Что такое связанные корни в русском языке. Корневая морфема (корень) —

Корневая и аффиксальная морфемы русского языка

Корень слова.

В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служеб­ные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выде­ляются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корне­вая - брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязатель­ной частью основы слова. Служебные морфемы лишь до­полняют ее. Определение корня связано с известными труд­ностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень - это морфема с основным лексическим значени­ем слова», «корень является носителем идеи, определяю­щей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).

Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих акаде­мических грамматиках сделана попытка структурного оп­ределения корня через понятие основы слова: «Корневой морф - это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой» . Однако в «Русской грамматике» признается ве­дущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются со­ставителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аф­фиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпа­дать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных призна­ков не относится к бесспорно различительным. Этому пре­пятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных кор­ней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой - совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.

В школьной практике корень определяется по двум при­знакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообра­зовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).

Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами слово­изменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как , где и др.

Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) цент­ральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяет­ся, с одной стороны, особенностями отражения в слове ре­ального предмета, его процессуального признака или харак­терного свойства, а с другой - принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следу­ющие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0 ), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) при­знаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень кон­кретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь об­щую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом от­ношении занимают местоименные корни, имеющие отвле­ченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлека­ют к ним внимание собеседника.

Однако прямой зависимости между характером лек­сического значения корня и частеречной принадлежно­стью слова провести нельзя, поскольку в пределах каждой части речи корни могут иметь различную степень конкретности. Так, корни имен существительных наряду с конкретным значением типа берег-0, лес-0, пол"-е могут обозначать и отвлеченное значение процессуального или качественного признака (реш-ений-е, езд-а, бел-изн-а т.д.). Но самый обобщенный смысл имеет наиболее короткий отрезок корня (корневой морф) в составе родственных слов словообразовательного гнезда. Он выражает лишь самые общие очертания обозначаемого понятия, уточняемые за счет аффиксальных морфем. В результате каждое слово приоб­ретает свое вполне определенное лексическое значение. Так, например, корневой морф чт- в словообразовательных це­почках гнезда чит-а-ть, чит-а-тель-0, чит-к-а, чт-ений-е обозначает лишь нечто, имеющее отношение к зрительному и/или звуковому восприятию написанного. Но в слове чте­ние, сочетаясь со словообразовательным суффиксом -ний/ -енией- и системой окончаний имен существительных ср. рода, он получает определенное значение "отдельного акта действия". Как носители лексического значения, корни про­тивопоставлены аффиксам, выражающим более отвлечен­ное грамматическое или словообразовательное значение. В приведенном примере чт-ений-е кчислу грамматических относятся значения рода, числа, падежа имени существи­тельного; словообразовательным, выраженным суффик­сально, является значение "отдельного акта действия".

В материальном (звуковом) отношении корень - это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже - одной фонемы), способная подвергаться формальным видо­изменениям. Традиционно различают два вида таких изме­нений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующи­ми фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызы­ваемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мяг­ких, звонких/глухих согласных [д/д"], [д/т] в словах годо­вой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад"ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вы­зываемые разным положением по отношению к ударению.

К историческим чередованиям корня относится, напри­мер, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипя­щими ж, ч, ш в корнях имен существительных с умень­шительным суффиксом -ок: друг - дружок, сук - сучок, стих - стишок. Чередование корневых звуков к-ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку -печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чере­дующихся звука во всех приведенных примерах находят­ся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формаль­ных различий корневой морфемы не нарушают ее смыс­лового единства, поскольку представленные видоизмене­ния связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.

СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

По степени морфемной и семантической самостоятель­ности различают свободные и связанные корни.

Свободными называются корни, способные высту­пать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с оконча­нием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера - основу, которая совпадает с корнем.

К связанным относятся корни, выступающие толь­ко в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе чле­нимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. "корень" и греч. "подобный"): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, при­бавка, разбавить и др. - в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав-- выступал самосто­ятельно.

