Сегодня

19 августа 2017г.
1:13

Единый номер
колл-центра Губернатора

8-800-550-50-30

Яндекс.Погода

Таланты поселка

print version   Mail   Blog

таланты поселка

 

Художник В.С. Парфёнов

 Родился в 1940 году. С раннего детства занимался рисованием, живописью, художественной керамикой. Окончил Московский Заочный народный университет искусств, по курсу живописи. Более 40 лет занимается обработкой дерева, создавая настоящие шедевры.

В.С. Парфёнов постоянный участник ежегодной выставки «Природа и Человек» в ДК Пески. Принимал участие в выставке скульптурных работ в СГТУ г. Саратова и г. Балаково 2004г, в выставке достижений народного хозяйства СССР «Природа и фантазия» 1967год, Москва. Персональная выставка «Природа и фантазия» в ДК Пески 2005год.

*****

В Коломенском районе Московской области есть много мест, связанных с судьбами известных людей России. Одно из них – посёлок Пески. С этим местом связаны имена кинорежиссёра Герасимова, художника Елисеева. Как-то так сложилось, что здешние места располагают к творчеству и совсем неудивительно, что многие жители этого населённого пункта увлечены созиданием. Один из них, чьи работы известны не только у нас, но и за границами Московской области, это – скульптор Владимир Степанович Парфёнов. В своё время он начинал учиться гжели, но вовремя понял, что его увлекает работа с деревом. И тогда Владимир Степанович пошёл учиться в Заочный народный университет искусств в Москве.

Впервые резные работы малой формы он увидел на выставке, тогда ещё в Ленинграде.

Владимир Степанович вспоминает: «Там была выставка, в саду на Невском проспекте, где был павильон резных работ, но такие работы, как мои, большой формы никто не делал. Это – моё новшество. Там были работы только малой формы. Я начал заниматься этим делом более 40 лет назад, когда работал художником-оформителем и сейчас моё творчество прогрессирует, несмотря на жизненные перипетии».

Сначала В.С. Парфенов вырезал фигурки из небольших чурбачков, после чего начал осваивать более крупные формы и его стали признавать по разнообразным выставкам, где регулярно экспонируются его работы, а особенно – в местном клубе, Песковском ДК, в котором его работы персонально выставляются на протяжении сорока пяти лет. Творчество втянуло в себя, окончательно увлекло Владимира Степановича, без которого он не может и дня прожить.

Как говорится, если человек талантлив, то он талантлив во всём, так и Владимир Степанович – он не только талантливый скульптор. В своё время он занимался чеканкой, живописью.

«Моё увлечение – это, конечно, резьба, но не в своём классическом понятии, а вот именно «Лесная Скульптура». Я её называю – Природа и Фантазия» – говорит Владимир Степанович.

Работы Парфёнова В.С. неоднократно выставлялись на различных выставках. Как районных, так и областных, российских. Был даже случай, когда его произведение чуть не попало на международную экспозицию. Правда, было это давно, в начале 60-х годов прошлого столетия большая выставка проводилась на ВДНХ.

Владимир Степанович вспоминает: «Я там выставлялся совместно, потому что я в основном в Ленинграде выставлялся, а лучшие работы с Ленинградской выставки – выставлялись в Москве, на ВДНХ в 1967 году к 50-летию Октября. И там была кандидатура в Монреаль, на Всемирную выставку, и моя кандидатура туда проходила, мне сказали об этом устроители Ленинградской выставки, выдав мне аттестат с отличием за некоторые работы по народному творчеству. Однако после они сообщили мне, что не прошёл я, потому что Москва своих протолкнула. Так как Москва-то – хозяева, а Ленинград – нет. Так себе, бедный родственник. И всё тут…»

Казалось бы, стоит в лесу дерево с уродливым наростом – прикорневым капом. Другой бы мимо прошёл, и даже не заметил, что под ним скрыт причудливый образ, а Владимир Степанович – замечает и домой к себе тащит. Именно тащит – с помощью различной техники. Ведь порой вес будущей скульптуры достигает нескольких сотен килограммов.

«Крупным формам предпочтение своё отдаю, хотя и не брезгую иногда и малыми, если они очень пластичные, интересные и похожи, например, на лесных зверушек. В настоящее время я изготавливаю большие вещи. Их можно куда-нибудь поставить, сорганизовать на них подставку под чего-либо, да и в хозяйстве они пригодятся, а мелкая вещь – только украшение, да и только» – рассказывает нам Владимир Степанович.

