фрг и гдр

1) Экономическое развитие ФРГ

Главная политическая задача ФРГ состояло в определении статуса и стратегии экономического восстановления и развития страны. В ФРГ начали строить «социальное-рыночное хозяйство».

Принципы социально-рыночного хозяйства:

Государство не занимается регулированием хозяйственных процессов, но устанавливает правила, по которым действуют частные хозяйствующие субъекты («государство как судья на футбольном поле, который в футбол не играет, но следит за соблюдением установленных правил»)

Государство поддерживает конкуренцию, но не переходит границы свободы бизнеса

Государство создает простор для частной инициативы и предпринимательства.

При этом в ФРГ была сильная социальная политика способная смягчить социальные контрасты между богатыми и бедными. В итоге темпы прироста промышленного производства ФРГ в 60 и 70-е годы составили 8,5% в год. ФРГ вышло на 2 место в мире по уровню жизни населения. С 1975 года в ФРГ вступила в полосу экономического кризиса, которому был подвержен весь капиталистический мир.

2) Экономическое развитие ГДР

После образования ГДР руководство страны взяло курс на построение социалистического общества. Была проведена индустриализация с перевесом тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве установленные колхозы и совхозы, введен принцип уравнительной заработной платы. До 1958 года в ГДР сохранялись продовольственные карточки. В 1953 году в ГДР произошли массовые выступления людей против тоталитарного социализма, которые были подавлены советским правительством, уровень жизни восточных немцов в 15 раз отставал от уровня жизни западных стран. Предприятия были слабо оснащены технически, наблюдалась низкая производительность труда и низкая заработная плата. Восточные немцы начинают бежать в ФРГ, где уровень жизни был гораздо выше, чем в ГДР. Поэтому в 1961 году была построена берлинская стена, которая окончательно разделила одну страну на два государства. В начале 60-х годов, в ГДР было решено отказаться от государственной дотаций в экономику промышленных предприятий, перевести их на хозрасчет (предприятиям разрешили продавать свою продукцию, извлекать прибыль и пускать её в оборот). Предприятия улучшили свое техническое оснащение, повысили качество продукции и производительность труда. Материальное положение немцев улучшилось. В 1981 году к власти пришел ярый коммунист Эрик Хоннекер, который свернул все демократические реформы и вернул страну к тоталитарному режиму. В октябре 1889 году в ГДР экономический кризис достиг своего пика и в стране свершилась «бархатная революция». 18 октября 1989 года Хоннекер ушел в отставку, 9 ноября 1989 года пала берлинская стена, 3 октября 1990 года произошло историческое событие - обе части Германии соединились в одно государство. СССР, США и Германия подписали договор о международном партнерстве и сотрудничестве.

Возникшие в послевоенный период на немецкой земле Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика на протяжении сорока лет как бы олицетворяли две социально-экономические и политические системы, два образа жизни – капиталистический (ФРГ) и социалистический (ГДР). Из них каждая по-своему «работала» на авторитет соответствующей системы.

Однако это экономическое состязание в конечном результате оказалось не в пользу социалистической модели. Так, в конце 1980-х годов производительность труда в ГДР была намного ниже западногерманской и значительная часть предприятий в стране были убыточными, но необходимо учитывать, что в основе этого лежали не только институциональные причины, но и политическое давление Запада.

Стартовые условия после войны были схожими, политический раскол Германии привел к экономической дезинтеграции стран, к расколу единого хозяйства. Но основные диспропорции возникли между относительно развитой обрабатывающей промышленностью, на территории ГДР и предельно недостаточной для нее угольно-металлургической сырьевой и энергетической базой, которая осталась на Западе. Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью был дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было базиса тяжелой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Учитывая практически полное отсутствие внешних валютных кредитов (СССР их предоставлял, но не в таких объемах, как США по «плану Маршалла» для ФРГ), груз репараций (ФРГ выплатила в меньшей степени) и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после1953 г.), экономические достижения ГДР в 50-е годы можно назвать феноменальными. Если ФРГ (а ее темпы роста в разы превосходили показатели Великобритании и Франции) увеличила с 1950 по 1958 гг. выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР – на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950-58 гг. составлял 10%, а в ФРГ – 8,5%. В1957 г. ГДР обошла ФРГ и по объему роста промышленности в сравнении с1936 г. Если взять уровень этого года за 100%, то в1957 г. промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ – в 2,26 раза. Причем стартовые позиции обеих стран в1950 г. были примерно одинаковыми: ГДР – 110,6% от уровня 1936 года, ФРГ – 110,9%. Однако за этими впечатляющими цифрами скрывались серьезные структурные проблемы экономики ГДР.

