Слоги для отработки слоговой структуры. Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов


Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Автор: Евсюкова Юлия Александровна – учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 8, Красноярского края, г. Боготола.
Дата создания: 2016 - 2017гг
Цель:изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи: развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова, расширять знания детей об окружающем мире, стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе.
Вид проекта: коррекционно - развивающий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – январь 2016-2017г.)
Участники проекта: дети старшей речевой группы «Звездочка», учитель-логопед, родители детей.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта:
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы по преодолению нарушений в слоговой структуре слова зачастую возникают трудности в подборе речевого дидактического материала, в обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь и мышление.Поэтому мною был разработан творческий проект: « Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
План реализации проекта:
Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры: «Чего не стало? » (Образование существительных единственного и множественного числа) ; «Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного) ; «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом) ; «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением) ; «Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др. Слова каждой слоговой сложности вводятся только после усвоения предыдущих слов. На заключительном этапе закрепляются навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Дети составляют рассказы по опорным словам, описывают предметы, пересказывают предложенные тексты, составляют рассказы по плану, диалоги на заданную тему, рассказы из опыта.
Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко- слогового состава слов различной сложности. Все это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.
Так же в данном проекте я предлагаю вашему вниманию несколько дидактических пособий способствующих коррекции слоговой структуры слова. Данные игры мы изготавливаем совместно с детьми и их родителями.
Ноябрь:
Описание дидактического пособия: « МАГАЗИН».
На определенную лексическую тему нужно изготовить карточки (товар магазина). Так же понадобятся деньги, чтобы купить товар. Деньги можно изготовить самим, а можно распечатать в интернете. На каждой купюре наклеиваем цифры или разное количество кружков. Для того, что бы купить товар в магазине ребенок должен сосчитать количество слогов в слове и заплатить купюрой с соответствующей цифрой или с таким же количеством кружков, сколько в слове слогов.
Предполагаемый результат: логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова будет эффективной в том случае, если в работе будут использоваться специальные коррекционные игры и упражнения описанные выше.
Декабрь:
Описание дидактического пособия: « ПОЕЗД ».
В логопедической работе большая роль отводится подготовке детей к обучению грамоте. Дети должны научиться определять наличие звука в слове, определять позицию заданного звука, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком, делить слова на слоги. В обучении детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Ребёнку должно быть не скучно на занятии. Заинтересованность-залог успеха. Привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребёнка, будут наиболее эффективны.
Предлагаю использовать на занятиях дидактическое пособие “Поезд”, которое легко изготовить своими руками.
Это пособие состоит из поезда, к которому цепляются четыре вагона. Вагончики разных цветов и имеют порядковый номер (1, 2, 3, 4). В зависимости от поставленных задач количество вагонов можно убавить или прибавить.
Используется данное пособие для реализации следующих целей:
1.Упражнять детей в определение местоположения заданного звука (начало слова, середина, конец).
Детям даются картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Если этот звук стоит в начале слова картинка ставиться в первый вагон, если в середине - во второй вагон, если в конце - в третий вагон.
2.Упражнять детей в подборе слов с различными звуками.
В каждый вагончик помещается буква. Задача ребёнка – подобрать карточки с заданным звуком и расставить их в нужные вагончики. Иногда задание усложняется: в синий вагон поставить карточки с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким, а в красный – с гласным звуком.
3.Упражнять детей в дифференциации звуков.
Задание даётся аналогично предыдущему, только используются акустически близкие звуки - “Картинки со звуком “С” засели в жёлтый вагон, со звуком “З” -в зелёный вагон, со звуком “Ш” в синий вагон”
4.Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ребёнок определяет количество слогов в слове и заселяет картинку в нужный вагон: односложные слова в первый вагон, двусложные – во второй вагон, трёхсложные – в третий вагон, четырехсложные – в четвертый вагон. Ответы детей можно усложнить, добавляя в предложение дифференциацию по цвету.
Январь:
Описание дидактического пособия: « ВАЗА С ЦВЕТАМИ».
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, учить подбирать слова на заданный звук в определенной позиции, учить дифференциации сходных по звучанию звуков.
Описание: данное пособие состоит из трех ваз. На вазах расположены схемы, указывающие на количество слогов в слове (от 1 до 3).
К пособию прилагаются разнообразные цветы. На отдельных кружочках представлены картинки с различным количеством слогов в их названии.
ВАРИАНТ 1: Дети должны определить количество слогов в названии картинки и прикрепить его к цветку в нужной вазе.
ВАРИАНТ 2: На вазу прикрепляется изучаемая буква. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук.
ВАРИАНТ 3: На вазу прикрепляется изучаемая буква и схема отображающая позицию звука в слове. Дети к цветам прикрепляют картинки на заданный звук в определенной позиции.
ВАРИАНТ 4: Используют 2 вазы. На них прикрепляют сходные по звучанию звуки. Дети дифференцируют слова.