Образование слов со связанными корнями вызвано раз­нообразными изменениями слова в процессе исторического р азвития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов - палец явление связанности корня вызвано утратой исходно­го слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном зна­чении как слово с нечленимой основой, а во втором - солн­це - расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характери­зуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемнен­ное для современного восприятия значение, подобно сло­вам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы, точить, кромешный ад, попасть впросак и т.д.

Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по оста­точному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вы­зывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0 , с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.

Ерофеева Вероника, Пушкин Никита, Пардасова Юлия

Исследовательская работа помогает выснить происхождение слов, выражений (название блюд, происхождение фамилий) в русском языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: КАК ПРОИЗОШЛИ СЛОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Предмет: « Русский язык ». В русском языке много непонятных нам слов. Чтобы раскрыть лексическое значение слова, мы обращаемся к словарям. Перед нами встал вопрос: а как же произошли слова? Кто их придумывает? В наше время какие новые слова появились в языке? Эта исследовательская работа поможет нам выявить происхождение слов и выражений, повысить успеваемость по русскому языку. Тип проекта: теоретический, по времени – средней продолжительности, по способу организации детей - групповой

ЗАДАЧИ: выявить связь происхождения названий наиболее часто встречаемых в мифах, легендах народов мира растений-символов с их историей; узнать о способах формирования фамилий; выяснить, как получили свое название распространенные блюда и продукты. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА выявить: как произошли слова в русском языке?

Загадка, ответом которой является происхождение слов а. 1 .Лексическое значение (работа со словарями). Обращается внимание на многозначность слова. 2 .Рисунок слова (по количеству значений слова). 3 .Этимология (происхождение) слова (работа со словарями). 4 .Мое творчество. План работы:

Варианты решения проблемы 1)Скачать готовый конспект из Интернета 1)Скачать готовый конспект из Интернета 2)Скачать готовый ответ из Интернета. 1) Спросить у родителей и знакомых. 3) Самим найти информацию из различных источников и на её основе подготовить выступление. Использовать словари, литературу по теме, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийный проектор.

Ожидаемый результат Расширение кругозора. Выяснение происхождений слов в русском языке (названий цветов, блюд, фамилий). Повышение интереса к русскому языку и истории. Повышение успеваемости по русскому языку. Взаимная помощь в учении и труде.

Как произошли фамилии

откуда у людей фамилия? способы формирования фамилий

Первые фамилии на Руси появились в 14-15 веках. Тогда обладателями фамилий становились феодалы, князья, бояре, позднее – дворяне, купцы. Чаще всего происхождение фамилии людей из богатых сословий и значения фамилий были связаны с названиями земель, которыми они владели (например, фамилии: Тверской, Вяземский). Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь именами, отчествами, прозвищами. Так было до отмены крепостного права в 1861 году. К этому моменту абсолютное большинство населения Руси – крепостные, фамилии не имели. И только после падения крепостного права, когда крестьяне перестали кому-либо принадлежать, стали самостоятельными, возникла потребность дать им фамилии. Тогда в большинстве случаев именно отчества и прозвища стали исходными данными для происхождения фамилий.

Способы формирования фамилий 1. Фамилии от профессии. (Кузнецов, Пастухов) 2. Фамилии от местности проживания. (Озеров, Полевой, Болотников) 3. Фамилии от географических названий. (Македонский, Чувашов, Костромин) 4. Фамилии от прозвища. (Кривощекин, Новиков) 5. Фамилии от имени. (Иванов, Петров, Ильин) 7. Фамилии от исторического события. (Невский) 8. Фамилии от события в жизни человека. (Найдёнов, Подкидышев) 9. Фамилии от личных качеств человека (Быстров, Смирнов, Смелых, Грозный) 10. Фамилии от церковных имён и праздников. (Рождественский) 11. Фамилии от названий животных и птиц. (Скворцов, Дроздов, Медведев, Зайцев, Бобров)

В нашем классе фамилии произошли:

Происхождение слов. Названия распространенных блюд и отдельных продуктов

Слово АППЕТИТ пришло к нам при Петре I из Германии. Немецкое «аппетит» происходит от латинского «аппетитус», что означает сильное желание. Как известно, "хлеб - всему голова", "хлеб на стол, так и стол - престол"... Очень важное для славян слово "хлеб" было заимствовано в общеславянский период из германских языков (готское hlaifs, древненемецкое hleib). Слово "тесто" образовано от той же основы, что и "тискать" (чередование и/е, как в словах "мигать/смежить"). *Teksto изменилось в "тесто" в результате упрощения сочетания согласных. Первоначальное значение этого слова - "то, что тискают" (т.е. мнут в руках).