Развивая тяжелую промышленность и ухитряясь при этом избегать инфляции и дефицита госбюджета, правительству ГДР пришлось серьезно ограничить рост производства товаров народного потребления. Волнения населения в июне1953 г. во многом объяснялись не только повышением и без того высоких нормы выработки, но и перебоями в снабжении некоторыми продуктами, а также высокими ценами в госторговле на мясо, масло, ткани, одежду, кожаную обувь и посуду. Вследствие этого правительство ГДР произвело массированное перераспределение инвестиций с тяжелой промышленности в пользу отраслей, непосредственно удовлетворявших нужды населения. Однако новое направление инвестиционной политики государства сделало невозможным коренное переоснащение основных фондов изрядно устаревшей промышленности Восточной Германии. Большинство ее предприятий оставались на технологическом уровне1939 г., в то время как в ФРГ обновление оборудования в промышленности (и так гораздо меньше пострадавшей от войны, чем индустрия ГДР) произошло после1945 г. дважды.

И если первоначально перераспределение средств в пользу легкой и пищевой промышленности было оправдано, то в конкретных условиях индустриально развитой ГДР оно слишком затянулось. Страна все равно объективно не могла накормить и одеть себя за счет внутренних ресурсов. Следовательно, нужно было наращивать экспорт, а основными экспортными товарами Восточной Германии всегда были промышленное оборудование и изделия химической промышленности. Но так как в эти отрасли не направлялось достаточное количество средств, то их продукция морально устаревала и с каждым днем становилась все менее конкурентоспособной на Западе. Соответственно сокращались валютные поступления, которые можно было использовать для закупки продуктов и высококачественных товаров народного потребления, многие из которых (например, традиционные для потребления в Германии кофе и шоколад) не могли поставляться из стран соцлагеря. Получалось, что западные немцы к середине 50-х годов уже входили во вкус т.н. южных фруктов (т.е. бананов, ананасов и т.д.), в то время как для жителей ГДР пока еще не хватало хорошего кофе. Причем очень интересно, что эти проблемы прекрасно понимали в СССР, хотя многим это казалось несущественным. Но если советские рабочие и крестьяне были в 1950-е годы непритязательны в выборе потребительских товаров, и отсутствие некоторых вещей не воспринималось ими как лишения и тяготы, то немцы традиционно имели более высокую культуру потребления. Отсутствие кофе было для них весьма чувствительным. К тому же ГДР имела перед собой пример ФРГ, и выживание немецкого рабоче-крестьянского государства действительно зависело от того, сможет ли оно обеспечить своим гражданам хотя бы сравнимый с ФРГ уровень жизни. ГДР из года в год была вынуждена импортировать (в основном из СССР) значительную часть потребляемого в стране продовольствия. За границей закупалось 25% зерна, 11% мяса, 7% масла и 8% яиц.

Понятно, что в ГДР формировали такую же структуру экономики, какой она была в СССР, что влекло за собой процессы национализации и огосударствления. В 1952 году в деревнях стали создаваться производственные кооперативы, причем с применением как экономического, так и административного нажима. Пик принудительной коллективизации в ГДР пришелся на 1960 год. В течение этого года было коллективизировано сельскохозяйственных земель столько же, сколько за все предыдущие восемь лет. К концу 1960 года более 80% сельскохозяйственных земель в ГДР было огосударствлено. Аналогично строилась политика и в индустриальном секторе, и если в начале 1960-х годов социалистический промышленный сектор производил 85% всего совокупного общественного продукта, то к началу 70-х годов доля народных (государственных) предприятий в промышленном производстве составила уже 94,9%.