Домовые, ёжики, различные сказочные персонажи – вот одни из любимых тем В.С. Парфёнова, однако сам себе он автором не считает.

«У меня автор – сама Природа, она мне всё подсказывает, а я – всего лишь соавтор. И всем и везде об этом говорю. Дерево для себя я изучил настолько, что я знаю: это дерево растрескивается сильно, то есть сложное для скульптуры, так как его надо много шпаклевать. К каждой породе дерева я имею свой подход, поэтому в моих произведениях все сорта дерева представлены. Я привозил некоторые такие заготовки на тракторах, грузовых машинах и если такие огромные вещи очень сильно растрескивались, приходилось их сжигать. Сколько труда пропало напрасно» – сожалеет об этом Владимир Степанович.

Чтобы увидеть скульптуру – нужны годы, а порой образы возникают сами по себе.

«Иногда, я вижу прямо на месте, в лесу, что из этой коряги я могу сотворить, а иногда годами лежит – вещь хорошая, а придумать я не могу никак. И однажды, вижу вдруг что-то неожиданное. Вот то, что надо, и начинаю делать. И прекрасная штука получается. А я не видел её пять лет, не мог заметить, но с другого поворота, ракурса – в один миг, как – озарение. Вот такие чудеса, и такие вещи мне попадались тоже» – порадовался Владимир Степанович.

Какого-либо предпочтения тому или иному дереву Владимир Степанович не отдаёт, однако долгие работы с различными сортами дерева не проходят даром. К примеру, для скульптуры плохо подходит сосна – она при сушке растрескивается, а вот липа, берёза, осина подобным грешат реже. С дубом мастер старается вообще не работать.

«Он тяжёлый в обработке и растрескивается, да и у него нет таких вещей, которые меня бы интересовали. На берёзе их легче найти. А в нашей округе я больше ничего не нахожу – я всё уже выбрал тут за столько лет работы, облазив десятки километров» – говорит Владимир Степанович.

Но, перед тем как приступить к работе с деревом, надо провести большую подготовку.

«Перво-наперво – любовь должна быть. Но любовь, она у меня естественно есть, её видно уже в моих работах. А, вот кто начинающий, заразится такой работой, ведь ходит же он в лес за грибами, так и здесь вместе с грибами надо искать всякие причуды: наросты интересные, особенно прикорневые. Они редкие очень. И я тоже хожу, ищу: по лесам, по болотам. Затем иду, выкорчёвываю их, если мне эта вещь понравится, конечно. Беру эти вещи ранней весной – когда снег только сошёл, и поздней осенью – пока снег ещё не выпал, но трава уже полегла, листья с деревьев опали. В это время – хорошая видимость в лесу и сокодвижения в деревьях нет. Собранные заготовки я оставляю до весны или до лета, так как в это время хорошо отходит кора. Различными приспособлениями кору я снимаю, а дальше сушка и дальнейшая обработка. И я смотрю, что из неё получится».

К работе мастер не приступает, пока дерево не высохнет полностью, а ведь заготовки бывают весьма и весьма большими.

«Такие крупные массы долго сохнут, сохнут годами. Мне, конечно, хочется побыстрей, но они будут растрескиваться. Некоторые заготовки я сушу дома, у батареи, зашпаклевываю их, вставляю всякие клинья, там, где трещины, а то пять лет ждать – это долго. Вещь хорошая, и её хочется побыстрее сделать. Сухие деревья я никогда не беру в лесу, от сухих деревьев кора не отходит» – делится опытом В.С. Парфёнов.

А для того, что сделать вот такую шикарную фигуру, нужен целый арсенал инструментов.

«У меня есть всякие стамески, но главный и любимый инструмент – нож, я одним ножом вырезаю чудеса, привык уже».

Своим увлечением Владимир Степанович заразил и всех окружающих. Не редкость, когда к нему приходят люди, с просьбой научить, показать, как из простого куска дерева сделать красивую скульптуру, причём весьма функциональную. Ведь, допустим, такой столик будет не плохо смотреться в доме, а вот кресло, заботливо вырезанное В.С. Парфёновым, оценил даже митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, когда близ Бобренева монастыря проходила выставка работ умельцев Коломенского края.

 

 новости поселка новости поселка новости поселка

новости поселка новости поселка новости поселка 

новости поселка новости поселка новости поселка

новости поселка новости поселка новости поселка

новости поселка новости поселка  новости поселка