Слово "баранка" образовано от "баран"; первоначально баранками называли булочки, согнутые подобно бараньему рогу (иногда их называют витушками) Леденец - похоже на "ледяной" (раньше так и писалось - " ледянец"). Этот сорт конфет назван так за сходство со льдинками - они похожи прозрачностью и способностью таять во рту.

Слово САХАР позаимствовано из латинского языка «сахарум», куда попало из санскритского « саркара», что означает «гравий», «песок». СМЕТАНА названа так потому, что ее сметают (сгребают) с отстоявшегося кислого молока. СЛИВКИ – это то, что сливают с отстоявшегося свежего молока. Оладьи были популярны в Древней Греции. Оладьи – это масляные лепешки, а по-гречески МАСЛО – «елайон».

"Суп" - заимствование из французского языка (в XVIII веке), где soupe восходит к позднему латинскому suppa - "кусок хлеба, обмакнутый в подливку" . Слово " масло"образовано от глагола "мазать" с помощью суффикса "-сл-" (как "весло" от слова "везти", "гусли" от "гудеть"). Получившаяся форма "маз-сло" упростилась, и получилось "масло". "бутерброд" в переводе с немецкого - "хлеб с маслом".

«Помидор" в переводе с итальянского - "золотое яблоко« Арбуз – «харбуза» из персидского языка. Апельсин. Слово происходит из двух немецких слов – «апфель» (яблоко) и «сина» (Китай), то есть «китайское яблоко». Винегрет образовано от французского vinaigre - "уксус«

Результаты исследования:

Общие результаты исследования: Ни одно иностранное слово не пришло в русский язык беспричинно. В определенные периоды истории сильным проникновением в русскую речь отличались разные языки – арабский, древнегреческий, немецкий, польский. Множество русских слов имеют эти корни. И сегодня много неологизмов английского происхождения. Например: джаз, митинг, спортсмен.

Новые слова появляются буквально каждый день. Иные не задерживаются в языке, а иные остаются. Великим творцом слов был ученый Михаил Ломоносов. Ему приходилось строить на пустом месте целый ряд наук: физику, химию, географию и множество других. Ломоносовым были введены в русский язык слова «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат» и «минус». Пытаясь установить происхождение того или иного слова, учёные уже давно сопоставляли между собой данные различных языков.

Процесс формирования словарного состава русского языка длительный и сложный. Вопрос о происхождении и развитии лексики, пути ее развития тесно связан с историей русского народа. Всю лексику русского языка можно разделить на два больших класса: исконные, изначально присущие русскому языку; заимствованные, то есть пришедшие к нам из других языков. Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют (заимствованных слов всего 10 %.). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». (В. Г. Белинский)

Работая по данной теме, мы научились пользоваться различным словарями: этимологический словарь этимология слов значение слов словарь русского языка словарь синонимов словарь ожегова происхождение фамилии словарь даля

Использованная литература: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М.: Просвещение, 1968. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа - Пресс, 1993. Ожегов С.И. Словарь русского языка - Русский язык, 1975. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. Словарь-справочник по русскому языку. /Под редакцией А.Н. Тихонова. - М.: Цитадель, 1996. Этимологический словарь русского языка. – М.: Издательство Московского университета, 1980.

Над проектом работали ученики 3А класса МОУ «Кугесьский лицей» Чебоксарского района ЧР Ерофеева Вероника, Пардасова Юлия и Пушкин Никита.

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова лес и лесок(суффикс обозначает размер — «маленький», а корень — сам предмет), бежать и при-бежать (приставка обозначает «приближение», а корень — само действие).
Но бывает и другая ситуация.

Возьмем глаголы обу ть и разу ть. В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками.

Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
В словах теленок, жеребенок корни связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр— [тигр"-онок], слон— [слои"-оиок], волк— [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, от-ли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (от-кинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня.

Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями :
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным.

Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-.


В древнерусском языке был глагол яти — «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки — глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор]

(По материалам справочного пособия Д.Э.Розенталя)

Елена Косых, кандидат филологических наук, доцент

Алтайский государственный педагогический университет, Россия

Наталья Чащина, учитель русского языка и литературы

Средняя общеобразовательная школа №125 г. Барнаул

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике ;

В статье представлены рассуждения о причинах появления связанных корней в русском языке. Десемантизация ядерной морфемы, вероятно, обусловлена историческими фонетическими процессами, менявшими облик корня.

Ключевые слова: морфема, связанный корень, причины десемантизации.

The article presents the discussion of the causes that lead to the emergence of bound roots in Russian. Desemantized nuclear morphemes may be probably caused by historical phonetic processes changing the root structure.

Keywords: morpheme, bound root, causes of desemantization.

Если в начале было слово, то оно обязательно было представлено корнем, который признаётся центральным и обязательным элементом морфемной структуры слова. Данная морфема является носителем основного лексического значения, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его. Однако вычленение корня в морфемной структуре слова на современном этапе функционирования языка может представлять проблему, так как с течением времени внешняя форма корня может видоизмениться. Эти изменения отражаются в чередованиях и обусловлены различными историческими процессами языка.

Проблема выделения корней в словах со сложной морфемной структурой повлекла за собой ряд теоретических вопросов, на которые ученые до сих пор не могут дать однозначных и исчерпывающих ответов. Мнение В.В. Лопатина и И.С. Улуханова о том, что «многое здесь остается неясным или невыполненным до конца» [Цит. по: Шептухина, 2006, с. 22] актуально и в настоящее время. Сложность возникает потому, что корни современного русского языка могут быть свободными или связанными.

В синхронии слова со связанными корнями описаны достаточно подробно. Однако среди ученых нет единства в определении термина «связанный корень» и «связанная основа», дискуссионными остаются вопросы производности и членимости слов, содержащих связанный корень, связанную основу [см., например: Винокур, 1959; Земская, 2009;Сигалов, 1977; Сидорова, 2006; Тихонов, 1990; Улуханов, 1993; Цыганенко, 1991; Шанский, 1968; Ширшов, 1997]. Несмотря на исследования, в которых предпринята попытка выявить причины появления слов со связанными корнями в русском языке [Стрелков, 1967], этот аспект до сих пор остается недостаточно разработанным в науке. В диахроническом аспекте, который позволяет установить причину возникновения связанности корня и представить возможную для современных корней перспективу утраты свободы, работы практически не отмечены.

Чтобы найти ответ на вопрос: почему в современном русском языке некоторые корни потеряли способность употребляться свободно, без окружения одного или нескольких словообразовательных аффиксов, нами предпринято исследование, основанное на анализе исторических форм.

Для выявления причин утраты корнями самостоятельности мы выбрали связанные корни, наиболее часто встречающиеся в качестве примеров данного явления в учебниках и пособиях по словообразованию для студентов филологических факультетов высших учебных заведений [Земская, 2009], [Касаткин, 1995], [ Современный русский язык, 1999], [Современный русский язык, 2006].

Отправной точкой работы послужила монография Г.О. Винокура «Заметки по русскому словообразованию» [Винокур, 1959],в которой исследователь дал определение термину «связанная основа», описал данное явление и представил перечень связанных корней, используя слова, в которых эти корни приводятся в качестве примеров.

В нашем исследовании мы репертуар связанных корней, наиболее часто встречающихся в учебной и справочной литературе по данной проблеме, насчитывает около 40 ядерных морфем, способных употребляться только в окружении словообразовательных аффиксов (-бав-, блюд/блюс(т)-,

-’а-//-им-//-ем-//-йм-//?, -вад-//-важ-, -вет-, -де-//-дежд-, -ул-, -ряд-//-ряж-, -тяж-//*-тяг- и др.). Количество вариантов функционирования указанных связанных корневых морфем превышает 1000 слов современного русского языка (например, забава, добавить; наблюдать, блюсти, соблюдать; взять, иметь, приемник; привадить, отвадить; привет, завет; надеть, одежда; улица, переулок; рядиться, наряжаться; тяжба, тягать, но тяга - ещё со свободным корнем ).