Приложенные файлы

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

(1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

    Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

    Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

    Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

    Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    Нарушение количества слогов:
    – сокращение слога;
    – опускание слогообразующей гласной;
    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
    2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    – перестановка слогов;
    – перестановка звуков соседних слогов.
    3. Искажение структуры отдельного слога:
    – сокращение стечений согласных;
    – вставки согласных в слог.
    4. Уподобление слогов.
    5. Персеверации (циклическое повторение).
    6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
    7. Контаминации (смешение элементов слова).

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводитсь на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова .

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ""перекрестные"" движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ""Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ""Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.""

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

XX / XX / XX /

…. “ …. “ …. “ ….

О! + О! + О! +

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ""Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.""

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ""Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?""

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам "" Времена года"", "" Части суток"". В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме "" Вчера - сегодня - завтра"".

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

  1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; "" кулак на столе"" поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ""включению в работу"" помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ""Окошко"" (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ""Трубочка"" (напоминает артикуляцию звука [у]) - пальцы сближены ""в щепотку"", но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

Поза ""Хоботок"" (губы как при звуке [о]) - аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ""Заборчик"" (звук [и]) - ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] - аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] - округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

Двойные звуки букв ""е"", ""ё"", ""ю"", ""я"", также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

""е"" = [j]+[э] - сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

""ё"" = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

""ю"" = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

""я"" = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (""окошко""), подчеркивает контрастность (""заборчик - трубочка"", ""трубочка - хоботок"").

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

  • в сопровождении ручных символов;
  • без них;
  • без зрительной опоры.
  • Предлагаются слоги:

А - И

А - У

И - О

А - И - О

У - А - И

И - О - Ы

У - А - И - О

Э - У - А - И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

На одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

Громко (тише, совсем тихо);

Чередуя громкость в пределах одного ряда;

Быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

  • произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;
  • придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
  • пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • те же задания с выделением ударного звука: А УА; АУ А, АУА ;
  • угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;
  • загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;
  • повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А - АА, АА -А, А АА, АА А

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

Составление всех возможных слогов из предложенных букв (""Кто больше?"");

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог);
  • Упражнение с пальцами ""Пальчики здороваются"" (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • Наращивание слогов (""Скажи на один слог больше, чем я""): са-со….;
  • Уменьшение количества слогов (""Скажи на один слог меньше, чем я""): са-со-су-сы;
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;
  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • ""Скажи наоборот"" (игра с мячом): са-ас, тса - аст;
  • ""Кто быстрее?"": в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
  • Запись слогов различных типов под диктовку;
  • Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Уровень слова

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ""Работа логопеда с дошкольниками""". Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе - длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов.
  2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
  3. Выбор подходящей схемы слова.
  4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

  1. двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем - слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого - слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);
  2. стечение в конце слова (кость, мост);
  3. стечение в начале слова (слон, стол);
  4. односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);
  5. многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ""Идем по лесенке"". Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке - остановка.

Упражнение6. Вариант игры """Идем по лесенке"". Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП - ДЫМ, ГУСЬ - КОТ, ДУШ - ЛОСЬ - МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

  • отличающихся гласными звуками: СУК - СОК
  • отличающихся согласными звуками: СУК - СУП
  • отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА - СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня - воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок - заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ -ЛЫ - ЛЫЖИ, КИ-РА - РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ - КУБИКИ, СА-ГИ-ПО - САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА - КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- - ВЕДРО, КУХ- - КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. - ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16. Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО - ! - БОК - ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА - БИНЕТ, КА - ЛИНА, КА - РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

  1. Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.
  2. Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).
  3. Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ""потом"" (""дальше"", ""затем""). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК - ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Игра “Поезд”

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Игра “Гуси”

Гуси - гуси!

Га-га-га!

Пить хотите?

Да-да-да!

Гуси - гуси, вот вода!

Га -га -га! Га- га -га!

Так бегите все сюда!

(Дети бегут к водящему)

Игра “Лиса и гуси”

Гуси, гуси, я вас съем!

Подожди, лиса, не кушай!

Нашу песенку послушай:

Га -га -га! Га- га -га!

Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас!

(""Гуси"" разбегаются, ""лиса"" ловит).

Все вышеприведенные упражнения направлены на то, чтобы максимально приблизить уровень произношения детьми слов к норме.

Loading...Loading...