В ФРГ к середине 1950-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10,3% в 1950 до 1,2% в 1960).

К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»). Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 годы среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с1 га, а в 1967 и 1968 — соответственно 41,2 и 42,3 ц с1 га. Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам.

В числе факторов, способствовавших столь успешному развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:

  • западная часть Германии исторически была сформирована как индустриальный центр страны, где сконцентрировались самые квалифицированные трудовые кадры;
  • значительная стартовая помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по Плану Маршалла (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
  • государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
  • укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
  • минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
  • многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны, что стало дополнительным источником рабочей силы. Для экономики ФРГ беженцы из ГДР дали очень много, так стоимость человеческого капитала, перемещаемого из ГДР, составляла в ФРГ в 50-х годах 2,6 млрд. марок ежегодно (экономия на образовании и обучении персонала). В1960 г. доля беженцев и переселенцев (не только из ГДР, но и из других стран Восточной Европы) составляла 30,7% всех лиц наемного труда ФРГ;
  • поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.

Тот факт, что уже через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей, говорит о высокой эффективности реформ рубежа 1940-1950-х годов, ставших надежной стартовой площадкой развития западногерманской экономики. Для социально-экономической модели ГДР же были присущи все недостатки, характерные для командно-административной системы государственного социализма. Так, плановое хозяйство в значительной степени лишило граждан ГДР личной инициативы и самостоятельности, полностью был ликвидирован средний слой общества как базис экономического развития, предпринимательство и трудовая активность были парализованы. В результате производительность экономики была относительно низкой в сравнении с западными странами. В1979 г. она составляла 46% западного уровня и упала к1989 г. до 30-40%.

Сегодня многие немцы принципиально не желают делить страну на Запад и Восток и предпочитают забыть о пережитках прошлого. Однако даже спустя более двадцати лет после объединения между двумя частями страны остаются существенные экономические и институциональные различия не в пользу восточного региона Германии.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория Германии была оккупирована войсками четырех союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 года) страна была разделена на 4 оккупационные зоны. Управление осуществлялось Союзным контрольным Советом. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. - с. 236. В январе 1947 года произошло слияние британской и американской оккупационных зон в Бизонию.

Позднее в июле 1948 года по приказу западных оккупационных держав на их территории было создано сепаративное государство. 1 августа 1948 года французская оккупационная зона и англо-американская слились в Тризонию и уже 1 сентября западными державами, был утвержден Парламентский Совет. Совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. В мае 1949 ими была выработана Конституция для Западной Германии, включавшей в себя территории трех западных оккупационных зон.

8 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне, принял проект Основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель (представительные органы земель).

В период с 18 по 21 мая 1949 года парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект Конституции. При принятии этот акт получил название Основной закон и рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола.

Новая Конституция ФРГ вступила в силу уже 23 мая 1949 года. Это считается днем образования ФРГ.

В соответствии с Потсдамским соглашением восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию - Ангальт оккупировал СССР. Для управления восточной частью Германии был создан специальный орган советской военной администрации в Германии СВАГ (Советская администрация военной Германии).

К правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая образовалась в апреле 1946 года в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 года по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты - ландтаги (законодательные органы земель). СЕПГ получила более 50 % голосов на общих выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.

Также восточная часть Германии подвергалась социалистическим реформам: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В марте 1947 года Немецкий народный конгресс Восточной Германии определил дальнейшую судьбу государства. Он избрал Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

7 октября 1949 года Народным советом было объявлено о введении в действие новой конституции и о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя как Временную Народную палату ГДР.

Уже Временной Народной палатой был принят закон об образовании временного правительства ГДР и его формирование поручено Отто Гротенволю, который выдвигался на пост премьер-министра фракции СЕПГ.

7 сентября 1949 года произошло констутирование Бундестага и образование коалиционного правительства во главе с Конрадом Аденауэром из представителей Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), Свободной демократической партии и немецкой партии, которые завершили государственный раскол.