Классическим примером связанного корня является морфема - у- в словах обуть, разуть, обувь . Образование глаголов происходит по известной схеме: приставка + основа. В этимологическом словаре отмечено, что обуть образовано от «праслав. *ob-utiнаряду с *jьz-uti(см. изуть)» [Фасмер, 2003: Т. 3, с. 109]. В словарях также отмечено, что обуть, разуть «родственно с лит. auti, aunu, aviau«носить обувь, обувать(ся)» [Фасмер, 2003: Т. 3, с. 109]. В современном русском языке в указанных лексемах наблюдается слияние корня и приставки.

Изменение семантики, затронувшее исследуемые единицы, показывает

Г.О. Винокур в «Заметках по русскому словообразованию», отмечая: «Значение данной основы не существует вне сочленения с значениями приставок об-, раз-. Неправильно было бы думать, что значение основы -у- вообще неопределимо. Нет, оно определимо, но только так, что при любом его определении в самое определение непременно будет входить указание на то, что соответствующее действие возможно только в тех его модификациях, которые в языке обозначаются префиксами об-, раз-.» Исследователь считал, что, например, значение основы -у- можно было бы определить так: «совершить действие, в результате которого ноги будут снабжены одеждой или лишены ее» [Винокур, 1959, с. 424].

В ходе исследования было выяснено, что отмеченный корень исконно представлял собой дифтонг *ou-, который в праславянский период монофтонгизировался. И если на письме графически передавалось написание ОБОУТИ, ОБОУВАТИ, то фонетически - монофтонг [у]. Стяжение корневой морфемы послужило причиной связанности корня -у-, так как изменилась и семантика слова. Значение «натягивать», «надевать» имел и.-е. корень *ou- [Черных, 2002: Т. 1, с. 589]. Постепенно это значение актуализировалось в приставке об-, которая реализуется в значении ‘покрыть или покрыться чем-л. с помощью действия, названного мотивирующим словом ’: обуть значит «надеть обувь» отмечено в современном толковом словаре русского языка [Ожегов, Шведова, 1994, с. 430]. Анализ указанных значений привел к выводу о том, что семантика корня -у- с течением времени конкретизировалась за счет слияния корня со словообразовательными омонимичными приставками об- и раз-. Существенно подчеркнуть, что десемантизация корня и перераспределение морфемной границы в случае рождения связанного корня сопровождается семантическим перераспределением, т.е. часть значения корневой морфемы передаётся аффиксам (приставке или корню).

С диахронической точки зрения связанная центральная морфема -у- вычленяется в слове обувь. Морфемное строение этого слова в современном русском языке поясняет Е.А. Земская, с мнением которой, в данном случае, мы абсолютно согласны: «Значение приставки в этом слове неясно, хотя вообще в языке приставка об- живая; в языке нет существительного с тем же корнем, но с другой приставкой. Что касается суффикса -вь, то он мертвый и значение его говорящим совсем непонятно» [Земская, 2009, с. 54]. Поэтому слово обувь с позиции синхронического развития языка является простым и нечленимым. А значение «одежда для ног, то, что покрывает ноги вокруг» реализуется в том числе и через элемент об-.

Другой пример. Связанный корень -ем- / -ём- / -ним- / -ня- / -ым- / -’а-(праславянский *jьm) вычленяется в словахпринимать, взять, объять, снять, разнять, внять, приятель, приемлемо, внемлю, подъем, приемник и др. В словаре М. Фасмера указано, что слово внять, например, образовано путем прибавления приставки к корню: «*vъn- и *j?ti» [Фасмер, 2003: Т. 1, с. 329]. Исходно протетический -н’-в праславянском языке появлялся в положении после предлогов въ , къ, съ которые в праславянском языке звучали * v ъ n , *k ъп, *s ъп. Тогда согласный корневой морфемы *jсливался с конечным согласным предлога и происходило переразложение основы. То же наблюдаем в слове взятка, образованного из приставки *vъzи *j?ti.