СЕПГ и сотрудничавшая с ней Советская военная администрация были полностью убеждены в том, что только полный разрыв с прошлым, базирующимся на господстве капитализма, может дать на будущее гарантию того, что германская империалистическая агрессия больше не повторится.

Руководство ГДР при создании отдельного государства преследовало главную цель - предотвращение новой войны в Европе. В области внутреннего развития ГДР необходимо было стать общественно-политической альтернативой империалистической ФРГ.

Государственная система ФРГ

Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.). Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.

Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: «Норма», 2000. - с. 485.

ФРГ построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имело свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Законодательная власть принадлежала Двухпалатному Парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат по своим задачам и положению являлся самостоятельным высшим федеральным органом, который распоряжался своими делами, не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими директивами. Он избирал своего председателя сроком на один год. Свою работу регулировал регламентом. Равным образом Бундесрат сам вел свои дела; имел самостоятельный бюджет в рамках федерации, его председатель являлся руководителем служебного ведомства чиновников в бундесрате. Бундесрат состоял не из избранных народом членов, а из представителей, назначаемых и отзываемых правительствами земель. Бундесрат выражал интересы субъектов федерации. Число членов, которых могла направить в бундесрат каждая земля, определялся количеством голосов данной земли. Каждая земля имела не менее 3 голосов; земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - 5 голосами. Бундесрат насчитывал 41 члена с правом решающего голоса.

Бундестаг избирался всем народом Германии и состоял из 496 членов. Он также не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими распоряжениями. Своего председателя, его заместителей и секретарей, бундесрат избирал сам. Он сам определял свою организацию и процедуру с помощью регламента - автономного устава.

Половина депутатов избиралась в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставлялась два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5 % вторых голосов, делила представительства в парламенте.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель, подаются как один голос. Его члены имели императивный мандат. Земельные правительства указывали своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Система центральных органов государственной власти основывалась на принципе разделения властей.

Согласно конституции, главой ФРГ и главой исполнительной власти являлся Федеральный Президент, который избирался на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием - органом, который состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель на началах пропорциональности. Избранным мог быть каждый немец, обладающий активным избирательным правом и достигший 40 лет. Президент мог участвовать в заседаниях правительства, мог в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требовалось обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.

Реальная исполнительная власть была сосредоточена в Правительстве, и особенно в руках его председателя - Канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.

Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Оно имеет право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг, таким образом, устраняется от принятия законов.

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера.

В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимал Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. В его компетенции сосредоточена судебная власть. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом.

Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, рассмотрение конституционно-правовых конфликтов между Федерацией и землями или между различными землями в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель, разрешение споров публично-правового характера между Федерацией и землями или в пределах одной земли, рассмотрение вопросов о согласованности по форме и содержанию земельного права с Основным законом или остальным федеральным правом. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют Основному закону.

К 1960 году партийная политическая система ФРГ сложилась из трех партий. Ее особенность заключалась в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступали две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входила в правительство на правах «младшего партнера», баланса сил.

Трехпартийную западногерманскую модель можно было назвать лишь условно, так как партии были неравнозначны друг к другу.

Государственная система ГДР

Высшим органом власти в Конституции была провозглашена Народная палата. Она состояла из 400 депутатов, 100 заместителей и 66 представителей города Берлина с правом совещательного голоса. Депутаты избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Народная палата избирала свой Президиум, в котором была представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Палата устанавливала принципы правительственной политике, утверждала состав правительства, осуществляла контроль над деятельностью правительства и его отозвании, управляла и контролировала всю деятельность государства, принимала решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане и др. Правительство земель осуществляла Палата земель, которая избиралась ландтагами земель. Палата земель получила ограниченные права: она могла в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежало последней.

К компетенции обеих палат относились выборы президента. Объем полномочий Президента был достаточно узок. Он избирался на 4 года, представлял республику в международных отношениях, принимал дипломатических представителей, осуществлял право помилования совместно с Народной палатой и т.п. Первым президентом был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

Высшим органом исполнительной власти было провозглашено Правительство. Оно формировалось представителем фракции, которая являлась сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждала состав правительства и его программу. Правительство было ответственно перед Народной Палатой.