Таким образом, этимологическая цепочка данного связанного корня выглядит так: *jьm?j?ti? I А ТИ?яти? внять, взять и др.

На одном из первых этапов формирования корня -’а- (-я-) произошел процесс монофтонгизации дифтонгоидов (стяжение в один вокальный элемент гласного и носового): ?, затем - утрата носовости (в древнерусском языке): ?<’а>. До этого момента корень -им- / -а- мог употребляться свободно, однако уже в словаре Даля отмечено, что ЯТИ употреблялось «более с предлогом». Например, *j?ti?*vъn- + j?ti(внять). Здесь отражен процесс переразложения основы , который привел к присоединению -н’- к корню.

Однако установления фонетических процессов, произошедших с корнем на пути исторического развития, недостаточно для того, чтобы объяснить причину утраты корнем самостоятельности.

Следует проследить изменение корневой семантики. В этимологическом словаре славянских языков отмечены следующие значения исследуемого корня: «*j?ti, *jim-, *jьmQ: ст-слав. I А ТИ, имQ «брать», др.-русск., русск.-цслав. I А ТИ, имQ «взять», «брать» (Поуч. Вл. Мон. 82), «схватить» (Церк. уст. Влад.), «прикоснуться, припасть» (Остр. Ев.), «схватить, захватить, лишить свободы» (Остр. Ев. и др.), «привести» (Р. Прав. Влад. Мон.), «поймать, наловить» (Остр. Ев. и др.), «достигнуть, дойти» (Лавр. Л. под 1169г.), «овладеть» (Новг. Iл. под 1417г.), «стать» (вспом. глаг., Церк. уст. Влад. и др.) (Срезневский III, 1671), русск. диал.ять «стать» (Яросл., опыт 275), «брать» (Куликовский 143), ялся «хотел» (Куликовский 142), нять «взять» (новг. смол.), «досадить, задеть за живое» (Новг. Пск.) (Опыт 131), нять «захватить, овладеть чем-нибудь» (Добровольский 495), яться «браться, обещаться»» [Трубачев, 1981, с. 226].

Таким образом, только по данным этимологического словаря под редакцией О.Н. Трубачева, насчитывается около двадцати значений и.-е. основы *jьm?, реализованных в однокоренных словах.

В историко-этимологическом словаре П.Я. Черных подтверждаются указанные выше значения: «этимологический корень *-jьm-, восходящий к и.-е. * (m о) или *em, имея значение «брать», «хватать», реализовывал более поздние значения «владеть, захватывать»» [Черных, 2002: Т. 1, с. 344].

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля отмечено слово ЯТИ, ЯТЬ в значении «соверш. глаг. от имати (брать) и имать (ловить); местами доныне (вост.), но более с предлогом брать, взять ; ловить, хватать, изымать; начать, стать. Вшед, ят ю за руку, Матф . ял, взял . Всеволод я стръя своего Ярослава, летописн. взял в плен. Яло гореть, влад . стало, начало». У В.И. Даля приведено больше примеров, к тому же этот корень употребляется с приставками: «Взять, взнять (вздымать), поднять; взять, соверш. от брать. Взялся не за свое дело. Выять, вынять, вынуть» и др. [Даль, 2002: Т. 2, с. 1011].

Во всех словарях четко зафиксировано одно значение «брать», остальные значения, которые реализовывал данный корень, широко варьируются.

В современном русском языке значение «брать» закреплено лишь собственно за глаголом взять: «взять, возьму, возьмешь; взял, -а, -о; взятый (взят, -а, -о); сов . 1. см . брать.» - отмечено в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой Ю [Ожегов, Шведова, 1994, с. 78].

Таким образом, мы отмечаем сужение семантического поля корня в пределах одного слова: значение «брать» в современном языке соотносимо лишь со словом взять, значение «захватить, овладеть чем-нибудь», приводимое в перечне остальных в словаре под ред. О. Н. Трубачева, реализовано в слове принять «1. Взять, получить в свое ведение » [Ожегов, Шведова, 1994, с. 585]. В слове поднять отражено значение «схватить, захватить»: «поднять - 2. Взять, захватить, имея достаточно силы, чтобы удержать» [Ожегов, Шведова, 1994, с. 529].