В 1949 году состоялись первые выборы в Народную Палату ГДР. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии.

В 1952 году было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги земель. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избрали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 году на конференции СЕПГ было принято решение о том, что Германская Демократическая Республика социалистическое государство и в будущем пойдет по социалистическому пути. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 года декларировала победу социалистических производственных отношений.

Новая Конституция расширила рамки конституционного регулирования общественно-политического строя. В ней закрепились принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Марксистско-ленинские коммунистические рабочие партии закреплялись как главные политические институты, признавались единственной "руководящей и направляющей силой" общественной и государственной жизни. В конституции также признавалась многопартийность, подчеркивалась важность массовых общественно-политических объединений и народных движений.

В качестве экономической основы социалистического общества указывалась общественная собственность (государственная (общенародная) и кооперативная), планирование народного хозяйства. В системе органов государственной власти президент ГДР был заменен Государственным Советом, который возглавил председатель. Закреплялся широкий перечень прав и свобод граждан и всеобщее избирательное право. Было отменено лишение избирательного права по суду. В новой редакции конституции 1974 года ГДР провозглашалась «неотъемлемой частью социалистического содружества», а союзные отношения с СССР провозглашались «вечными и нерушимыми».

Формально, в соответствии с Конституцией, ГДР была одним из самых демократических государств в мире. Ни один закон не мог вступить в силу помимо Народной палаты, деятельность, которой регламентировалась правилами, учитывающими лучшие традиции германского парламентаризма. Тщательно разработанная избирательная система создавала предпосылки для выявления воли большинства населения.

Основной политической партией ГДР являлась Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ). Она представляла рабочий класс и защищала его интересы. Другие слои населения признаны были защищать четыре партии: федеративный демократический германия конституция

  • - Христианско-демократический союз (ХДС);
  • - Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ);
  • - Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ);
  • - Национал-демократическая партия Германии (НДПГ).

Многопартийность предопределяло и то, что единая молодежная организация ГДР не была формально привязана к СЕПГ, а объединяла в своих рядах молодых людей разных убеждений и вероисповеданий.

Профсоюзы ГДР (Объединения свободных немецких профсоюзов, ОСНП), обладающие немалым влиянием, представляли практически всех трудящихся республики.

Однако демократические декорации оставались лишь маскировкой для абсолютной диктатуры узкой группы лиц, представляющих собой «партийно-государственное руководство» республики, а на деле одного человека, возглавлявшего правящую СЕПГ и созданное ею государство.

Невзирая на конституционные нормы, решали все партийные органы, а остальные инстанции лишь подтверждали уже решенное. Но самое главное, что вызывало всеобщее неприятие, было присутствие везде Министерства Государственной Безопасности (МГБ), агентура которого проникала буквально везде.

Несмотря на то что на Потсдамской конференции страны‑победительницы согласились рассматривать Германию как единую державу, уже в самой совместной оккупации побежденной страны четырьмя победителями были заложены предпосылки для последующего расчленения Германии. Борьба двух систем, которая охватила весь мир, отразилась самым непосредственным образом и на Германии, которую тянули каждый в свою сторону и Запад, и СССР.

В Восточной (советской) зоне оккупации Германии опорой нового строя стала Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она возникла путем объединения коммунистической партии с социал‑демократической партией. В английской и американской зонах усиливалось влияние Христианско‑демократического союза (ХДС) и Христианско‑социального союза (ХСС). Создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет ее примирению с Западом. В рядах этих партий были представители разных слоев населения.

Ухудшение отношений между недавними союзниками уже в конце 1947 г. привело к срыву переговоров о выплате германских репараций. Еще в декабре 1946 г. американская и английская оккупационные зоны объединились в так называемую Бизонию. В феврале 1948 г. прошла сепаратная Лондонская конференция западных держав, которые высказались за создание уже Тризонии (включившей в себя и земли, которые оккупировала Франция). Был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла и на подготовку к созданию на территории трех зон оккупации западногерманского государства.