Следовательно, семантическое поле одного слова сужается, но семантика слов со связанным корнем в целом, напротив, расширяется за счет сочетаемости связанной ядерной морфемой с различными аффиксами.

Таким образом, употреблявшийся ранее свободно корень -’а-, например, в слове яти, реализовывал большое количество значений, затем, как отмечено у Даля, яти стало употребляться «более с предлогом», и на современном этапе корень имеет множество реализаций в однокоренных словах, но самостоятельно (свободно) уже практически не употребляется.

Следует отметить, что особняком стоит слово иметь , активно употребляющееся в современном русском языке и содержащее в себе свободный корень -им-. Однако носителями языка почти не улавливается связь корня -им- в слове иметь с корнями -ем- / -ём- / -ним- / -ня- / -ым- / -я- в словах прием ственность, заём щик, предприним атель, заня ть, приподым ать, взя тка и других. Расхождение семантики этих слов произошло, вероятно, в результате словообразовательных процессов, происходивших с корнями -ем- / -ём- / -ним- / -ня- / -ым- / -я- . Присоединение аффиксов к корню повлекло за собой переложение на них основной смысловой нагрузки слова.

Можно предположить, что свободное употребление корня -им- в слове иметь объясняется тем, что процесс «связывания» корня -им- с аффиксами еще до конца не завершен, в отличие от корней -ем-, -ём-, -ним-, -ня-, -ым-, -я-, которые свободном виде в русском языке не существуют.

Таким образом, связанными корнями, в большинстве случаев, становятся те, которые в праславянский период претерпели воздействие закона слоговой гармонии, в результате которого произошло изменение внешнего облика слова. В числе фонетических процессов, происходивших с корнями на пути их преобразования из свободных ядерных морфем в связанные, - монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний с последующей утратой назальности монофтонгизированными гласными. Развитие протеза перед гласным в позиции начала слова (появление и протетических), дефонологизация дифференциального признака долготы также способствовали появлению корней с изменённой звуковой оболочкой, чередованиями, коней, предрасположенных к утрате самостоятельности и свободы. В большинстве слов отмечен словообразовательный процесс переразложения морфемных границ.

Существенно подчеркнуть, что языковая эволюция представленных в работе связанных корней в 70% случаев сопровождалась процессом монофтонгизации дифтонгов и дифтонгоидов в этой морфеме. На основании данного факта мы можем говорить, что связанными становятся именно те корни, которые претерпели воздействие процесса монофтонгизации.

Одним из ведущих факторов, оказавших влияние на связанность корневых морфем, также является историческое изменение семантики. С течением времени корень в новой огласовке перестал осознаваться носителями языка в исходной семантике, вследствие чего «на помощь пришли аффиксы». Словообразовательные морфемы распространили, конкретизировали значение исходного корня и стали играть значительную роль в толковании слов со связанными корнями. В результате семантику слов с несвободными ядерными морфемами носители языка определяют посредством выведения значения аффиксов, впитавших в себя семантическую составляющую ядерной морфемы. Назвать исходное значение связанного корня без применения специальных лингвистических источников на современном этапе функционирования языка почти невозможно.

Следует отметить, что в ходе выяснения исторических причин и условий, повлиявших на трансформацию формы и содержания связанных корней русского языка, мы столкнулись с рядом особенностей, на основании которых выделили две группы слов со связанными корнями, функционирующими в современном русском языке.

Первая группа представлена словами, корни которых являются связанными в современном русском языке, а также употреблялись в несвободном виде уже в древнерусский период. Например: -вык- (др.-рус. выкноути , совр. навык ), прас- (др.-рус. напрасьнъ , совр. напрасный ), -нз- (др.-рус. вънъзити , совр. вонзить ), -верг- (др.-рус. вьргнути , совр. ввергнуть ) и другие.