Особенно острым был вопрос о Берлине. Западные секторы Берлина представляли собой анклав внутри советской оккупационной зоны. СССР рассчитывал полностью вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. советская сторона ограничила связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западной зонами, а 24 июня полностью блокировала Западный Берлин, крайне затруднив снабжение его жителей продовольствием и предметами первой необходимости.

Официальной причиной блокады стала попытка распространить на Западный Берлин проведенную в западных оккупационных зонах денежную реформу. Эта акция была вызвана тем, что СССР и страны Запада не смогли договориться о создании единого общегерманского банка при Союзном контрольном совете и о предоставлении ему права эмиссии денег. А между тем, для обеспечения плана Маршалла была нужна твердая валюта. В Тризонии появились новые марки. Одновременно был отменен контроль государства над ценами, чего также требовал упомянутый план.

В ответ в советской зоне была введена в обращение восточная марка, которую СССР стремился распространить на весь Берлин, включив, таким образом, Западный Берлин в экономическую систему Восточной Германии. Глава Советской военной администрации в Германии (СВАГ) маршал Соколовский заявил, что блокада будет продолжаться до тех пор, пока Запад не откажется от планов создания западногерманского правительства.

Командующий американскими силами в Германии генерал Л. Клей предложил провести деблокирование Западного Берлина наземными силами, но президент Трумэн счел, что это слишком рискованно. Тогда был организован воздушный мост: американские тяжелые транспортные самолеты бесперебойно доставляли в Западный Берлин товары, прежде перевозившиеся поездами. Американцы перебросили в Англию 60 тяжелых бомбардировщиков, способных нести атомное оружие, и привели в боевую готовность стратегическую авиацию. 12 мая 1949 г. блокада Берлина была снята. СССР не смог добиться от бывших союзников отказа от курса на создание нового западногерманского государства, на включение Западного Берлина в сферу своего влияния (даже чисто финансового). 23 мая представители земель (Парламентский совет) Западной Германии проголосовали за утверждение новой конституции.

Берлинский кризис стал, по сути, точкой отсчета на пути к окончательному расколу Германии на два государства. 20 сентября 1949 г. была провозглашена Федеративная Республика Германии, в которую вошли три западные оккупационные зоны. 5 октября Немецкий народный совет, созданный с помощью СССР в Восточной Германии, объявил о своем преобразовании в парламент. 7 октября 1949 г. он провозгласил создание Германской Демократической Республики и введение в действие ее конституции. Столицей ГДР стал Восточный Берлин.

ФРГ являлась федерацией отдельных земель со своими правительствами. Главным органом власти был двухпалатный парламент. Нижняя палата – избираемый бундестаг, верхняя – бундесрат – образована из назначенных правительствами земель представителей. Во главе государства находятся президент и обладающий большими полномочиями глава правительства – канцлер. На первых выборах в бундестаг, состоявшихся в 1949 г., победу одержал блок партий ХДС – ХСС во главе с К. Аденауэром. До определенного момента оккупировавшие Западную Германию державы оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем промышленного производства, развитием Рурской области, внешними сношениями и торговлей и другими вопросами.

11 октября 1949 г. временный парламент избрал президентом ГДР видного деятеля германского рабочего движения Вильгельма Пика. 12 октября было сформировано Временное правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. Советское правительство передало ГДР функции управления, принадлежавшие Советской военной администрации.

Отношения между республиками долго оставались враждебными. ФРГ вплоть до 1970 г. отказывалась признавать ГДР, а германский вопрос оставался одним из главных источников международной напряженности.

ФРГ быстро обогнала свою восточную соседку в уровне развития. Именно здесь были сосредоточены основные запасы сырья и квалифицированные рабочие ресурсы. Западная Германия по плану Маршалла получила значительную помощь от Запада, здесь была создана эффективная модель рыночной экономики. К концу 1950‑х годов ФРГ вышла на второе место в западном мире по уровню промышленного производства, лишь в конце 1960‑х годов ее обогнала Япония.

Одним из последствий Берлинского кризиса стало создание в апреле 1949 г. Североатлантического блока – НАТО. В состав НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция.

В начале 1949 г. СССР и страны Восточной Европы в противовес плану Маршалла создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. оформлением Организации Варшавского договора (ОВД). Европа оказалась разделенной на враждующие военные и экономические блоки.

Датой образования Германии (в том виде, в котором она находится сейчас) является 3 октября 1990 года. До этого территория страны была поделена на два государства: Федеративную Республику Германия (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР). Сегодня мы с вами подробнее разберемся, что такое ФРГ и ГДР, и познакомимся с историей этих государств.

Краткая характеристика

23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ее состав вошли участки фашисткой Германии, расположенные в британской, американской и французской зонах оккупации. Специальная статья конституции ФРГ предполагала, что в дальнейшем в состав новообразованного государства войдут и остальные германские территории.

Из-за оккупации Берлина и наделения его особым статусом столица страны была перенесена в провинциальный городок Бонн. 7 октября того же года на советской зоне оккупации провозгласили Германскую Демократическую республику (ГДР). Ее столицей был назначен Берлин (фактически только восточная часть города, которая пребывала под контролем ГДР). Последующие 40 с лишним лет два немецких государства существовали отдельно. До 1970-х годов власть страны ФРГ категорически не хотела признавать ГДР. Позже она начали признавать «соседей», но лишь частично.

Мирная революция в ГДР, которая состоялась осенью 1990 года, привела к тому, что 3 октября ее территории были интегрированы в состав ФРГ. Тогда же столица ФРГ была возвращена в Берлин.

Теперь познакомимся с этими событиями более детально.

Разделение Германии после капитуляции

Когда войска союзников (Америка, СССР, Великобритания и Франция) захватили фашистскую Германию, ее территория была поделена между ними на четыре зоны оккупации. Разделен был и Берлин, однако он получил особый статус. В 1949 году западные союзники объединили подвластные им территории и назвали этот регион Тризонией. Восточная часть страны по-прежнему осталась под оккупацией Советского Союза.

Образование ФРГ

24 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне (город, который относился к британской оккупационной зоне), под строгим контролем военных губернаторов провозгласил ФРГ. В ее состав вошли вновь созданные к тому моменту районы, относящиеся к британским, американским и французским оккупационным зонам.

В тот же день была принята конституция. 23-я статья документа декларировала его распространение на Берлин, который формально мог только частично входить в ФРГ. Основные положения этой статьи предусматривали также перспективу распространения конституции и на другие германские земли. Таким образом была заложена основа для вхождения в ФРГ всех территорий существовавшей ранее Германской империи.

В преамбуле конституции была явно обозначена необходимость объединения немецкого народа на базе воссозданного государства. Сам же документ позиционировался как временный, поэтому официально его даже назвали не конституцией, а «Основным законом».

Так как Берлин был наделен особым политическим статусом, сохранить в нем столицу Федеративной Республики не представлялось возможным. В этой связи было принято решение назначить провинциальный город Бонн, в котором произошло провозглашение страны ФРГ, ее временной столицей.

Создание ГДР

Германские земли Советской оккупационной зоны не намеревались признавать законы ФРГ, принятые 23 мая 1949 года. 30 мая делегаты Немецкого народного конгресса, избранные двумя неделями ранее, приняли конституцию ГДР, признанную 5 землями советской оккупации. На базе принятой конституции в республике, которая называла себя также Восточной Германией, были созданы органы государственной власти.

19 октября состоялись выборы в Палату земель и Народную палату первого созыва. Президентом ГДР стал председатель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вильгельм Пик.

Политический статус и перспектива расширения ФРГ

С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.

Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.

Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.

Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.

Развитие ФРГ

Первым канцлером Федеративной Республики стал Конрад Аденауэр - опытный юрист, администратор и активист Партии Центра. Его концепция руководства базировалась на социальной рыночной экономике. В должности канцлера ФРГ он оставался 14 лет (1949-1963 гг.). В 1946 году Аденауэр основал партию под названием Христианско-демократический союз, а в 1950-м - возглавил ее. Главой оппозиционной социал-демократической партии был Курт Шумахер - бывший боец Рейхсбаннера, прошедший заключение в нацистских концлагерях.