Вторая группа включает в себя слова, корни которых в современном русском литературном языке являются связанными, а в древнерусском языке были свободными. Также корни данных слов могут употребляться без окружения словообразовательных аффиксов и в современном русском языке, однако их функционирование ограничено определенными сферами общенародного языка, что отражено в пометах, приводимых в словарях. В их числе: -ряд- (устар. и простореч. рядить, литер.нарядить ), -нуд- (устар. нудить, литер. нудный ), -раж- (книжн. разить, литер. сражение ) и другие.

Рассуждая о тенденциях формирования связанности корней, мы предполагаем, что некоторые корни IIгруппы (способные употребляться в свободном виде в определенных, ограниченных нормами сферах современного русского языка) через некоторое время пополнят ряды абсолютно связанных ядерных морфем.

Кроме того, можно допустить, что корни слов влач ить, мут ить,рд еть и некоторые другие утратят самостоятельность и станут связанными по причине затемнения семантики, утраты осознания носителями языка родственных связей. Центральные морфемы этих слов так же, как и корни, ставшие связанными, подверглись влиянию исторического процесса монофтонгизации дифтонгов и на данном языковом этапе выступают в словах в окружении словообразовательных аффиксов. Исключение составляют только вышеперечисленные лексемы в форме производящих безаффиксных инфинитивов.

Полученные в ходе исследования результаты обосновывают диахронический подход к вопросу функционирования слов со связанными корневыми морфемами, а также дополняют и углубляют существующие научные работы по проблеме связанных корней.

Литература:

  1. Большой академический словарь русского языка: в 17 т. / Российская Академия наук, Институт лингвистических исследований: [гл. ред. К.С. Горбачевич]. - М.; СПб.: Наука, 2006.
  2. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. - М.: Издательство АН СССР, 1959. - Т. V, вып. 4. - С. 419-442.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  4. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 328 с.
  5. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1995. - 382 с.
  6. Кузнецова, А.И., Ефремова, Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52 000 слов. - М.: Рус. яз., 1986. - 1136 с.
  7. Малый академический словарь русского языка [Электронный ресурс] / А.П. Евгеньева. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas.htm ].
  8. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.
  9. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
  10. Откупщиков, Ю.В. К истокам слова. - М.: Азбука-классика, Авалонъ, 2005. - 352 с.
  11. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. Заведений: в 2ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфематика. Словообразование / [Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева]; под ред. Е.И. Дибровой. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.
  12. Современный русский язык: [учебник для филологических специальностей вузов / В.А. Белошапкова и др.]; под ред. В.А. Белошапковой. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 926 с.
  13. Современный русский язык: учебник для студентов вузов / под ред. П. А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. - М.: Дрофа, 2001. - 558 с.
  14. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. - М.: Русский язык, 1990.
  15. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007.
  16. Улуханов, И.С. Об изменении значений слов // Рус. речь. - 1970. - № 4. - С. 59-62.
  17. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер; Пер. с нем., доп., послесл. О. Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. -М.: АСТ: Астрель, 2003.
  18. Хабургаев, Г.А. Старославянский язык: учебник для студентов педагогических институтов / Г. А. Хабургаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 288 с.
  19. Цыганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Рад. шк., 1989. - 511 с.
  20. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П. Я. Черных. - 5-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2002.
  21. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Прозерпина: Школа, 1994. - 400 c.
  22. Шептухина, Е.М. Эволюция глаголов со связанными основами в общенародном русском языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Е.М. Шептухина. - Волгоград, 2006. - 51 с.
  23. 2Ширшов, И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. - М.: АСТ: Астрель: Русские словари: Ермак, 2004. - 1023 с.
  24. Этимологический словарь русского языка: в 2 т. / под ред. Н.М. Шанского. - М.: Изд-во МГУ, 1968-1975.
  25. Этимологический словарь славянских языков: праслявянский лексический фонд. Вып. 1. А - *besedьlivъ / под ред. О.Н. Трубачева. - М.: Наука,1974. - 214 с.
  26. Языкознание: большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева; ред. кол. Н.Д. Арутюнова и др. - 2-е изд., репринт. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

Ваша оценка: Нет Средняя: 7.2 (11 голосов)

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).

Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].

Loading...Loading...