Благодаря содействию США в реализации плана Маршала и планов экономического развития страны Людвига Эрхарда в 1960-х экономика ФРГ устремилась вверх. В истории этот процесс получил название «Германское экономическое чудо». Чтобы удовлетворить потребность в недорогой рабочей силе, Федеративная Республика поддержала приток гастарбайтеров, главным образом из Турции.

В 1952 году произошло объединение земель Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн в единую землю Баден-Вюртемберг. ФРГ стала федерацией, состоящей из девяти земель (государств-членов). В 1956 году, после референдума и подписания с Францией Люксембургского договора, в состав ФРГ вошла Саарская область, находившаяся ранее под протекторатом Франции. Ее официальное присоединение к Республике Германия (ФРГ) произошло 1 января 1957 года.

5 мая 1955 года с отменой оккупационного режима ФРГ официально была признана суверенным государством. Суверенитет распространялся только на зону действия временной конституции, то есть не охватывал Берлин и бывшие территории империи, которые на тот момент принадлежали ГДР.

В 1960-х годах был разработан и внедрен ряд чрезвычайных законов, которые накладывали запрет на деятельность ряда организаций (в том числе коммунистической партии), а также на некоторые профессии. Страна вела активную денацификацию, то есть борьбу с последствиями нахождения у власти нацистов, и всеми силами пыталась обеспечить невозможность возрождения нацистской идеологии. В 1955 году ФРГ вошла в состав НАТО.

Отношения с ГДР и внешняя политика

Правительство Республики Германия не признавало ГДР и вплоть до 1969 года отказывалось вступать в дипломатические отношения с государствами, чья позиция по этому вопросу отличается. Исключение составлял разве что Советский Союз, который признавал ГДР, но входил в состав четырех оккупационных держав. На практике указанная причина только дважды привела к разрыву дипломатических отношений: с Югославией в 1967 году и с Кубой - в 1963-м.

Еще в 1952 году Сталин заговорил об объединении ФРГ и ГДР. 10 марта того же года СССР предложил всем державам-оккупантам как можно быстрее в сотрудничестве с общенемецкими правительствами разработать мирный договор с Германией, и даже составил проект этого документа. Советский Союз был согласен с объединением Германии и при условии ее неучастия в военных блоках даже допускал существование в ней армии и военной промышленности. Западные державы фактически отвергли предложение СССР, настаивая на том, что вновь объединенная страна должна иметь право на вступление в НАТО.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены - инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Смена канцлера

Когда в 1969 году на должность канцлера Федеративной Республики Германия вступил Вилли Брандт, в отношениях между ФРГ и ГДР начался новый виток. Социал-демократы, пришедшие к власти, ослабили законодательство и признали нерушимость послевоенных государственных границ. Вилли Брандт и его последователь Гельмут Шмидт улучшили отношения с Советским Союзом.

В 1970 году был подписан Московский договор, в котором ФРГ отказалась от притязаний на восточные области бывшей Германской империи, отошедшие после войны СССР и Польше. Документ также декларировал возможность объединения республик. Это решение ознаменовало начало «новой восточной политики». В 1971 году ФРГ и ГДР подписали Основополагающий договор, регламентирующий их взаимоотношения.

В 1973 году обе республики пополнили состав ООН, несмотря на то, что ФРГ по-прежнему не хотела признавать международно-правовую независимость ГДР. Тем не менее статус-кво Демократической Республики, закрепленный Основополагающим договором, поспособствовал потеплению в отношениях «соседей».

«Мирная революция»

В сентябре 1989 года в ГДР возникло оппозиционное движение «Новый форум», частично состоящее из членов политических партий. В следующем месяце по республике прокатилась волна протестов, участники которых требовали демократизации политики. В результате руководство СЕПГ подало в отставку, а его место заняли представители недовольного населения. 4 ноября в Берлине состоялся массовый согласованный с властями митинг, участники которого требовали соблюдения свободы слова.

9 ноября граждане ГДР получили право на свободный (без уважительной причины) выезд за границу, что привело к стихийному падению Берлинской стены. После выборов, состоявшихся в марте 1990 года, новое правительство ГДР начало активные переговоры с представителями ФРГ о перспективе объединения.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

Loading...Loading...